на главную страницу

1 Июня 2011 года

Без камуфляжа

Среда

Версия для печати

Чеховская соната

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



В Центральном академическом театре Российской Армии на Суворовской площади столицы – премьера. Всемирно известную пьесу А.П. Чехова «Чайка» вынес на суд зрителей режиссёр театра Александр Бурдонский. Новую постановку «символа театрального искусства», как порой называют пьесу театроведы, Бурдонский готовил несколько лет.
Антон Павлович написал эту комедию в четырёх действиях в 1895–1896 годах, впервые она была опубликована в 1896 году в журнале «Русская мысль», и в октябре того же года состоялась её премьера на сцене петербургского Александринского театра. С тех пор её не раз ставили лучшие театры России, Европы и Америки, русские и зарубежные режиссёры снимали по ней художественные фильмы.


     Каждый режиссёр видит «Чайку» по-своему. Ведь авторское видение – это и есть движитель любого творческого замысла. И Чехов построением своего простого сюжета этой истории, на первый взгляд вроде бы и банальной, но точно отражающей тогдашнее умонастроение его современников, даёт и по сию пору возможность каждому – и творцу, и зрителю – внести в неё некие личные переживания и понимание. Что, кстати, точно подметил и российский писатель Борис Акунин, уже в XXI веке написавший детективное продолжение «Чайки», в котором дал несколько своих вариантов окончания пьесы.
     Бурдонский пошёл рискованным путём. Он не стал использовать возможности уже опробованных и гарантированно успешных режиссёрских решений, презрел «игру в декорации», пышные сценические украшательства. Чтобы донести глубочайшую философию и тончайшие нюансы движений души чеховских героев, он максимально приблизил зрителя к ним. И в прямом смысле тоже. Просто – жёстко сузив актёрское игровое пространство, устроив зрительный зал всего лишь на 56 мест прямо на... сцене. По-моему, это уже двадцатый спектакль, поставленный Бурдонским в ЦАТРА. И каждый раз режиссёр находит важные для человека «слабые струны» в тоне центрального устоя авторского замысла, порой даже диссонирующие созвучия, но трогающие душу.
     На «Чайке» Бурдонского сидишь, в буквальном смысле замерев, боясь шелохнуться. Потому что любое движение зрителей, связанных с актёрами как бы одним пространством, может менять тональность их игры. И ты просто начинаешь сразу же переживать за всё, что происходит здесь и сейчас. Сценография, выдержанная в сдержанных сумрачных полутонах, подчёркиваемых слабым светом немногочисленных свечей, отсутствие привычных декораций, великолепно вписывающаяся в ткань повествования музыка Бетховена – всё тревожит, заставляет внимательно вслушиваться в слова героев, буквально их впитывать. И свечи становятся звёздами в поднебесье, упавшими на спокойную гладь озера, которое рядом, ты словно бы его видишь. А кружевные дачные зонтики – изящные, хрупкие – словно бы символ беззаботной деревенской жизни, которая вот-вот обрушится, как деревья чеховского вишнёвого сада. И ружье, в данном случае невидимый нам пистолет, всё-таки выстрелит наверняка. Именно ЗРИМО убив (а это действие происходит вообще за сценой, мы только слышим звук выстрела) рефлексирующего Костю Треплёва. Сама сцена то становится уже в ином пространстве театральными подмостками, на которых играет – и проигрывает в буквальном смысле слова, потеряв единственного сына, актриса Ирина Николаевна Аркадина, по мужу Треплева. То эта же сцена становится лужайкой у озера, и кажется, что покрыта она то зелёной летней травой, мягкой и пахучей, то колкой осенней стернёй. Мать и сына тонко и органично сыграли Анастасия Бусыгина и молодой актёр ЦАТРА Сергей Кемпо.
     Нину Заречную, с её талантом, тонкой, мятущейся душой, на одном нерве раскрыла Мария Шмаевич. Всю многогранность натуры творческого высокопрофессионального человека, доктора Евгения Сергеевича Дорна показал заслуженный артист России Виталий Стремовский. Силу, в слабости безответной любви к Маше (актриса Ольга Герасимова), дочери управляющего в имении Петра Николаевича Сорина(актёр Константин Денискин) – болезненного и неприкаянного брата Аркадиной, раскрыл заслуженный артист России Игорь Марченко.
     Практически каждый герой Чехова – это герой и нашей сегодняшней действительности. В неумелом и самовлюблённом самодуре-управляющем, поручике в отставке Илье Афанасьевиче Шамраеве (заслуженный артист России Андрей Новиков), виден типаж большинства чиновников и руководителей наших дней. Даже его жена – Полина Андреевна (Наталья Курсевич), бездельничающая барынька, истерично мечтающая о страстной любви и донимающая этим тактичного доктора, словно бы списана с рублёвских барышень, нравы которых уже описаны современными беллетристами. Кстати, о беллетристах. Так себя позиционирует ещё один, пожалуй, главный герой пьесы – Борис Алексеевич Тригорин (Сергей Колесников). Он, устроивший свою жизнь комфортно и основательно, всё же пытается добраться до вершин вдохновения, но через боль, слёзы, смерть других.
     А чайка? Какую же роль Чехов отводит этой тревожно кричащей, на самом деле вечно голодной птице, так изящно парящей над речной гладью? У Бурдонского она сиротливо лежит чуть ли не всё действие на лужайке, на берегу условного озера – убитая так, из-за скуки Костей Треплевым, так же бессмысленно и бестолково угробившим не только свой неокрепший талант, но и жизнь, и саму любовь.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex