на главную страницу

2 Июня 2011 года

Армия сегодня

Четверг

Версия для печати

Новые грани военного образования

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».
  Фото Юрия ШИПИЛОВА, Алексея ВЕРПЕКИ.



На вопросы «Красной звезды» отвечает руководитель Департамента образования Министерства обороны РФ Екатерина ПРИЕЗЖЕВА.

     - Екатерина Геннадьевна, в последнее время Министерство обороны уделяет повышенное внимание довузовскому среднему образованию, ориентированному на подготовку допризывной молодёжи. С чем это связано?
     - Третий год в довузовские учреждения военного ведомства проводится набор преимущественно детей военнослужащих, гражданского персонала Вооружённых Сил и детей-сирот. Это и понятно. Ведь люди несут службу и проживают в небольших гарнизонах, удалённых военных городках, где состояние школ и преподавание зачастую оставляют желать лучшего. Поэтому руководство Министерства обороны России предоставляет возможность членам семей военнослужащих и гражданскому персоналу Российской армии обучаться в ведомственных образовательных учреждениях с хорошим уровнем преподавания, что позволит им в дальнейшем поступить на бюджетные места любого, даже самого престижного отечественного вуза. Таким образом, мы рассматриваем обучение детей в довузовских учреждениях военного ведомства как социальный бонус для военнослужащих.
     Отмечу, что сейчас мы приводим в порядок все имеющиеся в структуре Министерства обороны довузовские учреждения, занимаемся как модернизацией их фондов, так и технической оснащённостью учебного процесса, а также внедряем инновационные образовательные технологии. Так, во всех образовательных учреждениях мы устанавливаем новую систему управления обучением LMS «Школа». Эта информационная система позволяет вести весь учебный процесс в электронном виде. Её основные подсистемы включают электронный дневник, тематическое планирование и учебный план, автоматическое составление расписания, электронный классный журнал, систему отчётов, личные дела воспитанников и сотрудников, электронную библиотеку, форум, объявления, справочники, web-сайт учебного заведения.
     У каждого воспитанника будет свой ноутбук, с помощью которого он сможет общаться с преподавателем, отправлять ему домашнее задание, получать консультацию, пользоваться базой данных, содержащей план уроков. Администрация учебного заведения получает возможность собирать необходимую информацию и отправлять электронную отчётность в режиме реального времени через Интернет. А родители, пользуясь определённой системой доступа, через глобальную компьютерную Сеть могут общаться с ребёнком и сотрудниками учебного заведения, просматривать расписание занятий, электронный дневник учащегося, записи специалистов, отслеживать посещаемость занятий и даже получать sms- или
     e-mail-уведомления об оценках. Современные технологии чрезвычайно актуальны для наших довузовских учреждений, так как в них учатся дети из дальних гарнизонов и информатизация учебного процесса позволяет повышать не только качество образования, но и комфортность пребывания ребёнка в учебном заведении.
     - Министерству обороны поручено курировать открытие в каждом из федеральных округов президентских кадетских корпусов. Как продвигается эта работа?
     - В сентябре 2010 года начал работу первый президентский кадетский корпус в Оренбурге. В этом году откроется такое же учебное заведение в Ставрополе. Работы идут полным ходом: параллельно со строительством проходит набор педагогов и воспитателей, а документы абитуриентов уже принимаются в Оренбурге. Программа обучения и система дополнительного образования в Ставропольском президентском кадетском корпусе будут схожи с теми, которые применяются в Оренбурге. Это, к примеру, усиленная языковая, спортивная подготовка, широкая программа дополнительного образования, а в старших классах предлагаются на выбор 3—4 профиля. Мы сознательно уходим от классического «универсального» обучения. Со следующего года для десятиклассников будут обязательными лингвистический (филологический), военно-спортивный и на выбор - физико-математический или гуманитарный профили.
     - Недавно большой резонанс вызвало решение оптимизировать систему кадетских корпусов в Санкт-Петербурге. С чем это было связано?
     - В рамках программы модернизации фондов довузовских учреждений мы проверили условия проживания, быта и обучения детей в шести училищах и кадетских корпусах Санкт-Петербурга. Так сложилось, что почти все эти заведения расположены в центре города в зданиях, представляющих историческую ценность. А это означает, что мы имеем ограниченные права проводить работы по улучшению материальной базы этих училищ и корпусов.
     Кроме того, их территории ограничены и так стиснуты городскими постройками, что о каком-либо развитии внутренней инфраструктуры также не может быть и речи. К примеру, невозможно установить модульные бассейны, как мы это делаем в президентских корпусах, да и многое другое. Существует и ещё одна серьёзная проблема: наполняемость этих училищ и корпусов. Некоторые довольно малочисленны. Так, в одном из них после выпуска остаётся около 80 детей, в другом - чуть более 100. Министр обороны принял решение объединить три небольших кадетских корпуса (Железнодорожных войск, ракетно-артиллерийский и военно-космический) в одно учебное заведение - Санкт-Петербургский кадетский корпус. Размещение его планируется в дворцовом пригороде Северной столицы - Петергофе - на базе Военно-транспортного университета Железнодорожных войск. Сейчас там идёт широкомасштабная реконструкция: расширяются учебные корпуса (всего их будет два), ремонтируются два общежития, где дети будут жить по 4-5 человек в комнатах со всеми удобствами. Оборудуются специализированные кабинеты - физики, химии, лингафонные. Словом, создаются все условия для всестороннего погружения в образовательные программы. 1 сентября этого года Санкт-Петербургский кадетский корпус начнёт свою работу.
     - Учитывается ли в работе по открытию кадетских корпусов богатый опыт, накопленный в Пансионе воспитанниц Министерства обороны? Что полезного можно взять из этого опыта и какие проблемы высветил трёхлетний срок функционирования этого пансиона?
     - Безусловно, этот опыт мы используем, тем более что пансионом уже реализован целый ряд интересных образовательных проектов. Так, существует совместный проект по сотрудничеству с Академией российского образования, где пансион рассматривается как экспериментальная площадка для отработки новых учебников, программ, приёмов и методов обучения. Педагоги из академии также помогают нашим преподавателям повышать уровень профессиональной квалификации. Впоследствии апробированные технологии мы внедряем в другие наши учебные заведения.
     - Не могли бы вы привести пример плодотворного сотрудничества с учёными?
     - По решению министра обороны в наших довузовских учреждениях предусмотрено углублённое изучение иностранного языка. И вот здесь возникла проблема. В специализированных школах Министерства образования программа обучения этому предмету рассчитана с
     1-го по 11-й класс. У нас же дети начинают учиться с 5-го класса, а программы углублённого изучения иностранного языка, рассчитанной на семилетний период, не существует. Совместно с лабораторией иностранных языков Института общего среднего образования мы работаем над программой, общей для всех довузовских образовательных учреждений Минобороны России.
     Говоря о проблемах, также не могу не сказать и о сложностях психологической адаптации, с которыми сталкивается каждый ребёнок, попавший в учреждение закрытого типа. Это прежде всего отрыв от родителей, новый коллектив, становление в новых условиях. В связи с этим очень важно грамотно организовать работу психолога с каждым учащимся. Так, нами разработан унифицированный комплект психологических методик для отбора детей во все подведомственные довузовские образовательные учреждения.
     - В СМИ идёт широкая дискуссия, связанная с определённой сменой приоритетов в системе подготовки в суворовских военных училищах. Как вы её прокомментируете и какие выводы сделал в этой связи Департамент военного образования Минобороны?
     - Суворовские и Нахимовское училища мы рассматриваем не как базу для подготовки военных кадров, а, как я уже говорила, социальный бонус семьям военнослужащих. При приёме в военные вузы мы нацелены отбирать лучших абитуриентов. И если мальчик из обычной школы будет лучше подготовлен, более мотивирован, чем суворовец, ему, конечно, и будет отдаваться приоритет при зачислении. Мы нацелены на повышение качества образования. Вот именно этим и объясняются изменения в системе подготовки в наших довузовских учреждениях. Но все лучшие традиции этих образовательных заведений, к примеру дисциплину, ответственность, любовь к Родине, чувство товарищества, мы будем развивать и культивировать. Очень важно, чтобы нынешние выпускники продолжали традиции военной школы. Для этого в том числе мы планируем развивать военно-прикладные виды спорта. Мы не отказались и от практиковавшихся раньше военных сборов, проводящихся для обучающихся в 10-х классах, когда ребята выезжали летом в военные лагеря. Сейчас эти сборы называются летней практикой. Дети на две недели едут в лагеря, на полигоны, в учебные центры высших военно-учебных заведений. Мальчишки бегают, стреляют, соревнуются. Но мы увязали эти занятия с основным образовательным процессом. Ребята применяют теоретические знания, полученные на занятиях, в жизни: они занимаются ориентированием на местности, где требуются знания из географии - система координат, нахождение азимута и т.д. Например, мы планируем для девочек из Нахимовского ВМУ проводить летнюю практику на базе Военно-медицинской академии. Там они смогут закрепить знания по биологии и химии. В программу сборов мы включили и применение полученных знаний по иностранным языкам. Причём преподаватели училищ очень изобретательны в закреплении полученных навыков и организуют этот процесс в интересной для детей игровой форме. Например, если проводятся спортивные соревнования, то предусмотрено интервью у победителей на иностранном языке. А в другом училище в ходе игры «Зарница» идёт допрос «пленного» на разных языках. То есть мы используем весь накопленный потенциал для укрепления тех знаний, которые учащиеся получили во время учебного года.
     - Во всех суворовских училищах офицеров-воспитателей сменил гражданский персонал. Как это сказалось на подготовке суворовцев и их военной профессионализации?
     - В связи с сокращением офицерского корпуса Вооружённых Сил принято решение бывшие должности офицеров-воспитателей сделать гражданскими. Такое решение позволило создать дополнительные рабочие места, в том числе для уволенных с военной службы офицеров. И здесь по-прежнему работают военнослужащие, находящиеся в запасе.
     Мы предъявляем жёсткие требования к квалификации педагогов довузовских учреждений. В соответствии с недавно вышедшим Положением об аттестации руководящих и педагогических работников для специалистов этой категории обязательно наличие педагогического образования.
     Вместе с тем гражданские специалисты, работающие на этих должностях, успешно справляются с поставленными задачами. Например, в Пансионе воспитанниц педагогами-воспитателями работают гражданские специалисты, никогда не носившие погон. И это не мешает воспитывать в девочках чувство патриотизма, любовь к Родине, армии. Все воспитанницы прекрасно понимают, что им предоставлена уникальная возможность бесплатно получить блестящее образование именно благодаря тому, что их родители - военнослужащие.
     - А как оплачивается труд педагогов-воспитателей?
     - Их заработная плата на порядок выше, чем у учителей в обычных школах. По решению министра обороны установлена надбавка в размере 300, а в Москве - 400 процентов всем педагогам и воспитателям в суворовских, Нахимовском, военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах. Поэтому у нас есть возможность выбирать и приглашать на работу лучших специалистов.
     - Два года назад руководством Министерства обороны было принято решение не привлекать суворовцев к подготовке и участию в парадах Победы. Оправдало ли себя это нововведение?
     - Прежде всего отмечу, что в этих торжественных мероприятиях по-прежнему участвуют учащиеся довузовских учреждений военного ведомства, но несколько в иной форме. Да, ребята не идут парадным маршем по Красной площади, но они присутствуют на трибунах - рядом с ветеранами Великой Отечественной войны. И это тоже служит мощным стимулом хорошо учиться, чтобы в качестве гостей представлять учебное заведение на параде Победы. Согласитесь, детям было и физически тяжело выдерживать нагрузки в период подготовки к параду, не говоря уже о сбое в учебном процессе. Даже взрослым нелегко. Ведь одиночная строевая подготовка проходит в округах с конца ноября, а затем все участники парада прибывают в Москву и в течение трёх месяцев работают над слаживанием парадных расчётов. К примеру, в этом году было 15 репетиций, из них 3 ночные. Безусловно, говорить, что успеваемость ребят напрямую улучшилась только в связи с этим нововведением, нельзя. Но то, что это стало одним из элементов повышения качества подготовки учащихся, однозначно.
     - Не могу не спросить вас по поводу приёма в военные вузы. Ведь довузовское образование неминуемо связано с поступлением ребят в те или иные высшие учебные заведения, в том числе и военные. Два года не проводится набор в военные вузы в интересах Министерства обороны. Будет ли он возобновлён?
     - Набор в военные вузы конечно же будет возобновлён. Но в этом году массового приёма не будет. Принято решение о наборе по отдельным специальностям.
     В связи с реформированием Вооружённых Сил большое число военнослужащих находится в распоряжении соответствующих командиров и начальников. Поэтому было бы правильнее изыскать возможности для предоставления мест службы этой категории военнослужащих, переучив их, повысив их квалификацию. Ведь у них уже есть высшее образование, для получения которого государство вложило немало средств, есть опыт практической службы в войсках и силах флота.
     - Завершилось ли структурирование системы военных вузов?
     - Эта работа находится в финальной стадии. Министром обороны уже утверждены основные параметры сети военных вузов. Пока на этапе обсуждения - места дислокации филиалов. Сделано немало. Мы укрупнили специальности, убираем дублирующую подготовку по одинаковым специальностям в разных вузах. Разработали федеральные образовательные стандарты нового поколения, для реализации которых сейчас формируются новые учебные планы и программы. В настоящее время проводим аттестацию научно-педагогического состава высших военно-учебных заведений. Точка ещё не поставлена, процесс реформирования военного образования продолжается.
     

      Справка. В системе Министерства обороны РФ сегодня функционируют 8 суворовских военных училищ, Нахимовское военно-морское училище, президентский кадетский корпус, 7 кадетских корпусов, в том числе Пансион воспитанниц, и Московское военно-музыкальное училище. Сегодня в этих учебных заведениях обучаются 6.576 человек (5.984 мальчика и 592 девочки).
     




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex