на главную страницу

7 Июня 2011 года

Армия и общество

Вторник

Версия для печати

Такая у них работа

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



Да, сапёры - это люди, которым постоянно приходится работать в условиях повышенного риска и нагрузок - как эмоциональных, так и физических. Причём со временем круг решаемых ими задач только расширяется. Сегодня сапёры не только обезвреживают мины и неразорвавшиеся снаряды. На их плечах - полное инженерное обеспечение войск. Они восстанавливают повреждённые железнодорожные полотна и ремонтируют дороги, прокладывают мосты и первыми идут туда, где только что прогремел взрыв. Как это было, например, после пожара на арсеналах Минобороны в Башкирии и Удмуртии.
Словом, сапёр - это профессия, без которой не обойтись как в военное, так и в мирное время. Ведь от его мужества, умения делать свою нелёгкую работу практически всегда зависят жизни других людей.


     В Свердловской области вручена первая награда за участие в проходящем в Вооружённых Силах России этапе массового уничтожения боеприпасов с истекшими сроками хранения, непригодных для применения по назначению и не имеющих перспектив дальнейшего использования. Медали «За усердие при выполнении задач инженерного обеспечения» удостоен уроженец Екатеринбурга младший сержант запаса Артём Вострецов. Церемония награждения состоялась на плацу областного сборного пункта в день отправки воинского эшелона с новобранцами на Дальний Восток.
     Артёма Вострецова на полном основании можно причислить к категории добровольцев. В том смысле, что армейскую службу он «выхлопотал» себе сам. Был студентом-очником Уральского государственного университета. После третьего курса перевёлся на заочное отделение.
     - А это значит, - поясняет в беседе Артём, - что день призыва для студента в данном положении стал перспективной реальностью. Что, впрочем, меня ничуть не расстроило. К тому моменту я был морально готов отслужить. Тем более что семейных примеров образцового выполнения воинского долга у меня перед глазами было предостаточно. Прадед в годы Великой Отечественной войны был командиром танка. В бою под Прохоровкой его экипаж уничтожил пять немецких танков. Но и их танк был подбит. Из горевшей боевой машины удалось выбраться только прадеду. Пламя того боя на всю жизнь оставило свою отметку на его спине... Дед служил в разведроте погранвойск. Отец был морским пехотинцем.
     Именно с таким настроем пришёл осенью 2009 года Артём Вострецов в военный комиссариат. Но там сказали подождать до весны: очередной призыв уже завершался. «Тогда призывайте меня как добровольца», - не сдавался юноша.
     Днями позже эшелон с новобранцами вёз облачённого в армейский камуфляж Вострецова в направлении Северного Кавказа. Он уже знал, что служить будет «в сапёрах».
     Но задержаться в инженерно-сапёрном полку дольше, чем на период курса молодого бойца, рядовому Вострецову не довелось. Уже в январе 2010 года Артём и ещё несколько наиболее успевающих молодых солдат были откомандированы в Каменск-Шахтинский. На вопрос: «Зачем?», - командир роты по-военному лаконично пояснил: «Так надо».
     - На новом месте мне запомнилось самое первое занятие, - вспоминает Артём. - В одной большой аудитории за учебными столами сидели мы - солдаты-срочники и офицеры от лейтенантов до капитанов. Занятие по инженерной подготовке проводил генерал-майор. Но даже тогда мы всё ещё не знали, с какой целью оказались в Каменск-Шахтинске.
     Ясность, по словам Вострецова, появилась пару недель спустя, когда начались занятия по оказанию первой медицинской помощи условно пострадавшим... с минно-взрывными ранениями. «В ходе утилизации боеприпасов с истекшими сроками хранения может всякое произойти», - пояснил руководитель занятия.
     В общей сложности этап подготовки будущих подрывников продлился четыре месяца.
     - За это время я от офицеров-преподавателей ни разу не слышал ни грубых фраз в наш адрес, ни «командного» крика, - рассказывает Артём. - День за днём шли «без напряга»: если по специализации что-то нами усваивалось туго, руководители на учебных местах раз за разом терпеливо разъясняли непонятное, просили повторить усвоенное и лишь потом переходили к новой теме... Работа со взрывчатыми материалами, взрывными устройствами на нервах не строится.
     В конце марта выпускники учебных курсов разъехались по полигонам. Оставшиеся восемь месяцев службы Артём Вострецов провёл на общевойсковом полигоне Серноводское.
     - Обустраиваться на новом месте пришлось «с нуля», - вспоминает в беседе Вострецов. - Возводили палаточный городок, намечали пути подвоза взрывчатых веществ к местам утилизации, готовили участки будущих закладок боеприпасов, обустраивали территорию безопасного ожидания подрывов. Рабочий «конвейер» начался с прибытием в район утилизации первой партии отслуживших своё снарядов и мин. С того момента перерывы на отдых случались лишь по воскресеньям и когда на полигоне шла плановая отработка учебно-боевых задач линейными общевойсковыми подразделениями.
     Артём не скрывает: служба выпала ему не сахар. «Две первые недели практической утилизации провёл на нервах, - признаётся Вострецов. - По-настоящему было страшно переносить к местам закладки подрывов эти «непригодные для применения по назначению» боеприпасы. Потом, правда, процесс вошёл в привычку. Но очередные стрессовые дни ещё всё же были. Например, когда такелажные команды пополнили молодые сапёры. Вспоминая свою дрожь в руках и ногах в первые дни, мы, старослужащие, пару недель в ходе спецработ буквально не спускали глаз с новичков - ведь от их действий зависела наша общая безопасность».
     Интересуюсь: «Особые моменты были?»
     - Не без этого, - не скрывает Артём. - Однажды подготовили три закладки - со снарядами от реактивной системы залпового огня, со 152-мм выстрелами, а также со шрапнельными боеприпасами. От последних никто подвоха не ожидал - ведь они маломощные. Однако именно они напугали нас по-настоящему. Выждав время после подрыва, команда контроля, в состав которой входил и я, убыла для визуальной оценки выполненного. Полтораста метров до ямы не доехали - на том месте произошёл второй подрыв. Мы едва успели залечь в складках местности. Потом выяснилось - произошёл технический сбой в оснащении спецоборудования, вызвавший временную задержку прохождения сигнала.
     В другой раз стрессовую ситуацию вызвала внезапная гроза. На Кавказе так бывает: совершенно безоблачное небо в считаные минуты затягивают тучи, начинается гроза. Именно в такой день подрывники утилизировали выстрелы от «Града». Не секрет: для старта «нежному» боеприпасу достаточно мощности одной батарейки. А тут - гроза! И спешить, нарушая положения технического регламента, нельзя... Сапёры едва успели, заложив тротил, подсоединив детонаторы, отъехать на безопасное удаление. Отблеск первой молнии высветил на фоне свинцового неба поднявшийся вверх многометровый «гриб» подрыва.
     ...Сегодня младший сержант запаса Артём Вострецов ждёт восстановления на заочном отделении неоконченного вуза.
     - Весть о награждении застала меня врасплох, - признаётся Артем. - Я даже не знал, что был представлен к медали. Позвонили из областного военного комиссариата, попросили выступить на областном сборном пункте перед убывающими в войска призывниками. В Егоршино перед строем завтрашних солдат военный комиссар Свердловской области генерал-майор Игорь Лямин вручил мне нежданную награду. Чему я, конечно, очень рад.
     ...В ближайшие дни аналогичная медаль «За усердие при выполнении задач инженерного обеспечения» будет вручена по месту проживания трём сослуживцам Артёма - рядовым запаса Сергею Гришкевичу, Максиму Коневу и Константину Шайбакову. «За самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при выполнении задач по обнаружению и обезвреживанию взрывоопасных предметов» медалью «За разминирование» будут награждены уральцы рядовые запаса Евгений Воробьёв и Павел Панов.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex