2 Июня 2011 года |
Армия сегодня |
Четверг |
|
||
На вопросы «Красной звезды» отвечает руководитель Департамента образования Министерства обороны РФ Екатерина ПРИЕЗЖЕВА.
- Екатерина Геннадьевна, в последнее время Министерство обороны уделяет повышенное внимание довузовскому среднему образованию, ориентированному на подготовку допризывной молодёжи. С чем это связано?
- Третий год в довузовские учреждения военного ведомства проводится набор преимущественно детей военнослужащих, гражданского персонала Вооружённых Сил и детей-сирот. Это и понятно. Ведь люди несут службу и проживают в небольших гарнизонах, удалённых военных городках, где состояние школ и преподавание зачастую оставляют желать лучшего. Поэтому руководство Министерства обороны России предоставляет возможность членам семей военнослужащих и гражданскому персоналу Российской армии обучаться в ведомственных образовательных учреждениях с хорошим уровнем преподавания, что позволит им в дальнейшем поступить на бюджетные места любого, даже самого престижного отечественного вуза. Таким образом, мы рассматриваем обучение детей в довузовских учреждениях военного ведомства как социальный бонус для военнослужащих. Отмечу, что сейчас мы приводим в порядок все имеющиеся в структуре Министерства обороны довузовские учреждения, занимаемся как модернизацией их фондов, так и технической оснащённостью учебного процесса, а также внедряем инновационные образовательные технологии. Так, во всех образовательных учреждениях мы устанавливаем новую систему управления обучением LMS «Школа». Эта информационная система позволяет вести весь учебный процесс в электронном виде. Её основные подсистемы включают электронный дневник, тематическое планирование и учебный план, автоматическое составление расписания, электронный классный журнал, систему отчётов, личные дела воспитанников и сотрудников, электронную библиотеку, форум, объявления, справочники, web-сайт учебного заведения. У каждого воспитанника будет свой ноутбук, с помощью которого он сможет общаться с преподавателем, отправлять ему домашнее задание, получать консультацию, пользоваться базой данных, содержащей план уроков. Администрация учебного заведения получает возможность собирать необходимую информацию и отправлять электронную отчётность в режиме реального времени через Интернет. А родители, пользуясь определённой системой доступа, через глобальную компьютерную Сеть могут общаться с ребёнком и сотрудниками учебного заведения, просматривать расписание занятий, электронный дневник учащегося, записи специалистов, отслеживать посещаемость занятий и даже получать sms- или e-mail-уведомления об оценках. Современные технологии чрезвычайно актуальны для наших довузовских учреждений, так как в них учатся дети из дальних гарнизонов и информатизация учебного процесса позволяет повышать не только качество образования, но и комфортность пребывания ребёнка в учебном заведении. - Министерству обороны поручено курировать открытие в каждом из федеральных округов президентских кадетских корпусов. Как продвигается эта работа? - В сентябре 2010 года начал работу первый президентский кадетский корпус в Оренбурге. В этом году откроется такое же учебное заведение в Ставрополе. Работы идут полным ходом: параллельно со строительством проходит набор педагогов и воспитателей, а документы абитуриентов уже принимаются в Оренбурге. Программа обучения и система дополнительного образования в Ставропольском президентском кадетском корпусе будут схожи с теми, которые применяются в Оренбурге. Это, к примеру, усиленная языковая, спортивная подготовка, широкая программа дополнительного образования, а в старших классах предлагаются на выбор 3—4 профиля. Мы сознательно уходим от классического «универсального» обучения. Со следующего года для десятиклассников будут обязательными лингвистический (филологический), военно-спортивный и на выбор - физико-математический или гуманитарный профили. - Недавно большой резонанс вызвало решение оптимизировать систему кадетских корпусов в Санкт-Петербурге. С чем это было связано? - В рамках программы модернизации фондов довузовских учреждений мы проверили условия проживания, быта и обучения детей в шести училищах и кадетских корпусах Санкт-Петербурга. Так сложилось, что почти все эти заведения расположены в центре города в зданиях, представляющих историческую ценность. А это означает, что мы имеем ограниченные права проводить работы по улучшению материальной базы этих училищ и корпусов. Кроме того, их территории ограничены и так стиснуты городскими постройками, что о каком-либо развитии внутренней инфраструктуры также не может быть и речи. К примеру, невозможно установить модульные бассейны, как мы это делаем в президентских корпусах, да и многое другое. Существует и ещё одна серьёзная проблема: наполняемость этих училищ и корпусов. Некоторые довольно малочисленны. Так, в одном из них после выпуска остаётся около 80 детей, в другом - чуть более 100. Министр обороны принял решение объединить три небольших кадетских корпуса (Железнодорожных войск, ракетно-артиллерийский и военно-космический) в одно учебное заведение - Санкт-Петербургский кадетский корпус. Размещение его планируется в дворцовом пригороде Северной столицы - Петергофе - на базе Военно-транспортного университета Железнодорожных войск. Сейчас там идёт широкомасштабная реконструкция: расширяются учебные корпуса (всего их будет два), ремонтируются два общежития, где дети будут жить по 4-5 человек в комнатах со всеми удобствами. Оборудуются специализированные кабинеты - физики, химии, лингафонные. Словом, создаются все условия для всестороннего погружения в образовательные программы. 1 сентября этого года Санкт-Петербургский кадетский корпус начнёт свою работу. - Учитывается ли в работе по открытию кадетских корпусов богатый опыт, накопленный в Пансионе воспитанниц Министерства обороны? Что полезного можно взять из этого опыта и какие проблемы высветил трёхлетний срок функционирования этого пансиона? - Безусловно, этот опыт мы используем, тем более что пансионом уже реализован целый ряд интересных образовательных проектов. Так, существует совместный проект по сотрудничеству с Академией российского образования, где пансион рассматривается как экспериментальная площадка для отработки новых учебников, программ, приёмов и методов обучения. Педагоги из академии также помогают нашим преподавателям повышать уровень профессиональной квалификации. Впоследствии апробированные технологии мы внедряем в другие наши учебные заведения. - Не могли бы вы привести пример плодотворного сотрудничества с учёными? - По решению министра обороны в наших довузовских учреждениях предусмотрено углублённое изучение иностранного языка. И вот здесь возникла проблема. В специализированных школах Министерства образования программа обучения этому предмету рассчитана с 1-го по 11-й класс. У нас же дети начинают учиться с 5-го класса, а программы углублённого изучения иностранного языка, рассчитанной на семилетний период, не существует. Совместно с лабораторией иностранных языков Института общего среднего образования мы работаем над программой, общей для всех довузовских образовательных учреждений Минобороны России. Говоря о проблемах, также не могу не сказать и о сложностях психологической адаптации, с которыми сталкивается каждый ребёнок, попавший в учреждение закрытого типа. Это прежде всего отрыв от родителей, новый коллектив, становление в новых условиях. В связи с этим очень важно грамотно организовать работу психолога с каждым учащимся. Так, нами разработан унифицированный комплект психологических методик для отбора детей во все подведомственные довузовские образовательные учреждения. - В СМИ идёт широкая дискуссия, связанная с определённой сменой приоритетов в системе подготовки в суворовских военных училищах. Как вы её прокомментируете и какие выводы сделал в этой связи Департамент военного образования Минобороны? - Суворовские и Нахимовское училища мы рассматриваем не как базу для подготовки военных кадров, а, как я уже говорила, социальный бонус семьям военнослужащих. При приёме в военные вузы мы нацелены отбирать лучших абитуриентов. И если мальчик из обычной школы будет лучше подготовлен, более мотивирован, чем суворовец, ему, конечно, и будет отдаваться приоритет при зачислении. Мы нацелены на повышение качества образования. Вот именно этим и объясняются изменения в системе подготовки в наших довузовских учреждениях. Но все лучшие традиции этих образовательных заведений, к примеру дисциплину, ответственность, любовь к Родине, чувство товарищества, мы будем развивать и культивировать. Очень важно, чтобы нынешние выпускники продолжали традиции военной школы. Для этого в том числе мы планируем развивать военно-прикладные виды спорта. Мы не отказались и от практиковавшихся раньше военных сборов, проводящихся для обучающихся в 10-х классах, когда ребята выезжали летом в военные лагеря. Сейчас эти сборы называются летней практикой. Дети на две недели едут в лагеря, на полигоны, в учебные центры высших военно-учебных заведений. Мальчишки бегают, стреляют, соревнуются. Но мы увязали эти занятия с основным образовательным процессом. Ребята применяют теоретические знания, полученные на занятиях, в жизни: они занимаются ориентированием на местности, где требуются знания из географии - система координат, нахождение азимута и т.д. Например, мы планируем для девочек из Нахимовского ВМУ проводить летнюю практику на базе Военно-медицинской академии. Там они смогут закрепить знания по биологии и химии. В программу сборов мы включили и применение полученных знаний по иностранным языкам. Причём преподаватели училищ очень изобретательны в закреплении полученных навыков и организуют этот процесс в интересной для детей игровой форме. Например, если проводятся спортивные соревнования, то предусмотрено интервью у победителей на иностранном языке. А в другом училище в ходе игры «Зарница» идёт допрос «пленного» на разных языках. То есть мы используем весь накопленный потенциал для укрепления тех знаний, которые учащиеся получили во время учебного года. - Во всех суворовских училищах офицеров-воспитателей сменил гражданский персонал. Как это сказалось на подготовке суворовцев и их военной профессионализации? - В связи с сокращением офицерского корпуса Вооружённых Сил принято решение бывшие должности офицеров-воспитателей сделать гражданскими. Такое решение позволило создать дополнительные рабочие места, в том числе для уволенных с военной службы офицеров. И здесь по-прежнему работают военнослужащие, находящиеся в запасе. Мы предъявляем жёсткие требования к квалификации педагогов довузовских учреждений. В соответствии с недавно вышедшим Положением об аттестации руководящих и педагогических работников для специалистов этой категории обязательно наличие педагогического образования. Вместе с тем гражданские специалисты, работающие на этих должностях, успешно справляются с поставленными задачами. Например, в Пансионе воспитанниц педагогами-воспитателями работают гражданские специалисты, никогда не носившие погон. И это не мешает воспитывать в девочках чувство патриотизма, любовь к Родине, армии. Все воспитанницы прекрасно понимают, что им предоставлена уникальная возможность бесплатно получить блестящее образование именно благодаря тому, что их родители - военнослужащие. - А как оплачивается труд педагогов-воспитателей? - Их заработная плата на порядок выше, чем у учителей в обычных школах. По решению министра обороны установлена надбавка в размере 300, а в Москве - 400 процентов всем педагогам и воспитателям в суворовских, Нахимовском, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах. Поэтому у нас есть возможность выбирать и приглашать на работу лучших специалистов. - Два года назад руководством Министерства обороны было принято решение не привлекать суворовцев к подготовке и участию в парадах Победы. Оправдало ли себя это нововведение? - Прежде всего отмечу, что в этих торжественных мероприятиях по-прежнему участвуют учащиеся довузовских учреждений военного ведомства, но несколько в иной форме. Да, ребята не идут парадным маршем по Красной площади, но они присутствуют на трибунах - рядом с ветеранами Великой Отечественной войны. И это тоже служит мощным стимулом хорошо учиться, чтобы в качестве гостей представлять учебное заведение на параде Победы. Согласитесь, детям было и физически тяжело выдерживать нагрузки в период подготовки к параду, не говоря уже о сбое в учебном процессе. Даже взрослым нелегко. Ведь одиночная строевая подготовка проходит в округах с конца ноября, а затем все участники парада прибывают в Москву и в течение трёх месяцев работают над слаживанием парадных расчётов. К примеру, в этом году было 15 репетиций, из них 3 ночные. Безусловно, говорить, что успеваемость ребят напрямую улучшилась только в связи с этим нововведением, нельзя. Но то, что это стало одним из элементов повышения качества подготовки учащихся, однозначно. - Не могу не спросить вас по поводу приёма в военные вузы. Ведь довузовское образование неминуемо связано с поступлением ребят в те или иные высшие учебные заведения, в том числе и военные. Два года не проводится набор в военные вузы в интересах Министерства обороны. Будет ли он возобновлён? - Набор в военные вузы конечно же будет возобновлён. Но в этом году массового приёма не будет. Принято решение о наборе по отдельным специальностям. В связи с реформированием Вооружённых Сил большое число военнослужащих находится в распоряжении соответствующих командиров и начальников. Поэтому было бы правильнее изыскать возможности для предоставления мест службы этой категории военнослужащих, переучив их, повысив их квалификацию. Ведь у них уже есть высшее образование, для получения которого государство вложило немало средств, есть опыт практической службы в войсках и силах флота. - Завершилось ли структурирование системы военных вузов? - Эта работа находится в финальной стадии. Министром обороны уже утверждены основные параметры сети военных вузов. Пока на этапе обсуждения - места дислокации филиалов. Сделано немало. Мы укрупнили специальности, убираем дублирующую подготовку по одинаковым специальностям в разных вузах. Разработали федеральные образовательные стандарты нового поколения, для реализации которых сейчас формируются новые учебные планы и программы. В настоящее время проводим аттестацию научно-педагогического состава высших военно-учебных заведений. Точка ещё не поставлена, процесс реформирования военного образования продолжается. Справка. В системе Министерства обороны РФ сегодня функционируют 8 суворовских военных училищ, Нахимовское военно-морское училище, президентский кадетский корпус, 7 кадетских корпусов, в том числе Пансион воспитанниц, и Московское военно-музыкальное училище. Сегодня в этих учебных заведениях обучаются 6.576 человек (5.984 мальчика и 592 девочки). |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|