1 Июня 2011 года |
1 июня — День военно-транспортной авиации |
Среда |
|
||
В канун 80-летия военно-транспортной авиации на вопросы «Красной звезды» ответил командующий ВТА генерал-лейтенант Виктор КАЧАЛКИН. - В ходе расширенного заседания коллегии Министерства обороны РФ в марте с.г. Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами России Дмитрий Медведев в числе приоритетных направлений отметил необходимость создания крупных авиационных баз для повышения мобильности войск. Как это решение отразилось на военно-транспортной авиации? - К военно-транспортной авиации этот вопрос имеет самое прямое отношение, поскольку основным предназначением объединения является обеспечение стратегической мобильности Вооружённых Сил России, а в мирное время - обеспечение жизнедеятельности войск в различных регионах. Поэтому главное внимание руководства Минобороны и постоянная забота главного командования ВВС, естественно, направлены на обеспечение боеспособности ВТА. Экипажи военно-транспортной авиации традиционно одними из первых реагируют на внезапно возникающие задачи как мирного времени в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, так и в ходе военных конфликтов в любом регионе России и мира. А в успешности решения задач обеспечения стратегической мобильности в интересах всех видов Вооружённых Сил РФ и родов войск можно было убедиться с началом оптимизации структуры армии и флота в 2009 году. Тогда экипажи ВТА на протяжении двух лет принимали непосредственное участие в перевозках и перебазировании частей и соединений в рамках новой оргштатной структуры. - Насколько структурная оптимизация затронула непосредственно военно-транспортную авиацию? - В процессе оптимизации структуры объединения произошло укрупнение ряда авиационных полков за счёт общего сокращения количества частей и соединений по всем Военно-воздушным силам. В ходе организационно-штатных мероприятий в составе военно-транспортной авиации были сформированы авиационная база 1-го разряда в Твери, в состав которой входят авиагруппы с местом базирования во Пскове, Оренбурге и Таганроге, а также отдельные военно-транспортные авиационные эскадрильи. Таким образом, в силах и средствах мы ничего не потеряли: парк авиационной техники остался прежним. А в связи с переходом всех авиационных частей в категорию постоянной готовности оперативность реагирования измеряется уже не сутками, а часами. Независимо от своего местонахождения в считаные часы экипажи ВТА могут перебазироваться на оперативные аэродромы и решать задачи по предназначению. Несомненный плюс такого подхода - удобство и оперативность управления. - Когда все силы и средства собраны компактно, ими удобнее управлять. Однако можем ли мы говорить о повышении мобильности войск, если концентрация сил и средств авиации фактически приводит к сокращению аэродромной сети? - У нас достаточно аэродромов совместного базирования: как военных, так и гражданских. Это направление и в дальнейшем будет получать развитие, поскольку исключительно бюджетного финансирования не всегда достаточно для содержания аэродрома. А когда есть коммерческая составляющая, это уже серьёзное подспорье в развитии и поддержании в надлежащем состоянии аэродромной сети по всей территории страны. Аэродромы совместного базирования, которые уже сегодня успешно функционируют по такой схеме, находятся в Твери, Смоленске, Пскове. И сегодня при выполнении различного рода задач наши самолёты по возможности всегда используют аэродромы двойного назначения. Эта договорённость работает, и в этом отношении у нас не возникает каких-либо проблем не только на территории России, но и за рубежом. - Планируется ли повышение эффективности военно-транспортной авиации и расширение возможностей объединения не только в результате оптимизации, но и за счёт поступления новой авиационной техники? - Ответ на этот вопрос уже заложен в Государственной программе вооружений на 2011—2020 годы. Если оценивать заявленные по программе объёмы поставок новой авиационной техники и глубокой модернизации существующего самолётного парка, то рост возможностей ВТА очевиден. Мы надеемся, что с 2014 года на вооружение военно-транспортной авиации начнут массово поступать самолёты Ан-70 и глубоко модернизированные Ил-76МД90А, ожидается также поступление новых Ан-124-300. К 2020 их количество будет измеряться десятками. Совершенствование авиационного парка ВТА намечено по нескольким направлениям, в частности, за счёт глубокой модернизации военно-транспортных самолётов Ил-76 в варианте Ил-76МДМ. Кроме того, предстоит модернизировать самолёты Ан-124 «Руслан» до модификации Ан-124-100. Сегодня основу самолётного парка ВТА составляют дальние военно-транспортные самолёты Ан-124, Ан-22, тяжёлые - Ил-76, средние - Ан-12, лёгкие - Ан-26. Несмотря на то, что ресурс большей части нынешнего авиационного парка ВТА рассчитан до 2020-2030-х годов, процентное соотношение новой авиационной техники будет неуклонно расти. В этой связи будет повышаться и мобильность Вооружённых Сил в целом. - Насколько все эти преобразования отразились на уровне боевой готовности объединения и выполнении традиционных для ВТА задач по предназначению? - Боевая готовность в зимнем периоде оставалась одним из приоритетных направлений работы командования военно-транспортной авиации при подготовке авиационного соединения и авиагрупп. В ходе организационных мероприятий, перебазирования авиационной техники и перераспределения материальных средств нам удалось не допустить снижения интенсивности полётов, выполнить все запланированные мероприятия оперативной и боевой подготовки. Только в зимнем периоде обучения 2011 учебного года выполнено около 450 лётных смен, общий налёт в ходе которых составил порядка 11 тысяч часов. Тогда как ещё несколько лет назад аналогичный показатель составлял общегодовой налёт объединения. За этот период в нынешнем году перевезено 8.159 человек личного состава и 4.742 тонн грузов. При этом география пунктов назначения простирается от полярной базы «Борнео» на Северном полюсе до африканского континента. Особое внимание мы уделяем подготовке молодых лётчиков. Практически все выпускники прошлого года сдали испытания на 3-й класс. Сейчас у нас на войсковой стажировке находятся 30 курсантов. На данный момент все они распределены по авиационным группам, прошли теоретическую подготовку, сдали зачёты и приступили к полётам в качестве помощников командира корабля. Мы готовы дать им налёт не менее 50 часов за период стажировки, и эта задача будет выполнена. - За последние годы спектр задач военно-транспортной авиации значительно расширился. Какие специфические функции сегодня характерны для экипажей ВТА? - Объём решаемых задач постоянно растёт. Помимо традиционных для нас задач, таких как подготовка лётного состава, воздушные перевозки в интересах видов и родов войск, обеспечение десантирования личного состава и техники ВДВ, доставка молодого пополнения и грузов в отдалённые районы страны, в этом году экипажи ВТА освоили новый вид применения. По решению председателя Правительства РФ Владимира Путина Министерство обороны, в том числе и военно-транспортная авиация, начиная с этого года, будет привлекаться к тушению лесных пожаров. В этой связи на сегодня у нас подготовлено 10 экипажей, способных выполнять эту задачу на специально оборудованных самолётах Ил-76. Естественно, для этого военно-транспортные самолёты предстоит укомплектовать специальными выливными авиационными приборами. - Удаётся ли при этом выполнять указания главнокомандующего ВВС по организации мероприятий боевой подготовки без упрощений в условиях, максимально приближенных к боевым? И в каких крупномасштабных учениях запланировано участие ВТА в новом периоде обучения? - Все мероприятия боевой и оперативной подготовки, начиная с прошлого года, проводятся только на практической основе. Если раньше отработка задач в ходе командно-штабных тренировок проводилась исключительно на картах, то сейчас все мероприятия боевой подготовки проходят на практическом фоне. Даже лётно-тактическое учение авиационной эскадрильи проводится обязательно с практическим десантированием. Всего за прошедший период в рамках боевой подготовки авиационных подразделений и частей, авиационного обеспечения мероприятий межвидовой и совместной подготовки Вооружённых Сил было десантировано около 11,5 тыс. человек личного состава ВДВ, а также 60 парашютных платформ. В ходе недавнего масштабного командно-штабного учения ВТА, в котором были задействованы сразу три авиационные группы со штабом управления на авиабазе в Твери, десантирование проводилось сразу в трёх районах. В летнем учебном периоде мы готовимся к оперативно-стратегическому учению «Центр-2011», где ВТА будет представлена авиационной группировкой численностью не менее 15—20 самолётов. Кроме того, уже в июне экипажи военно-транспортной авиации примут участие в обеспечении и практической части учения стран Организации Договора о коллективной безопасности. - Не секрет, что успех большинства военных операций во многом зависит от боевого опыта самих участников конфликта. За всё время существования объединения личный состав даже в мирное время, так сказать, находил «горячие точки» на карте мира, принимал участие в ликвидации природных и техногенных катастроф, оказывал гуманитарную помощь далеко за пределами Родины. Какие события последних десятилетий оставили особенно глубокий след в истории ВТА? - Особую страницу советской истории военно-транспортная авиация открыла в 1979 году. Воздушные перевозки в Афганистан и по территории страны имели решающее значение для обеспечения боевых действий Ограниченного контингента советских войск. Военно-транспортная авиация сыграла значительную роль в череде важнейших событий последних десятилетий как на территории Советского Союза, так и далеко за его пределами. Неоднократно подтверждалась эффективность применения ВТА, в том числе на Дальнем и Ближнем Востоке, в Африке, ряде государств Восточной Европы и многих других регионах. В последующие годы ни один военный конфликт, возникавший на постсоветском пространстве, не обходился без участия ВТА в том числе и чеченские кампании 1994—1996 гг. и 1999—2000 гг. В этой связи нельзя не упомянуть операцию по принуждению Грузии к миру в августе 2008 г., в ходе которой силами военно-транспортной авиации вся группировка войск на Кавказе в короткие сроки была сосредоточена в конфликтном регионе. Однако роль военно-транспортной авиации не ограничивается её применением исключительно в военных целях. Специфические особенности объединения определяют возможности практического применения ВТА и в мирное время при ликвидации различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В апреле 1986 года весь мир потрясло известие о катастрофе на атомной электростанции в украинском Чернобыле. С первых дней в ликвидации последствий катастрофы участвовали экипажи ВТА. Последнее десятилетие ХХ века не обошлось и без стихийных бедствий. Наиболее крупные из них: землетрясения на Курилах в октябре 1994 года и на Сахалине в мае 1995-го. Как и прежде в таких случаях, экипажи ВТА привлекались к ликвидации их последствий. В 2008 году экипажи самолётов Ил-76 доставляли гуманитарные грузы и мобильный госпиталь Минобороны России в Китайскую Народную Республику в район стихийного бедствия, пострадавшего от крупнейшего в стране землетрясения. В целом круг задач ВТА, география и условия их выполнения весьма разнообразны. При этом каждую из задач можно отнести к числу неординарных. И опыт, накопленный десятилетиями участия в вооружённых конфликтах и ликвидации природных и техногенных катастроф, для нас поистине бесценен. - Армия всегда славилась сохранением традиций и боевого опыта предыдущих поколений. Что делается сегодня для того, чтобы сохранить накопленный опыт и передать его новому поколению авиаторов? - Ещё в прошлом веке в военно-транспортной авиации была создана Межрегиональная общественная организация ветеранов войн и военной службы «Труженики неба». В эту организацию вошли люди, которые отдавали военно-транспортной авиации своё здоровье, силы, вкладывали в неё душу. Сегодня эта организация очень поддерживает и нас, действующих авиаторов. Прежде всего теми традициями, которые были заложены в ВТА, мудрым советом, который старшее поколение может дать нам. В период, когда осуществлялся переход к новому облику, мы во многом опирались на поддержку наших ветеранов. Они своим опытом и советом помогают нам сегодня устанавливать и строить наиболее оптимальную структуру объединения. - Какими будут юбилейные торжества в объединении? И что бы вы хотели пожелать нашим читателям и своим подчинённым в день вашего профессионального праздника? - Основные торжественные мероприятия пройдут 1 июня. Обязательно будут поздравления, встреча с ветеранами, торжественный приказ. Главный же праздник пройдёт в Культурном центре Вооружённых Сил РФ, где состоится праздничный концерт, посвящённый Дню военно-транспортной авиации. В авиационных частях все мероприятия намечены на 4 июня, поскольку неделя, несмотря на юбилейную дату, будет насыщена мероприятиями боевой подготовки и выполнением задач по предназначению. Полёты мы не можем прекращать ни на минуту. В связи с юбилейным для военно-транспортной авиации днём хочу поблагодарить весь личный состав ВТА, гражданский персонал подразделений, частей и соединения за самоотверженный труд. Особые слова благодарности и признательности - нашим ветеранам - труженикам неба за те славные боевые традиции, за тот опыт, которые они нам передали. Я бы хотел пожелать всем здоровья, счастья, благополучия, уверенности в том, что ВТА всегда будет соответствовать своему предназначению, и в том, что у России есть и всегда будут могучие крылья военно-транспортной авиации. |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|