на главную страницу

1 Июня 2011 года

Армия и общество

Среда

Версия для печати

Армии России — новый имидж

Записал Дмитрий СЕМЁНОВ, «Красная звезда».



Сегодня среди общественности обсуждается инициатива группы деятелей искусств из Санкт-Петербурга, выступившей с идеей необычного проекта – строительства православных храмов в бывших фронтовых дотах. С одним из авторов замысла – художником из Северной столицы Дмитрием Мишениным – встретился наш корреспондент.


     – Дмитрий, расскажите подробнее о вашем проекте «Храм-Дот»?
     – Все, кто хоть сколько-нибудь интересуется военной тематикой, знают, что дот – это долговременная огневая точка, монолитное железобетонное сооружение для ведения оборонительных действий. Доты, построенные в преддверии войны, раскиданы сегодня по всей стране и не только в тех местах, где проходила оборона. Найти их можно, как говорится, «от северных гор до дальних морей». Немало их и у нас, в Ленинградской области.
     Я помню, как мы детьми играли у дотов, устраивая на них зимой горки, а летом пытаясь забраться внутрь. Эти памятники войны привлекали наше внимание, казались нам нерушимыми и вечными. Именно из собственной детской привязанности и наблюдений за тем, как это притяжение сохраняется уже у наших детей, пришло понимание мемориальной и трансцендентальной сущности данных объектов. Но нынешнее замуровывание дотов, их закрашивание в чёрный цвет и редкие цветы на амбразуре, где стоял пулемёт, – это не то, что заслужили эти монументы отваги и смелости наших дедов и прадедов. Они должны ожить, воскреснуть в новом виде уже в наше, мирное время.
     Идея проекта «Храм-Дот» родилась после того, как мы нарисовали картину «Святой Воин-освободитель», на которой изображён знаменитый памятник – солдат с девочкой на руках в Трептов-Парке. К изображению мы добавили нимб, и картина стала выглядеть как фреска. Я задумался, где такую фреску можно разместить, переведя из цифрового вида в реальный. И тут же понял, что таким местом может быть дот. Но не просто дот. А именно храм-дот. Так сформировалась концепция освятить доты и превратить их в действующие часовни. Украсить внутри фресками, алтарной частью, крестами, иконами. Мы уверены, что данный проект воплотит единство русского народа, церкви и армии, показав потомкам, на чём должно основываться процветающее общество.
     – Как этот проект может быть реализован, какими творческими силами, в какие сроки? Где могут появиться такие храмы?
     – Фрески будут нарисованы современными художниками – арт-группой Dopingpong, в своём творчестве синтезирующей религиозные, патриотические и военные символы. Сегодня практически в каждом ленинградском районе есть дот. Притом что не в каждом есть храм. Всем им требуется реставрация как монументальным воинским памятникам. С этого и нужно начинать. Можно создать на базе дотов часовни. Сделать это необходимо при духовной поддержке Российской армии и Русской Православной Церкви – двух главных оплотов нашей страны и народа. Это две единственные силы, способные защитить людей от зла, и они должны объединиться в этом проекте, чтобы проявить свои силу и величие. В ходе проводимой в этих храмах регулярной службы священнослужителям будет легче воспитывать у подрастающего поколения уважение к великой истории Отечества.
     Это долговременный проект. Он займёт годы, но его результатами будут пользоваться все последующие поколения россиян. Доты по своей долговечности сравнимы с египетскими пирамидами. То, что мы сделаем, останется навсегда. Разве это плохая перспектива в наш «одноразовый» и «сиюминутный» век?
     Первый отреставрированный дот может появиться уже через несколько лет. Работа должна быть ювелирной и вестись при поддержке лучших богомазов и реставраторов страны. Первые доты, которые могут подвергнуться обновлению, находятся в Санкт-Петербурге в районе от проспекта Стачек через Ленинский проспект, далее через площадь Победы и Московскую площадь до Невы. Это центр города. Всего дотов около 25. Какие-то используются как складские помещения – амбразуры заложены кирпичом и забетонированы. Многие ушли наполовину под землю... То есть всем им требуется реставрация как монументальным памятникам Великой Отечественной войны. В дальнейшем речь пойдёт о дотах на территории не только Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но всей территории бывшего СССР. С финансированием этого глобального проекта, думаю, всё будет понятно после открытия первого храма-дота.
     – А обсуждался ли этот вопрос с представителями РПЦ? Каково их мнение о самом проекте, о его исполнении?
     – Изначально этот проект и был задуман по просьбе одного из священнослужителей. Он попросил меня придумать что-нибудь новое, нестандартное для работы с трудными подростками. Признаюсь, помочь я тогда не смог, но разговор остался в памяти, а спустя время – оформился в нынешнюю идею. Ведь как однажды сказал мне президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов: кто-то мечтает о машинах, а кто-то – о храмах.
     Для меня и моих сподвижников это вполне чёткая формула действий. Мы считаем, что нужна встреча представителей Минобороны России и РПЦ. Нужно создать инциативную группу с задачей донести суть проекта и осуществить слияние этих двух самых серьёзных сил в стране. Есть даже идея назвать эту общественную инициативу «Будущее России». Многих сегодня не устраивает настоящее. Значит, надо что-то делать, чтобы изменить будущее.
     – Насущный вопрос: кто, по-вашему, может выступить спонсором проекта?
     – Предполагаем, что инвесторами проекта, инициированного общественностью, выступят как государственные структуры, так и частные организации. Ведь деньги в стране есть. Просто они расходуются, мягко говоря, не всегда рационально. Ведь если армия на День Победы предлагает красивое и торжественное действо, такое как парад, салют, то власти на местах зачастую ограничиваются плакатами. Этому нужно положить конец. Если средства расходуются, то они должны расходоваться не «для отчёта», а на произведения высокого уровня. К работе важно привлечь лучших фотографов, художников. Вспомните: когда-то именно благодаря футуристам, приветствовавшим своими произведениями советскую власть, революцию и Красную Армию, мы получили взлёт в культуре и впоследствии – сильную и могучую страну.
     – Знаю, что вами предлагаются идеи, связанные и с так называемым имиджевым сопровождением российских Вооружённых Сил. Откуда возникла эта идея?
     – Необходимость придания пропаганде образа Защитника Отечества нового импульса, создания имиджа армии XXI века, опирающегося на наше героическое прошлое, по нашему мнению, назрела уже давно. В обществе сегодня существует спрос на здоровую силу, не уронившую репутации в смутную эпоху перемен и объединяющую всё лучшее в русском народе. Кто может претендовать на эту роль? Это, повторюсь, под силу только двум институтам – Церкви и Армии.
     На наш взгляд, Российской армии стоит серьёзно поработать в этом направлении, выработав свой путь. Ведь не зря же многие ребята пошли служить в ВДВ после таких культовых фильмов, как «В зоне особого внимания» и «Ответный удар». А нынешнее поколение парней, проведя детство за играми в интернет-клубах, просится на службу в спецназ. Именно поэтому недооценивать роль современных видов искусства и арт-пропаганды по меньшей мере недальновидно.
     – Каким вам видится этот проект?
     – Имея опыт разработки монументальной пропаганды для будущих Олимпийских игр в Сочи и наглядные примеры воздействия этих элементов на общественное мнение, я считаю необходимым создать современную галерею образов защитников Отечества. Позитивные романтические образы, несущие искренний посыл любви к Родине, создаваемые и репродуцируемые с применением современных технологий, могут стать новыми символами российских Вооружённых Сил, задать их единый имиджевый ряд.
     При этом создание современной и актуальной серии имиджевых работ ко Дню Победы, Дню защитника Отечества, к праздникам родов войск будет только началом. Эти образы призваны зримо показать мощь армии и флота, её уверенное спокойствие, гарантирующее целостность и независимость нашей Родины. В этот же ряд могут влиться культурно-массовые мероприятия нового типа, могут быть проработаны идеи привлечения деятелей современной российской культуры для работы в воинских частях, что гармонично дополнит процесс создания нового имиджа армии и флота.
     Конечно, всё это должно сочетаться с комплексом мероприятий, связанных с преобразованием армии, с реализацией социальных прав и гарантий для военнослужащих и ветеранов. Всё это вместе станет заметным шагом к обновлению армии, ломающим стереотипы о её косности, немобильности и неготовности к переменам, приведёт к росту популярности армейской службы у молодого поколения.
     На Западе бытует практика в целях консолидации общества формировать образ сильного и опасного внешнего врага. Вспомним фильмы типа «Звездный десант», где люди единым фронтом выступают против инопланетных захватчиков. Подобные образы «противостояния» специально внедряются в сознание народа идеологами. Мы стоим перед необходимостью ответить достойным образом. Ведь искусство воодушевляет людей, стимулирует их на подвиги. Следует отметить, что мощная пропаганда образа сильного воина сильной армии – ещё и важная составляющая нашей боеготовности. Потенциальный противник должен получить внятный сигнал о высоком состоянии боевого духа Российской армии и флота, о бесперспективности любых агрессивных планов в отношении нашей страны
     – Как может быть реализован ваш проект, какими силами?
     – Реализация такой масштабной задачи, как креативная работа над имиджем Российской армии, может быть осуществлена только совместными силами лучших художников страны и истинных патриотов своего Отечества. Долгое время лично меня и мою арт-группу Dopingpong не устраивала реклама спорта в нашей стране. Мы начали делать слоганы и картины, которые должны были стать альтернативой скучной и неинтересной официальной рекламе. Так родилась реклама горнолыжного курорта «Наши деды знали, за что воевали», которую мы сделали как настоящее батальное полотно. А спустя 10 лет вся Москва была в наших картинах «Будущее прекрасно!», рекламирующих новый город под Сочи и будущую Олимпийскую медиадеревню под названием «Горки-город».
     Но на этом мы не собираемся останавливаться. Нам сегодня в целом не нравится ситуация с рекламой Олимпиады. И мы ищем единомышленников, для которых сделать красиво и выполнить свой долг важнее освоения бюджетов и стремления заработать денег. Благодаря бескомпромиссному отношению у нас достаточно поклонников и друзей среди людей, занятых делом. Привлекая нас к рекламе, они тиражируют наше искусство, как альтернативу уродству и бездарности. Время сегодня работает на нас.
     – Возвращаясь к проекту имиджевого сопровождения армии, что должно получиться в итоге?
     – Красота. И такая, чтобы любовалась вся страна, чтобы она наполняла сердца людей гордостью за Вооружённые Силы, за свою Родину. Я недавно сказал английским журналистам из «Гардиан»: фраза Достоевского «Красота спасёт мир» для русского человека не просто слова. Если в искусстве и литературе сегодня об этом позабыли, пропагандируя низменные ценности, то я считаю своим долгом следовать заветам классика даже в рекламе. Не вандализм спасёт мир, не уродство, а именно красота. Этим для меня сказано всё.
     Наша цель – создать красивые образы, сравнимые с героями Эллады, прошедшими сквозь тысячелетия и сохранившими свою магию. Аргонавты, Одиссей, подвиги Геракла, визуализированные применительно к XXI веку, – вот наша цель. Ободрить людей. Показать им их лучшие стороны. Это и есть цель настоящего искусства.
     – Как это отразится на патриотическом воспитании нашей молодёжи, на её отношении к военной службе?
     – Сначала молодёжь должна понять, насколько армия может быть творческой средой и насколько армейская культура в целом адекватна жизни. Ведь молодые ребята должны идти на службу с желанием, как шли когда-то в бой добровольцы. А для этого армия должна быть «с человеческим лицом». Скажем, чтобы молодой человек захотел надеть военную форму, эта форма должна быть как минимум удобной и как максимум – модной. Недаром множество новомодных коллекций одежды не обходится сегодня без камуфляжа. Молодёжь буквально помешана на стиле «милитари». Почему не эксплуатировать эти образы в рекламе и пропаганде?
     Во времена Отечественной войны 1812 года наши гусары не уступали французской армии не только в бою, но и в моде. Важную роль (ещё со времен римской империи) играют также музыка, песни, атрибутика – флаги, эмблемы, форма. Армейский арт – это вообще отдельная тема для разговора. Ведь даже так называемый «дембельский» альбом – это не что иное, как настоящий «арт-бук» ручной работы. Это же отдельное направление искусства, можно целую выставку по нему провести! Эволюция данного артефакта будет еще одной иллюстрацией истории армии, а подобные выставки могут показать службу с творческой стороны.
     – Какие ещё идеи предлагаются вами?
     – Я недавно читал в «Живом журнале» крайне увлекательную статью об Aircraft Nose Art – искусстве нанесения рисунков на фюзеляжи самолётов, зародившемся в Первую мировую войну и получившем наибольший расцвет во времена Второй мировой. Более половины самолётов носили имена и имели боевую раскраску. Такие же образцы были и в танковых войсках, и на флоте – на кораблях. Но, оказывается, Nose Art имеет вековую традицию, уходящую корнями в обычаи викингов украшать нос корабля, а рыцарей – разрисовывать щиты и доспехи.
     У нас в годы войны было развито написание слоганов («На Берлин!», «За Сталина!»), изображение звёзд на самолётах по числу сбитых машин противника. Послевоенный Nose Art присутствовал в «горячих точках» планеты. И сейчас эта боевая традиция налицо: от украшения касок солдат до граффити на бетонных плитах блокпостов. Мне кажется, официальное поощрение данного вида искусства может иметь большой позитивный эффект.
     – Дмитрий, мы говорим о вашей работе в интересах армии, страны, общества. А в целом – есть ли возможность возродить то былое чувство патриотизма, гордости за свою великую страну?
     – Мы этим и занимаемся. К примеру, своим искусством мы хотим канонизировать героев войны. Лично для меня всё, что связано с Великой Отечественной, всегда было свято. И в работе «Наши деды знали, за что воевали» я целиком выразил свою любовь к моему деду – герою Малой земли, ко всем его ровесникам.
     Что нужно делать, чтобы поднять патриотизм? Работать. Рисовать, снимать кино, писать статьи и книги. Не торговать основами, на которых стоит наша страна, а помогать ей стать лучше.
     И ещё – нужны авторитеты. Передо мной всегда стоит образ основателя советского карате, режиссёра-постановщика трюков во многих отечественных фильмах Тадеуша Касьянова. Этот человек очень многое сделал для страны, для армии, для культуры. Он тренировал морскую пехоту, обучал спецназ. Сколько «афганцев», сколько ветеранов Северного Кавказа благодарны ему за его уроки! Тадеуш Рафаилович – прирождённый учитель. Десятки тысяч учеников хранят его имя в своих сердцах. Наследие Касьянова нужно увековечить в фильме, сделать видеопособие для бойцов, внедрить его в армии. Опираясь на авторитет и опыт таких личностей, как Тадеуш Касьянов, мы можем формировать новый образ сильных Вооружённых Сил.
     Хочу сказать и вот о чём. Не нужно создавать новых партий, объединений, организаций, для того чтобы помогать стране. Хватит спекуляций на святом. Последнее, что у нас осталось, – это наши мечты и наша сила. Наши мечты – в вере, наша сила – в армии. И её величие и красота должны внушать друзьям уважение, а врагам – трепет. При этом имидж армии, как и имидж спорта, должен быть безукоризненным. Ими должны восхищаться во всём мире. Но о какой гордости за страну можно говорить, если два её главных оплота – армия и церковь – воспринимаются зачастую как архаизм, подвергаются издёвкам, ехидным замечаниям...
     Нужно стряхнуть с себя наваленный за годы смутного времени грязный хлам и показать миру прекрасное лицо воина будущего – достойного наследника ратной славы великой страны.
     


     
О собеседнике

     Дмитрий Мишенин - журналист, креатор, общественный деятель. Родился в 1972 году в Ленинграде. Создатель и участник группы художников Dopingpong - пионеров цифрового искусства в России. Работы хранятся в Центре современного искусства в Милане и Музее Набокова, а также в частных коллекциях.
     Обеспечивал рекламу Олимпийской медиадеревни «Горки-город», выступил арт-директором фильма «Игла Remix» с Виктором Цоем в главной роли. Лауреат российских и международных премий, обладатель гранта Фонда Форда на персональную выставку в рамках проекта «Про Арте» - «Современное искусство в Традиционном музее». Участник «Недель русской культуры» в Великобритании при поддержке мэрий городов-побратимов Санкт-Петербурга и Манчестера, а также первой совместной выставки русских и бельгийских художников в Музее моды в Антверпене. Отмечен благодарностью правительства Дании за культурный вклад в развитие творческого сотрудничества между нашими народами.

     

     

     На снимках: доты в Санкт-Петербурге; работы арт-группы Dopingpong.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex