на главную страницу

8 Июня 2011 года

Страницы истории

Среда

Версия для печати

Германцы и Русь



Приближается скорбная дата в отечественной истории - 70-летие Великой Отечественной войны. Германия, одурманенная человеконенавистнической нацистской идеологией, напала на Советский Союз. Это была не первая война, в которой народы России и Германии оказались по разные стороны баррикад. До этого были боевые действия в рамках Ливонской (1558–1583) и Семилетней войн (1756–1762), участие войск ряда германских государств во вторжении наполеоновской армии в Россию, Первая мировая война.
  В истории наших народов были и периоды мирного взаимодействия, например в 1920-е годы. Можно вспомнить и первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка, который не советовал немецкой знати воевать с Россией. «Славян невозможно победить, - подчёркивал он, - мы убедились в этом за сотни лет. Это нерушимое государство русской нации, сильное своим климатом, своими пространствами и ограниченностью потребностей. Даже самый благоприятный исход открытой войны никогда не приведёт к разложению основной силы России, которая зиждется на миллионах собственно русских...»
  Истоки взаимоотношений русских и немцев - в раннем Средневековье. О тех событиях сохранились некоторые летописные документы. Что было до этого, достоверно утверждать сложно - это уже область мифологии. Как гласят предания, и германские, и славянские племена пришли на земли Европы с Алтая, у них общим предком был какой-то древний народ.
  О средневековом же периоде отношений славян и германцев написано немало книг и статей, правда, большинство из них, особенно советского периода, излишне идеологизированы. В связи с этим обращает на себя внимание написанный без излишних эмоций материал «История взаимоотношений русского и немецкого народов», размещённый в Интернете (сайт samovirajenie.ru/index.html). Размышления его автора во многом перекликаются с работой российского исследователя Александра Широкорада «Прибалтийский фугас Петра Великого». (http://lib.ololo.cc/b/200461/read)

     ПЕРВОЕ знакомство славян с немцами у подавляющего большинства наших современников ассоциируется с нашествием псов-рыцарей и эпической фигурой святого князя Александра Невского, остановившего их на льду Чудского озера. Ну что ж, такой взгляд при первом приближении верный. Мы же заглянем на три века раньше.
     Несколько слов стоит сказать о том, откуда вообще взялась Германия. В качестве самостоятельного государства Германия выделилась из империи Карла Великого после её распада, оформленного Верденским договором 843 года. По этому договору внуку Карла Великого Людовику Немецкому достались все зарейнские земли и Бавария. Кроме того, в состав складывающегося германского государства вошли земли и по самому Рейну, а именно: область Майнца, Вермса и Шпейера.
     Эта территория окончательно выделилась из состава Франкского государства лишь в конце IX века. Позднее, с XI века, её жители стали называть себя тевтонами. Это старое название сохранилось у немцев и до наших дней: Teutschen или Deutschen.
     Славяне стали называть жителей Германии «немцы», указывая этим на то, что они говорят на непонятном для славян языке.
     Германия не была едина ни в этническом, ни в политическом отношении. Она представляла собой четыре фактически самостоятельных племенных герцогства:
     - Швабию (по Верхнему Дунаю),
     - Баварию (к востоку от реки Леха),
     - Франконию (по Среднему Рейну и Майну),
     - Саксонию с Тюрингией (в северной части Германии, на запад от Эльбы).
     В первой половине X века к ним прибавилась ещё Лотарингия - территория от устьев Рейна и Шельды почти до Верхнего Рейна.
     В 911 году в Германию переселилась династия Каролингов, и королём в 919 году стал саксонский герцог Генрих I Птицелов. В 936 году ему наследовал сын Оттон I. Птицелов после длительной борьбы покорил сербо-лужицкую группу полабских славян, заставив её платить дань немцам. Одновременно он захватил часть земель другого славянского племени - лютечей. Данниками немцев стали вскоре и ободриты. Генрих I старался также распространить свою власть и на населённую датчанами Ютландию. Он завоевал Шлезвиг, разъединив, таким образом, славян и датчан, в союзе с которыми славяне отражали натиск немцев.
     Первое в Германии упоминание термина «Русь» содержится в «Вертинских анналах» 839 года, а в «Раффельштеттенском таможенном уставе», созданном между 904 и 906 годом, говорится о торговле русских купцов на Среднем Дунае (на территории современной Австрии).
     В 959 ГОДУ княгиня Ольга, правящая Древнерусским государством после смерти своего мужа, князя Игоря, вернулась в Киев из Константинополя. Княгиня была недовольна политикой византийского императора и в том же году отправила посольство в Германию, к королю Оттону I. Цель посольства - заключение политического союза и присылка в Киев немецкого епископа с священниками для крещения Руси.
     Судя по всему, княгиня к 959 году уже крестилась и получила наряду с норманнским именем Ольга ещё и христианское - Елена.
     В хронике продолжателя аббата Регинона Прюмского (германского архиепископа Адальберта) говорится:
     959 год: «Пришли к королю [Оттону I Великому], - как после оказалось, лживым образом, - послы Елены, королевы руссов, которая при константинопольском императоре Романе крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников».
     960 год: «Король праздновал праздник Рождества Христова во Франкфурте, где Лбуций из братии св. Альбана [в Майнце] достопочтенным епископом [бременским] Адальдагом посвящён в епископы руссам».
     961 год: «Лбуций, которого в прошлом году некоторые дела удержали от путешествия, скончался 15 марта настоящего года, в преемники ему был посвящён Адальберт из братии монастыря св. Максимиана в Трире; сего последнего благочестивейший государь, с обычным ему милосердием, снабдив щедро всем нужным, отправил с честью к руссам».
     962 год: «В сем году возвратился назад Адальберт, поставленный в епископы к руссам, ибо не успел ни в чём том, зачем был послан, и видел свои старания напрасными; на обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он с великим трудом едва спасся».
     Почему миссия Адальберта закончилась полной неудачей, неизвестно. Ряд историков считают, что в Киеве произошёл переворот и язычник князь Святослав Игоревич захватил всю полноту власти, а его мать ушла в «частную жизнь».
     В Повести временных лет под 6494 (986-м) годом содержится прямой намёк на то, что одним из тех, кто выступил против Адальберта и его людей, был сын княгини Ольги Святослав. Когда к князю Владимиру «придоша немьцы от Рима» с предложением принять католичество, он им сказал: «Идите опять, яко отцы наши сего не прияли суть». О каких «отцах» тут идёт речь? Видимо, князь Владимир говорит о Святославе во множественном числе.
     ТЕМ НЕ МЕНЕЕ киевские князья не прерывали связей с немцами. В «Анналах» Ламперта Херсфельдского, автора 1070-х годов, упоминается, что на Пасху 973 года (23 марта) на немецком имперском съезде в Кведлинбурге среди прочих иностранных посольств присутствовало и русское. Видимо, это посольство имело отношение к браку киевского князя Ярополка Святославича с дочерью шведского герцога Конрада (Куно), которая приходилась внучатой племянницей Оттону I.
     В это время в Киев прибывает и германский проповедник Бруно Кверфуртский (монашеское имя - Бонифаций). Согласно Житию блаженного Ромуальда («Vita beati Romualdi»), написанному около 1033 года кардиналом Петром Дамиани, Бонифаций отправился для проповеди к «королю Руси».
     Тот ответил миссионеру, что уверует не прежде, чем Бонифаций, пройдя сквозь пламя, останется невредим. Святой совершает чудо, и король со своим народом принимают крещение. «Брат же короля, живший рядом с ним, не хотел уверовать, а потому в отсутствие Бонифация был королём убит. Другой брат, который жил уже отдельно от короля», убивает и короля, и Бонифация.
     Детали жития довольно фантастичны, но основной сюжет похож на правду. Уж слишком живо житийная картина напоминает известную по летописи ситуацию при Ярополке Святославиче. Ярополк княжит в Киеве, его брат Олег - «рядом с ним», в Овуче, городе восточнославянского племени древлян, другой брат, Владимир, - «отдельно от короля» Ярополка - на севере Руси, в Новгороде. Олег погибает от руки «короля» Ярополка; в борьбе с Ярополком Владимир подчёркивает своё язычество, но вскоре и сам крестится.
     К сожалению, наши летописи умалчивают о многих важных событиях в жизни князей и Древнерусского государства, и зачастую приходится опираться лишь на западные источники. Так, русские источники молчат о пятнадцати последних годах жизни Владимира Красное Солнышко.
     ПРИМЕРНО в 1008–1009 годах польский великий князь Болеслав I Храбрый заключил мир с Владимиром Красное Солнышко. Мир был скреплён родственным союзом: дочь Болеслава вышла замуж за сына Владимира - Святополка. Но этот первый родственный союз польских и русских князей привёл не к миру, а к серии новых войн. Где-то между 980 и 986 годом Владимир разделил земли между сыновьями. Вышеслава он направил в Новгород, Изяслава - в Полоцк, Святополка - в Туров, Ярослава - в Ростов. Следует заметить, что Владимир делал сыновей не независимыми правителями областей, а всего лишь своими наместниками.
     В конце 1012 года или в начале 1013-го Святополк вместе с женой и её духовником Рейнберном Колобрежским оказывается в киевской темнице. Подробностей ареста туровского князя летописцы до нас не донесли, что дало повод разыграться фантазии историков. Так, Ф.И. Успенский писал: «Епископ Колобрежский [Рейнберн], сблизившись со Святополком, начал с ведома Болеслава подстрекать его к восстанию против Владимира... С этим восстанием связывались виды на отторжение России от союза с Востоком [Византией] и восточного православия».
     Видимо, более близок к истине П. Голубовский: «Князь Туровский, Святополк, заводит отношения с Польшей, чтобы иметь поддержку для завоевания своей автономности, и попадает за это в тюрьму».
     Не исключено, что Святополк попросту отказался платить дань Киеву, как это сделал в 1014 году князь Ярослав в Новгороде.
     В немецкой хронике Титмара Мерзебургского, умершего в 1018 году, говорится, что Болеслав, узнав о заточении дочери, спешно заключил союз с германским императором и, собрав польско-германское войско, двинулся на Русь. Болеслав взял Киев и освободил Святополка и его жену. При этом Титмар не говорит, на каких условиях был освобождён Святополк.
     По версии Титмара, Святополк остался в Киеве и стал править вместе с отцом. Нам же остаётся только гадать, был ли Святополк при Владимире советником или, наоборот, Святополк правил страной от имени отца.
     Со смертью князя Владимира его сыновья затевают усобицу. Святополк, потерпев поражение, бежал к тестю - польскому великому князю Болеславу Храброму. Его брат и соперник Ярослав, ещё не получивший прозвище Мудрый, в первой половине 1017 года отправил послов к германскому императору Генриху II, чтобы заключить наступательный союз против Польши.
     Генрих обрадовался русскому посольству, и в том же году была организована первая русско-германская коалиция против Польши. Кроме Руси и Германии в состав коалиции вошли чешский князь Олдржих и западнославянское племя лютичей (язычников).
     Болеслав Храбрый решил бить врагов поодиночке. Войско его сына Мешко, будущего короля (родился в 990 году, правил в 1025–1034 годах), вторглось в Чехию и, пользуясь отсутствием Олдржиха, разорило страну.
     Германо-чешское войско осадило польскую крепость Нимч, но вскоре было вынуждено отступить в Чехию. 1 октября 1017 года Болеслав предложил Генриху начать переговоры о мире и отправил послов в город Мерзабург, где находилась ставка императора. Переговоры затянулись, и лишь 30 января 1018 года в городе Будишине (Баутцене) был подписан мир между Польшей и Германской империей. Польша получила земли, принадлежавшие ей ещё до начала войны 1015–1017 годов: Лужицкую марку и Мильско (земли мильчан). Однако если раньше Болеслав владел ими на правах имперского лена, то теперь они прямо включались в состав Польского государства.
     В начале августа 1018 года Болеслав Храбрый подошёл к Киеву. Кстати, в его войске были 300 саксонских наемников. Так немцы впервые вступили в «мать городов русских». Ограбив Киев, Болеслав ушёл в Польшу, оставив там править Святополка. Однако Ярославу всё же удалось победить в гражданской войне.
     В 1025 ГОДУ, через несколько недель после своей коронации, умирает Болеслав Храбрый. В Польше начинается усобица между Болеславичами. В польские дела немедленно вмешиваются соседи - немцы и чехи. В ходе войны один из сыновей умершего Болеслава Оттон бежал к князю Ярославу Мудрому. Жить ему было приказано в Киеве, а не при дворе князя в Новгороде. В Киеве Оттон провёл около шести лет.
     По совету Ярослава Мудрого Оттон из Киева связался с германским императором Конрадом, строя козни против своего брата Мешко. Условия пакта Ярослава – Конрада не сохранились, но очевидна синхронность действий обоих монархов.
     В 1030 году Ярослав захватывает польский городок Белзы (Белз) на реке Жолокии, притоке Западного Буга (ныне на территории Львовской области). Согласно русской летописи: «В лето 6539 (1031 г.) Ярослав и Мстислав собрали воинов многих, пошли на ляхов и заняли грады Червенские опять, и повоевали Лядскую землю, и многих ляхов привели и разделили их: Ярослав посадил своих по Роси; и пребывают они там и до сего дня».
     В войске Ярослава находилось немало варягов, в том числе Эйдив Рёгнвальдссон и Харальд. Позднее исландский скальд Арнорссон воспел этот поход и подвиги наёмников-варягов: «Воины задали жестокий урок ляхам» (в стихотворном переводе О.А. Смирницкой: «Изведал лях лихо и страх»).
     Поход Ярослава и Мстислава на Польшу был синхронизирован с наступлением с запада императора Священной Римской империи Конрада II. Мешко II не смог остановить немцев и русских и был вынужден бежать в Богемию к чешскому князю Олдржиху...
     
(Продолжение следует.)




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex