на главную страницу

8 Июня 2011 года

Внутренним войскам – 200 лет

Среда

Версия для печати

Спецназ своих не бросает

Султан ШАБАНОВ.



После тяжёлого дня бойцы спецназа медленно поднимались на высоту, где им предстоял ночлег. Ефрейтор контрактной службы разведчик-наблюдатель Игорь Кульченков шёл в середине группы. Уже было темно. Он настороженно вглядывался в черноту ночи. Иначе в горах нельзя. Это Кульченков знал точно: командировка в «горячую точку» была уже второй. Как и в прошлый раз, Игорь вместо положенных трёх месяцев остался в этих местах ещё на три... Скинув с плеч радиостанцию, Игорь сделал несколько шагов в сторону. Мгновенный взрыв поделил его жизнь на две части: «до» и «после»...

     Родился и вырос Игорь Кульченков в Оренбургской области. Сразу после школы определиться с выбором профессии не сумел. Поступил в техникум. Но проучился там недолго, не понравилось. Бросил. И пошёл в автошколу. В то время армия Игоря особенно не привлекала, тем более как профессия, призвание. Или об этом он тогда просто не думал? Но служить был готов. И в 2007-м его призвали на срочную службу. Так, в конце декабря в свои девятнадцать лет парень оказался в одной из воинских частей тогда ещё Уральского округа внутренних войск МВД России, дислоцированной на севере Свердловской области.
     Караульная служба не очень привлекала юношу, поэтому через полтора года армейской жизни он собирался вернуться домой. О контракте даже не задумывался. Всё изменилось, когда в часть приехали бойцы Нижнетагильского отряда специального назначения «Урал».
     Для отряда тот период был особый: подразделение было одним из нескольких во внутренних войсках, попавших в государственную программу по переходу на контрактный принцип комплектования. В поисках будущих бойцов военнослужащие колесили по частям округа, искали единомышленников через военкоматы. Так наведались они и в ту часть, где служил Кульченков. И парень загорелся желанием служить в спецназе. Отец его в своё время служил в ВДВ, а он будет бойцом отряда специального назначения внутренних войск! Так решил сам для себя Игорь. Тут же дал согласие и уже после полугода службы по призыву заключил контракт и переехал в Нижний Тагил.
     – Приняли меня хорошо. И сразу началась учёба, – рассказывает он. – Что такое «настоящий боец спецназа», уяснил для себя только после нескольких месяцев учёбы.
     Рядового контрактной службы Игоря Кульченкова определили в разведгруппу сапёром, напарником его и наставником стал младший сержант Павел Пискур. Теорию минно-взрывного дела изучал по книжкам. Но какой специалист без практики? И вот как раз на том этапе Игорь поехал в свою первую командировку на Северный Кавказ. Ему предстояло на практике применить свои знания.
     Первое время в непривычной боевой обстановке рядовой Кульченков держал ухо востро, глядел в оба. Идти в голове штурмовой группы – очень ответственно. Понимал это. Старался. И справлялся со своими обязанностями. Ту командировку сам Игорь считает слишком уж спокойной. Даже усиленные поиски не давали результатов: за три месяца не нашли ни одного схрона с оружием и боеприпасами...
     Возвращение домой. И тут для молодого парня открываются новые горизонты: его назначают старшим оператором взвода радиоэлектронной разведки. На учёбу он едет в один из областных центров Северного Кавказа. После учёбы – контрольно-проверочное занятие. И сразу дело особой важности – обеспечение безопасности участников саммита глав государств Шанхайской организации сотрудничества в Екатеринбурге.
     А потом снова подготовка к командировке в «горячую точку». И ещё одну воинскую специальность пришлось освоить парню. Вновь на Кавказ он едет уже помощником гранатомётчика...
     – Есть в группе и такая должность. Нелёгкая... Но кому-то надо делать и эту работу, – поясняет Игорь.
     Когда в ноябре истекут очередные три месяца и им на замену приедут другие бойцы, ефрейтор Кульченков опять останется ещё на три месяца.
     – На этот раз командировку спокойной назвать было нельзя, – продолжает рассказ Игорь. – Постоянная напряжённость. Все шесть месяцев – горы, горы, горы...
     Редко отдыхали, но запомнилось ему, как празднично отметили день отряда. Был традиционный футбол, а после – состязания на право ношения специальной формы. Игорь успешно выдержал этот экзамен.
     И снова боевая работа.
     Событие, разделившее жизнь Игоря Кульченкова на две части, случилось зимой. Их высадили из вертолёта в чистое поле сразу после новогодних праздников. Шли третьи сутки разведывательно-поисковых мероприятий в Урус-Мартановском районе. Ещё несколько часов назад командир группы капитан Башаров определил место ночлега – небольшую высоту. Шли тропами. Не спеша. Мешала грязь под ногами. Остерегались. Знали: обычно на подобных маршрутах боевики устанавливают самодельные взрывные устройства. Когда последний боец поднялся на высоту, казалось, что ещё один день прошёл благополучно. Но именно в тот момент и прогремел взрыв.
     – Сначала я не понял, что произошло. Когда теперь пытаюсь восстановить то мгновение, – вспоминает Игорь, – мне кажется, что я ощутил, как под моей левой ногой что-то шевельнулось... Не успел среагировать... Меня закидало грязью. Шок... Но мои товарищи быстро всё поняли и оценили. Тут же подбежали ко мне и перетянули жгутом ногу. Сразу вышли на связь с базой отряда...
     Ждать вертолёт в подобных условиях? Об этом речи быть не могло. Только по земле. К счастью, неподалёку находилась ещё одна группа другого отряда спецназначения. У них и техника была. Но и до них надо было добраться. Донесли на носилках. Потом на ЗИЛе в сопровождении БТР доставили в Ханкалу. Когда посчитали, получилось, что операция по спасению Игоря Кульченкова длилась пять часов.
     – Все эти пять часов я хорошо помню, – продолжает Игорь. – Меня пичкали лекарствами, но отключаться не позволяли. Сознание я потерял, когда очутился на операционном столе.
     К сожалению, спасти ногу врачам не удалось: чуть ниже колена её ампутировали. Спустя неделю из Ханкалы бойца отправили в Москву, где предстояли ещё две операции и протезирование. А потом он учился заново ходить. Но о том времени Игорь рассказывать не любит. Лучше о друзьях. Они всё знали, не забывали Игоря. Приезжали к нему постоянно, даже в госпиталь в Москве.
     ...Совсем недавно Игорь Кульченков окончил школу прапорщиков. Сейчас ждёт назначения на новую должность. Он всё так же на службе. Всё так же в спецназе, в своём родном «Урале» – 12-м отряде специального назначения Уральского регионального командования внутренних войск МВД России. И хотя от строевых занятий освобождён, в торжественные моменты вместе со всеми шагает по плацу в строю. Как ему даются эти шаги, знает только он.
     А спецназ знает, что своих бросать нельзя. Недавно Игорю Кульченкову продлили контракт. И теперь он почти уверен, что в феврале следующего года снова отправится в очередную «горячую» командировку. Если, конечно, найдётся для него место. И ещё одно замечательное событие случилось в жизни Игоря: он женится. И скоро станет отцом...
     Значит, всё впереди!
     На снимке: Игорь КУЛЬЧЕНКОВ (слева) ещё до трагедии.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex