на главную страницу

8 Июня 2011 года

Звени, труба!

Среда

Версия для печати

За музыкою вслед...

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда». Фото автора и из архива училища.



Среди воспитанников суворовских военных училищ и кадетских корпусов - учебных заведений Министерства обороны России - особое место занимают суворовцы Московского военно-музыкального училища, единственного в своём роде образовательного учреждения среднего профессионального (музыкального) образования в Вооружённых Силах Российской Федерации. Училище готовит специалистов для поступления в высшие учебные заведения профессионального образования, а главное, по специальной программе - для комплектования военных оркестров российских Вооружённых Сил. Девочек сюда пока не принимают, а вот ребята до 16 лет, имеющие основное общее образование и музыкальную подготовку в объёме детской музыкальной школы и владеющие, как правило, одним из духовых или ударными музыкальными инструментами, учатся здесь после поступления 3 года и 10 месяцев. Суворовцы также проходят обязательную военную подготовку.

     Датой основания училища считается 1 августа 1937 года, когда в Москве состоялось торжественное открытие 2-й Московской школы военно-музыкантских воспитанников Красной Армии. Школа формировалась из музыкально одарённых мальчиков детских домов, детей тех, кто геройски пал в бою за свободу и независимость нашей Родины. Перед школой была поставлена задача обучения и воспитания юных музыкантов для пополнения военных оркестров Красной Армии. Первым начальником школы был подполковник Леонид Николаевич Банк (1937–1939 гг.). Всего за годы существования нынешнего училища им руководили 12 начальников. С 2005 года по настоящее время воспитанниками руководит заслуженный артист России Александр Герасимов.
     В 1956 году 2-я Московская школа военно-музыкантских воспитанников преобразуется в Московское суворовское военно-музыкантское училище. В 1960-м его переименовывают в Московскую военно-музыкальную школу. С1978 года школа размещается в районе Теплого Стана столицы и с 1981 года, согласно приказу Министерства просвещения СССР и директиве Генерального штаба, становится Московским военно-музыкальным училищем.
     Выпускники училища успешно руководят военными оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации. Многих можно увидеть в ведущих музыкальных коллективах страны. Училище славится и дирижёрскими династиями. В своё время его выпускниками были нынешний начальник Военно-оркестровой службы Вооружённых Сил РФ - главный военный дирижёр генерал-лейтенант Валерий Халилов, его брат - старший преподаватель военного института (военных дирижёров) Военного университета полковник Александр Халилов. Сегодня его племянник Михаил - курсант военного института (военных дирижёров) Военного университета. Известна и династия Полушиных: отец - полковник запаса, преподаватель военного института (военных дирижёров) Военного университета Вячеслав Полушин, сын - подполковник Александр Полушин - начальник оркестра штаба округа.
     Суворовцы всегда долгожданные гости в воинских частях, они выступают на концертных площадках Москвы и Московской области, на различных народных и государственных торжествах. Оркестры училища постоянно гастролируют с концертными программами за рубежом - в Германии, Швейцарии, Франции, Англии...
     Буквально на днях юные музыканты-суворовцы вернулись после участия в Суворовских днях в Италии. В этом году Итальянскому и Швейцарскому походам Суворова исполняется 212 лет: весной 1799 года граф отбыл из Санкт-Петербурга в Вену, где в соответствии с договорённостями императора Павла I и императора Священной Римской империи Франца I возглавил объединённые войска союзников и освободил территорию нынешней Северной Италии и Швейцарии от войск Наполеона Бонапарта. «Музыка удваивает, утраивает армию», - утверждал в своё время легендарный генералиссимус. И на вдохновенное артистичное выступление суворовцев, которые не только исполняли марши, гимны, популярные русские песни, но и демонстрировали музыкальное дефиле, участники торжеств реагировали бурными аплодисментами, криками «Браво!». На главной площади городка Ломело звучали всемирно известные русские мелодии. Самые ударные народные хиты - «Калинку-малинку», «Сударыню-барыню» - музыканты училища исполняли на бис.
     Надо отметить, что репертуар суворовцев включает десятки произведений разных эпох, стилей, жанров. А в 2005 году в училище создан православный хор, исполняющий духовные песнопения и патриотические песни. Ребята участвуют в богослужениях в храме Вознесения Господня за Серпуховскими Воротами.
     В училище не только следуют давним военно-музыкальным традициям, но и развивают собственные. С 1938 года воспитанники участвовали в парадах на Красной площади. В 1940 году барабанщикам и фанфаристам впервые оказано высокое доверие - открывать парады войск Московского гарнизона на Красной площади. И вплоть до прошлого года все парады на Красной площади открывала рота барабанщиков Московского военно-музыкального училища. Это был «фирменный знак» военных парадов столицы, предмет гордости и громадной ответственности. Ведь суворовцы училища олицетворяли преемственность Российской армии.
     Вот что ответил начальник Военно-оркестровой службы Вооружённых Сил РФ генерал-лейтенант Валерий Халилов на вопрос о том, почему такая значимая традиция ныне прервалась.
     - В том, что суворовцы не участвуют в параде, «виноват» ЕГЭ. Парадная подготовка длится не один месяц. А ребятам и экзамены надо держать, и учиться. Ведь не все потом связывают свою жизнь с армией. И в гражданский институт поступать надо. Правда, моё личное мнение: суворовцев Военно-музыкального училища в парадном расчёте можно было и оставить - ведь таким образом они совершенствуют и своё музыкальное мастерство. В роте барабанщиков есть ещё и флейтисты, фанфаристы. Хочется надеяться, что следующий парад вновь откроют юные музыканты!
     - Валерий Михайлович, сейчас вы «командуете» всеми военными музыкантами во время праздничных парадов. А когда впервые заявили о себе на главной площади страны?
     - Это моё самое, пожалуй, большое впечатление в жизни. Когда я первый раз шагал по Красной площади в составе знаменитой роты барабанщиков, открывающей военный парад в 1967 году, то был направляющим, правофланговым.
     - Поступление в Московское военно-музыкальное училище определило всю вашу жизнь...
     - Я родился в семье военного дирижёра, в Средней Азии. Когда мне было девять лет, мы переехали в Москву. С пятого класса поступил в училище, тогда - в Московскую военно-музыкальную школу. Конкурс, кстати, был огромным - человек 50 на место. Нам давали прекрасное образование. И условия были замечательными: школа тогда находилась в живописном уголке Москвы, в Серебряном Бору. У нас учились ребята с уникальными слуховыми способностями, невероятной музыкальной памятью. Например, кто-то из них мог, отвернувшись от оркестра, слушать, как оркестранты, порядка 20 человек, брали звуки. Одновременно! То есть какофония была полная... А потом воспитанник поворачивался и каждому говорил, какую ноту тот брал. Или двумя локтями, с промежутком между ними, нажимали на клавиши рояля, и тот, кто это слушал, мог уверенно сказать, что локоть лежал «от этого и до этого звука, потом была пауза, и другой локоть захватывал эти и эти клавиши». В 1963 году, когда я поступил на учёбу, трудно было достать записи популярнейших Beatles. Но когда добывали пластинку, то с одного прослушивания всю музыкальную фактуру любой песни могли сразу сыграть на фортепьяно. Тому, что моя карьера сложилась именно так, способствовали замечательные преподаватели. Преподаватель по кларнету Евгений Михайлович Егоров был очень строг. Сугубо гражданский человек, имел за плечами огромный опыт работы в симфонических оркестрах. У него какая-то своя метода была постановки звука, разыгрывания на инструменте. Требовательный, профессионально знающий, он обладал такой интуицией, что мог в каждом человеке увидеть то, что он представляет собой в музыкальном отношении. Все его выпускники отличались сильными навыками игры, многие из них потом стали известными исполнителями, подлинными профессионалами. Помню великолепного педагога по фортепьяно - Тамару Ивановну Соколову...
     - Так как же учился курсант Халилов?
     - Во всём, что касается музыки, у меня проблем не было. Я уже тогда жил музыкой. А вот задачки, формулы... Неинтересно мне это было. Но до двоек-троек не доходило. Я же ещё очень подвижный был, спорт любил, бегать, прыгать, волейбол, футбол. И для спорта были все условия. Зимой заливали каток, играли в хоккей, плавали, бегали на лыжах. О нас заботились, как подобает. И при всей сложности учёбы здоровье у всех было отменное. Но было по-настоящему трудно. Ведь я поступил в 11 лет. А тут - никаких пап-мам, тут подчиняешься законам коллектива. Чёткий режим: зарядка, питание по расписанию, вечерние поверки, караулы, казарма, строгая дисциплина. Редкие увольнения. В общем, нормальная военная обстановка. И нельзя сказать, что как у солдат по призыву, но армейский дух был во всём. Но со временем ко всему адаптируешься. Многое компенсировал интерес к музыке, конечно. Но тем, кто окончил эти семилетние суворовские училища, я бы обязательно включил время обучения в рабочий стаж. Это было серьёзным воинским испытанием - те же уставы, дежурства, дневальства, военные парады. Колоссальная нагрузка. Это же училище окончил мой младший брат Александр. Сейчас он полковник, заслуженный артист России, старший преподаватель Военного института военных дирижеров. Служил в Афганистане, автор музыки известной песни «Мы уходим», многих популярных в армии аранжировок.
     ...Замечательный русский писатель Фёдор Достоевский, 190 лет со дня рождения которого мы будем отмечать в ноябре нынешнего года, в своё время писал о том, что поколения созидаются из подростков, что «без связующей общей, нравственной и гражданской идеи нельзя вырастить поколение и пустить его в путь».
     И хорошо, что в этом необычном военном училище «времён связующая нить» не оборвалась. С одной стороны, музыкант - профессия вполне гражданская. С другой... Военная музыка - это важный элемент музыкальной культуры народа, она исторически связана с его воинским потенциалом. И военные музыканты - верные носители традиций ещё с тех пор, когда «бубны, трубы и сопелки» сопровождали великого князя Святослава в его болгарском походе. Ну не сможет гражданский человек выйти на военный парад, не имея для этого должной строевой подготовки. Военная причёска и строгая форма дисциплинируют. А знание элементов воинской этики, чтобы стоять в строю, ходить именно как военный человек? Это воспитывается только в процессе специального образования. Иначе будет совершенно другое отношение к исполнению военной музыки. Словами это, пожалуй, не передашь. И у гражданских людей совсем другие законы. Не захотел работать, заявление написал - и свободен. А если жизнь требует отправиться в «горячую точку», в сложные условия, где музыка порой лучше, чем что-либо иное, поднимает ратный дух?
     «Едва заслышав звук военного оркестра, за музыкою вслед мальчишки побегут...» Слова из этой не особо известной бардовской песни на самом деле знаковые. Они во многом как раз и определяют особую, воспитующую роль военного музыкального искусства. Об этой особой магии военных духовых оркестров мы говорили и с сегодняшними воспитанниками училища. Когда я попросила разрешения побеседовать с лучшими суворовцами, то начальник училища Александр Герасимов и заместитель начальника училища по воспитательной работе Юрий Акименко в один голос сказали: «Они у нас все замечательные». Пришлось-таки выбирать лучших из лучших. И вот - встреча с «великолепной семёркой».
     Артёму Широкову 17 лет. Родом из Пермского края, из села Усть-Кишерть. Будущий год у него выпускной. В прошлом году это же училище с отличием окончил и его родной брат Павел. Ребята из музыкальной семьи. Папа играет чуть ли не на всех музыкальных инструментах - на саксофоне, кларнете, аккордеоне, баяне! Мама - музыкальный руководитель в детском саду. Инструмент Артёма - труба. Между прочим, играть на духовом инструменте - это физически тяжёлый труд, требующий постоянного внимания к инструменту. Спортсмены и музыканты-духовики похожи. Они достижения свои строят на мышцах. Так что на мой вопрос, много ли ребят курит в училище, Артём и его товарищи рассмеялись: «Кто пробовал, сразу бросал. 5 км бежишь - лёгкие «выплёвываешь». Это они о спортивной подготовке. И инструмент «никотиновые» лёгкие не любит. Артём вообще считает за счастье, что он решил в своё время сюда поступать. «На «гражданке», если честно, ребята предоставлены сами себе. А нас здесь именно воспитывают. Быстрее понимаешь, что такое хорошо, а что плохо, - наставительно объясняет мне суворовец. - И здесь очень интересно учиться. Конечно, мы загружены по полной. Но это и здорово. Ведь и в музеи ходим, в театры, мастер-классы музыканты замечательные нам дают. Будешь учиться хорошо - увольнений будет больше, и с девчонками мы дружим, к нам на вечера приезжают гостьи из Пансиона воспитанниц Минобороны, сами бываем на балах в Культурном центре Вооружённых Сил на Суворовской площади».
     Кстати, те, кто был на Международном военно-музыкальном фестивале «Спасская башня» в Москве, могли видеть среди музыкантов-суворовцев и Артёма. Он уже дважды выступал на этом, одном из ведущих военно-музыкальных смотров мира.
     Из Пермского края, из города Березники приехал в училище и Никита Ладыжников. Его музыкальные способности заметили рано и уже с 5 лет начали учить игре на фортепиано. Потом - музыкальная школа, и через 7 лет Никита «заболел» аккордеоном. Два года учился играть на нём. В принципе хотел стать военным, собирался поступать в суворовское военное училище и вдруг узнал, что может одновременно стать и военным, и музыкантом! Что есть такое, единственное в своём роде Московское военно-музыкальное училище. Зашёл на сайт, узнал: инструментом-то надо владеть или духовым, или ударным. Ну никак не аккордеоном и фортепиано... Но Никита - парень упорный. Год осваивал саксофон - и поступил! Только в училище его инструментом стала туба. Это такая большая медная труба, самый низкий по звучанию инструмент из медных духовых. Они по весу бывают разные, у Никиты она тяжеленная - под 10 килограммов.
     Дмитрий Коломанов поступил в училище тоже из Перми! Прямо не край, а какой-то заповедник музыкальных талантов. Родители Димы - военные, к музыке не имеющие отношения. Просто её любят. Однажды купили сыну диск, на котором божественно звучала флейта! И Дима просто влюбился в звучание этого инструмента. И захотел научиться на нём играть. Рядом с домом была музыкальная школа, и он, уговорив дедушку (который в семье любит музыку больше всех, как считает Дима), не поставив в известность родителей, отправился туда поступать. Но мама с папой только обрадовались инициативе сына. Сначала флейта никак не хотела с ним дружить, но терпение и труд всё перетрут! Через 4 года всё стало получаться! Но вот в училище любимый инструмент вынужденно получил отставку - нужны были только три флейтиста, а претендентов было шестеро! Но у Димы была тайная мечта: научиться играть и на саксофоне! И она осуществилась, только надо было «понять» этот инструмент очень быстро! Дима освоил игру за два месяца! Музыканты поймут, это великолепный результат. В благодарность за импровизационные возможности саксофона парень готов играть на нём сутками!
     Виталий Орлов родом из Красногорского района Подмосковья. После пятого класса родные отдали его в Московский музыкальный кадетский корпус, обратив внимание на музыкальные способности. Играл на фортепиано, теноре - это такой удивительный инструмент, который в отличие от остальных духовых показывает уникальную способность сохранять характер мелодии, что очень важно во всякой композиции. Понял: музыка - это судьба. И продолжил учёбу уже в военно-музыкальном училище. И здесь познакомился с ещё одним удивительным инструментом - валторной. Звуки её благородны, певучи, поэтичны. Из всех медных духовых она отличается наиболее мягким звуковым характером. Этот инструмент - один из необходимейших в симфоническом оркестре. Но Виталий не расстаётся и с фортепиано - игра на нём помогает сочинять собственную музыку. Пока это небольшие миниатюры, но впереди у талантливого парня целая жизнь!
     Семья у Руслана Мучаева военная. Отец - офицер, оба деда тоже шли по ратной стезе. Музыкальный талант Руслан взял как раз от одного из них - по папиной линии. У деда, тоже Руслана, абсолютный музыкальный слух, он великолепно поёт даже партии из классических опер, хотя музыкального образования не получил. Но в музыкальном плане внука образовывал именно он, а потом уж музыкальная школа. Так что о Карузо и Шаляпине Руслан узнал раньше, чем научился читать. А читать он не просто любит - не может без книг, как и без музыки, жить. Даже в училище при полной занятости умудряется не расставаться с книгой. Уже сейчас понятно, что парня ждёт очень интересная, творческая жизнь.
     У Никиты Игнатова - задатки учёного. По крайней мере он стал одним из лауреатов в номинации «Исследовательская работа» конкурса «Неизвестный Гагарин», посвящённого юбилею полёта первого космонавта. Правда, тема проекта имела «музыкальное» название: «Космос в творчестве советских композиторов». В училище Никита приехал поступать из села Кряжил Кузнецкого района Пензенской области. У Никиты музыка связана с мамой и дедом по отцовской линии, который замечательно поёт. А вообще в семье все любят петь! Об училище Никите рассказал как раз дед. И хотя парень в музыкальной школе учился играть на фортепиано, трубу в училище сумел великолепно освоить буквально с нуля. И здесь надо слышать, как упоённо рассказывал мне Никита о сложностях извлечения звука из духовых инструментов, о математическом подходе к этому.
     Алексей Белозоров из Невинномысска Ставропольского края воплотил «музыкальную» мечту мамы Гали. Ей самой профессионально заниматься музыкой не удалось. Алёшка был мальчишкой рослым и уже в 4 года уверенно стал осваивать фортепиано, хотя, конечно, ноги до педалей и не доставали. Подрос - музыку не бросил, но вот начал мечтать о военной судьбе. И тут мама как-то увидела, как бравые суворовцы-барабанщики открывают парад на Красной площади! Нашла сайт училища - и вместе с сыном запрыгала до потолка! Вот оно - соединение музыкальной и военной мечты! Но нужно было умение играть на духовых. И Алексей сам нашёл себе преподавателя. За два года освоил программу музыкальной школы по игре на трубе. Упорству парня могут позавидовать взрослые: отличная учёба в школе сочеталась со спортом, он ещё школьником преподавал айкидо и параллельно серьёзно занимался музыкой! И не забудьте, это в сельской местности, значит, ещё и повседневная помощь маме по хозяйству.
     ...От училища до метро ехала вместе с симпатичной женщиной - Валентиной Васильевной Волковой. Разговорились случайно. А ведь это о ней мне только что говорили как об одном из лучших педагогов и ребята, и командиры. Она преподаёт здесь общемузыкальные дисциплины уже больше 20 лет. И надо слышать, с КАКИМ восторгом и любовью она рассказывала о своих предметах и воспитанниках! Подумалось, не случайно девизом Московского военно-музыкального училища стали слова, сочинённые самими суворовцами: «В училище военно-музыкальном нам счастье выпало четыре года жить, сюда нас привело призвание, стремленье Родине и музыке служить!»
     На снимке: Александр ГЕРАСИМОВ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex