на главную страницу

8 Июня 2011 года

Геополитика

Среда

Версия для печати

«Арабская весна»: время тревог

Дмитрий ЗЕЛЕНИН,
  корреспондент ИТАР-ТАСС в Бейруте.



В центре внимания аналитиков продолжают находиться события в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Для будущего арабского мира особенно важен исход противостояния в Сирии. Смена власти в этой стране чревата резким скачком нестабильности во всём регионе. Оценка происходящему даётся в материале корреспондента ИТАР-ТАСС в Бейруте Дмитрия Зеленина (материал написан в мае, но суждения автора по-прежнему актуальны).

     ПРЕЗИДЕНТ США Барак Обама фактически предъявил ультиматум сирийскому лидеру Башару Асаду, предложив ему сделать выбор: возглавить процесс реформ или покинуть свой пост. На фоне уже происшедших уходов со сцены президентов Туниса и Египта требование главы американской администрации к хозяину Дамаска выглядит как будто вполне логичным. Более того, президент Соединённых Штатов даёт «джентльменскую отсрочку» своему коллеге в далёкой арабской стране - до вынесения, по-видимому, окончательного приговора. Как расшифровали это послание в Дамаске?
     Вот мнение сирийского политолога Имада аш-Шаабана: «США дают понять, что не намерены больше терпеть на Ближнем Востоке государства, которые говорят «нет» или возражают Америке. В этом регионе не должно быть лидеров, пытающихся проводить независимый курс, опираясь на внутренние ресурсы или помощь Ирана - главного противника Вашингтона».
     Проще сказать, указывает аналитик, «время существования сильных режимов, несущих угрозу Израилю, истекло». И теперь в случае реализации запрограммированной «демократической трансформации» можно будет вести разговор о всеобъемлющем урегулировании. Поэтому так легко и была брошена Обамой фраза-намёк по поводу возвращения Израиля к границам 1967 года.
     Послание Обамы последовало за отказом Асада от предложенной ему сделки в 20 млрд. долларов, утверждает главный редактор газеты «Аль-Ахбар» Ибрагим аль-Амин. Условием их получения был разрыв стратегического союза с Ираном и силами сопротивления в лице ХАМАС и «Хезболлах». Сумму, необходимую для масштабных программ развития в Сирии, по сведениям аль-Амина, были готовы предоставить нефтедобывающие монархии, Евросоюз и США.
     Другим политическим условием шеф-редактор «Аль-Ахбар» назвал вступление в прямые переговоры с Израилем с целью заключения мирного договора, по которому Сирии были бы возвращены на определённых условиях Голанские высоты. К этому добавлялось требование роспуска правящей партии арабского социалистического возрождения (партия Баас) и отстранение от власти ряда фигур из окружения Асада.
     Ранее также «Аль-Ахбар» сообщала об ультиматуме Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, который передавался Асаду министром иностранных дел ОАЭ шейхом Абдаллой бен Заидом Аль Нахайяном. Тогда помощь обещалась в обмен «на возвращение под арабское крыло» и восстановление «межконфессионального равновесия», под чем понималась более весомая роль во властных структурах выходцев из суннитской общины [более половины сирийцев - сунниты, но нынешний глава государства, Башар Асад, является алавитом; алавизм - это особое исламское течение, близкое к шиизму, некоторые учёные даже считают алавизм отдельным религиозным течением, представляющим смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований].
     ЕСЛИ АСАД уже дал отрицательный ответ на эти ультиматумы, то кто в таком случае удержал Обаму от выдвижения более жёсткого требования к сирийскому президенту? Ответ на этот вопрос совпадает практически у всех местных обозревателей: премьер-министр Турции Тайип Эрдоган и король Иордании Абдалла II.
     Для турецкого лидера и его партии сирийские события незадолго до всеобщих выборов стали серьёзным испытанием, пишет обозреватель газеты «Аль-Хаят» Рагда Дергам. Турецкие власти не стали препятствовать митингам исламистов перед сирийским консульством в Стамбуле и позволили провести пресс-конференцию верховному наставнику сирийских «братьев-мусульман» Рияду аш-Шакфе. По некоторым сведениям, в Стамбуле состоялась встреча между высокопоставленными сотрудниками ЦРУ и зарубежным крылом сирийских «братьев».
     Особые отношения между Анкарой и Дамаском, которые уравновешивали альянс Сирии с шиитским Ираном, в последние недели заметно похолодели. Ещё два месяца назад Башар Асад обещал обязательно воспользоваться турецким опытом преобразований в переходный период к демократическому правлению. Однако настойчивые советы турецкого премьера поторопиться с реформами вскоре не понравились окружению Асада.
     С другой стороны, Эрдоган, принимая во внимание негативную реакцию суннитской «улицы» как в самой Турции, так и в других мусульманских странах на жёсткие действия алавитского режима в Сирии, не пошёл тем не менее на полный разрыв с Асадом, личные связи с которым в недавнем прошлом позволили создать благоприятный климат для турецкой экономической экспансии в Сирии и помогли Анкаре выступить с рядом посреднических инициатив, поднявших её региональный имидж.
     Кризис в Сирии напрямую затрагивает внутреннюю безопасность Турции, учитывая то обстоятельство, что по обе стороны 800-километровой сирийско-турецкой границы проживают курды. Поэтому, как заявил Эрдоган, «вопрос о том, останется у власти Башар Асад или нет, ставить преждевременно». По его мнению, участь президента Сирии «решит сам сирийский народ».
     Анкара, по сведениям «Аль-Ахбар», посоветовала Вашингтону «не торопиться загонять Асада в угол». Кроме того, турецкое руководство полностью исключило повторение в отношении Сирии «ливийского сценария».
     Аналогичную позицию занял иорданский король, который встречался на днях в Вашингтоне с Бараком Обамой. Как писала израильская «Маарив», Абдалла II крайне озабочен тем, как легко «сдали» американцы Зин аль-Абидина бен Али и Хосни Мубарака. Он опасается, что падение баасистского режима в Дамаске неизбежно поднимет более мощную волну протестов в Иордании.
     ПРОФЕССОР международного права Дамасского университета Бассам Абу Абдалла убеждён, что внутриполитический кризис в Сирии спровоцирован вмешательством внешних сил. Главными разработчиками «схемы переворота» он называет помощника госсекретаря США по Ближнему Востоку, бывшего посла в Бейруте Джеффри Фелтмана - архитектора «кедровой революции» в Ливане и советника по национальной безопасности короля Саудовской Аравии принца Бандара ибн Султана, бывшего посла королевства в Вашингтоне и давнего противника Дамаска.
     Предводитель ливанского движения независимых насеристов «Аль-Мурабитун» генерал Мустафа Хамдан указывает на существование так называемого «Гамбургского центра», которым, как он утверждает, руководит Саад Харири, покинувший в январе с.г. пост премьер-министра Ливана после распада правящей коалиции, поддерживаемой Западом и Саудовской Аравией. Хамдан требует привлечь к судебной ответственности депутата от суннитского блока «Аль-Мустакбаль» Джамаля аль-Джарраха, превратившегося из главы мафиозной группировки по торговле крадеными автомобилями в финансиста антиправительственного подполья в Сирии.
     «В событиях была третья сторона, опирающаяся на поддержку из-за рубежа», - полагает сирийский политолог Гейс Сахлюл. По его данным, в ряды манифестантов проникли подстрекатели, которые провоцировали столкновения со стражами порядка и военнослужащими. Деньги и оружие поступали из сопредельных стран - Ливана, Иордании и Ирака.
     Сириец Миляд из Латакии свидетельствовал в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС, что видел собственными глазами томики Корана с вложенными в них 100-долларовыми банкнотами и гробы для погибших, наполненные оружием. «Угроза фанатиков-салафитов - это не миф, а реальность», - сказал Миляд.
     


     Соглашение Сайкса-Пико от 16 мая 1916 года - тайное соглашение между правительствами Великобритании и Франции, которым были разграничены сферы их интересов на Ближнем Востоке после Первой мировой войны. Соглашение было разработано в ноябре 1915 года французским дипломатом Франсуа Жорж-Пико и англичанином Марком Сайксом.
     Согласно соглашению, сфера влияния Великобритании распространялась на земли, соответствующие современным Иордании и Ираку, а также району вокруг Хайфы (город нынешнего Израиля), Франции - на юго-восточную часть Турции, северный Ирак, Сирию и Ливан. Каждая держава имела право определить государственные границы в своей зоне влияния.
     Это соглашение фактически означало отказ от данных Лондоном обещаний арабам не препятствовать созданию независимого арабского государства на территории Великой Сирии в обмен на поддержку британских войск в борьбе с армией Османской империи. Великая Сирия, как полагали приверженцы идей панарабизма, должна была состоять из земель нынешних Сирии, Ливана, Иордании, Израиля и палестинских территорий (сектор Газа и Западный берег реки Иордан). Столицей нового государства должен был стать Дамаск, который когда-то был главным городом арабского халифата.
     


     Как указывает иорданский эксперт Нахед Хатер, специализирующийся по Сирии, определяющим фактором, изменившим ситуацию в кризисном противостоянии в пользу правящего в Дамаске режима, стала угроза междоусобицы. Светская оппозиция, по его мнению, поспешила дистанцироваться от исламистов, взявших в руки оружие. Немаловажной, отмечает аналитик, стала поддержка правления Башара Асада со стороны торговых и предпринимательских слоёв Дамаска и Алеппо, заинтересованных в стабильности и продолжении рыночных реформ.
     БОЛЬШИНСТВО региональных наблюдателей полагают, что Асаду удалось сбить волну массовых выступлений. По мнению британца Патрика Сила, сирийская армия сохранила верность президенту Башару Асаду, что позволило ему благополучно миновать «египетский сценарий».
     Всю «чёрную работу» взял на себя младший брат президента Махер Асад - командир Республиканской гвардии и элитной 4-й бронетанковой дивизии. Под его началом, по данным еженедельника «Аль-Ватан аль-Араби», находится треть вооружённых сил, не считая проявивших себя в ходе нынешних событий полувоенных формирований «шабиха», которые состоят из алавитов. Находящийся в Аммане сирийский диссидент Мунир Абу Адхам признался газете «Аль-Хаят», что оппозиция рассчитывала на «нейтралитет армии», однако имело место лишь несколько случаев, когда военные отказывались выполнять приказы.
     Итак, Сирия выстояла перед первой волной «революционной бури», которая сопровождалась небывалой по злобе кампанией против Дамаска в ведущих арабских СМИ. Газеты пестрели подробностями карательных акций, слухами о расколе сирийской верхушки и обострившейся борьбе за власть внутри аппарата спецслужб. Например, еженедельник «Аль-Ватан аль-Араби» сообщал, что только 20 процентов самих алавитов поддерживают репрессии Махера Асада, которые ставят под угрозу их собственную судьбу в случае прихода к власти «братьев-мусульман».
     Сирийский режим грамотно защищался, используя собственные пропагандистские приёмы. Так, в эфире телеканала «Сурия» регулярно выступали с признаниями члены арестованных групп исламистов, они называли адреса, откуда к ним поступили оружие и деньги. Сообщалось о предотвращённых диверсиях на нефтегазовых объектах, трубопроводах, железных дорогах и эстакадах.
     В интервью «Нью-Йорк таймс» кузен сирийского президента Рами Махлюф, крупнейший сирийский бизнесмен, который владеет телекоммуникационной компанией Syriatel и держит в своих руках строительный и нефтяной бизнес, сообщил, что правящая элита ещё более сплотилась в результате кризиса и не допустит захвата страны религиозными фанатиками. «Никто не покинет корабля. Мы будем сражаться здесь до конца», - заявил Махлюф, посоветовав Западу не оказывать «чрезмерного давления» на руководство страны.
     Он предупредил, что стабильность Израиля «во многом зависит от положения дел в Сирии». «В случае падения режима в Дамаске никто не возьмётся предсказать, что произойдёт следом на Ближнем Востоке», - указал Махлюф, намекнув на угрозу исламского радикализма и междоусобицу, которая вспыхнет в Сирии и охватит все остальные страны. «Им [Западу и Израилю] следует знать, что в случае дестабилизации обстановки в Сирии страдать будут все вокруг, и не только сирийцы», - подчеркнул он...
     ПОДКАТИВШАЯСЯ к стенам дамасской цитадели «арабская весна» привела к тому, что Сирия оказалась в эпицентре противостояния между шиитским Ираном и сразу двумя суннитскими державами - Саудовской Аравией и Турцией, за которыми стоят Соединённые Штаты. Но при этом Сирию невозможно вырвать из арабо-израильского конфликта, который по-прежнему далёк от урегулирования, и перманентного кризиса в соседнем Ливане.
     Размышления о наступлении на Ближнем Востоке эпохи «братьев-мусульман» вряд ли могут кого-то утешить и дать повод утверждать, что их приход к власти повлечёт за собой установление стабильности. Идея перенесения турецкой модели демократии на арабский мир теоретически может существовать и обсуждаться в научных кругах, но как она будет реализована на практике, пока трудно представить. И не повлечёт ли этот «завуалированный фундаментализм» за собой религиозные войны?
     Президент Арабского клуба Бейрута Атыф Идрис на страницах «Ан-Нахар» поведал о старом новом проекте передела политической карты Ближнего Востока. По его мнению, кое-кто хочет воспользоваться «спонтанным» революционным подъёмом для своего рода «переиздания» тайных соглашений Сайкса–Пико, перекроивших в своё время территории Османской империи (см. карту). На этот раз, как пишет автор, «заговор мировой закулисы» предусматривает дробление арабских и исламских государств на более мелкие религиозно-этнические и племенные образования. Этот процесс уже начался в Судане и Ираке, на очереди - Ливия, Египет, Алжир, Йемен.
     Стабильной Сирии, на примере которой со всей силой проявилось действие «тайных пружин», грозит участь распасться на пять кусков, из которых она была собрана в начале 1930-х годов французами. Первоначально реализация такого зловещего сценария может обрадовать сирийских соседей, но далее, считает Идрис, неизбежным следствием раскола Сирии станет рождение курдского государства из территорий сразу четырёх государств (Турции, Ирака, Сирии и Ирана). Автор предсказывает появление в будущем суннитского эмирата в Ахвазе [город на западе Ирана, административный центр Хузестана] и «шиитских островов» на Аравийском полуострове. Понятно, что такой передел вызовет гибель многих тысяч людей, массовые миграции населения и экономические коллапсы.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex