на главную страницу

8 Июня 2011 года

Спорт - инфо

Среда

Версия для печати

Турбопереворот

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».



Только недавно мы вводили читателей в курс дела насчёт нововведений нынешнего сезона в автогонках «Формула-1» - покрышки «Пирелли», подвижное заднее антикрыло, система рекуперации кинетической энергии (КЕРС). Но уже сейчас нужно готовить болельщиков к очередной «революции», намеченной на 2013 год. По сравнению с тем, что будет всего через полтора года, реформы образца сезона-2011 кажутся всего лишь незначительными штрихами.

     Проект регламента-2013 команды и Международная автомобильная федерация (ФИА) обсуждали ещё год назад. Задумка чиновников ФИА - возвращение в «Формулу-1» двигателей с турбокомпрессорами объёмом не более 1,6 литра и четырьмя рабочими цилиндрами, расположенными в ряд. Сразу же с критикой на эти намерения обрушилась «Феррари». Итальянцев можно понять - рядную «четвёрку» объёмом 1,6 литра, пусть и с турбонаддувом, концептуально сложно увязать с дорожными суперкарами, выпускаемыми на фабрике в Маранелло. Но, кроме имиджевого аспекта, «Феррари» выдвинула и второй аргумент «против» - цена вопроса. Последняя моторная революция датирована 2006 годом, тогда «Формула-1» перешла с трёхлитровых «атмосферников» V10 на схему 2,4V8. Тогда командам пришлось потратить несколько десятков миллионов долларов, чтобы, по сути, адаптировать уменьшенную версию V10. Но сейчас разработки придётся начинать с нуля, и затраты окажутся значительно выше, чем в 2006-м, да и инфляция за прошедшие пять лет на месте не стояла.
     Компания «Косуорт», поставляющая «движки» трём командам, подсчитала свои примерные издержки. Так вот, они будут исчисляться цифрой с семью нулями! Парадоксально, ФИА уже не первый год проводит политику ограничения финансовых средств, которые тратятся командами, однако переходом на турбомоторы сама провоцирует развитие новой гонки «вооружений». Впрочем, авторитарность и политика двойных стандартов - это те вещи, которыми ФИА славилась во все времена. Так было и во время президентства француза Жан-Мари Балестра в 1980-х годах, и англичанина Макса Мосли, и теперь, когда её с 2009 года возглавляет ещё один француз - Жан Тодт, по иронии судьбы сделавший себе имя, будучи руководителем... «Феррари». Именно при Тодте, которого в «формулических» кулуарах за глаза зовут Пингвином, итальянская команда выиграла шесть чемпионских титулов (пять - Михаэль Шумахер и один - Кими Райкконен) и семь Кубков конструкторов.
     «Феррари» нашла союзника в лице «Мерседеса» для борьбы со своим бывшим боссом. Немецкому концерну, занимающему нишу дорогих и престижных марок, тоже не с руки переходить на рельсы малолитражной «Формулы-1». К тому же, кроме своих заводских команд, итальянцы и немцы поставляют моторы ещё четырём «конюшням» - «Зауберу» и «Торо Россо» («Феррари»), «Макларену» и «Форс-Индии» («Мерседес»). Однако Тодт был непоколебим: даже компромиссный вариант, предложенный «Феррари» (объём 1,8 л + 6 цилиндров, расположенных V-образно), француз отверг напрочь, и в первых числах июня на выездном заседании ФИА в Барселоне регламент-2013 был утверждён окончательно.
     В качестве силовых агрегатов будут использоваться четырёхцилиндровые бензиновые двигатели объемом 1,6 л с давлением впрыска до 500 бар, развивающие максимум 12 тысяч об/мин, оснащенные эффективными системами контроля за расходом энергии и рекуперации энергии (отныне для их обозначения будет применяться аббревиатура ERS). За основу регламента на аэродинамику взяты правила, действующие в 2011 году, однако в них будет внесен ряд изменений, направленных на повышение эффективности. Вместе с новым регламентом на двигатели это обеспечит снижение потребления топлива на 35 процентов.
     Станем ли мы свидетелями очередного витка противостояния ФИА и недовольных команд? У последних есть ещё один рычаг - промоутер «Формулы-1» Берни Экклстоун. Тот тоже не в восторге от реформ Тодта: «Я категорически против этих маленьких турбомоторов. Нам они не нужны, но если это так уж важно, то их надо применять в кузовных гонках. А все остальное - это в основном PR и не имеет отношения к «Формуле-1». Подобные изменения обойдутся нашему спорту очень дорого».
     Отметим и ещё одно решение, принятое федерацией в Барселоне. Гран-при Бахрейна, отменённый в марте из-за беспорядков в этой арабской стране, всё же состоится. Пройдёт он 30 октября, а Гран-при Индии, ранее запланированный на эту дату, закроет сезон 11 декабря. К мнению команд, которые вернутся на свои европейские базы только к католическому Рождеству, ФИА не прислушалась. Более того, на 2012 год анонсировано проведение 21 Гран-при, что станет новым рекордом, а для «конюшен» - сущим адом, потому что в Европе состоится всего 8 этапов, а 13 - за её пределами.
     Очевидно, что отсутствие конструктивного диалога между ФИА и командами - это мина замедленного действия. В истории уже было немало бойкотов, превращавших гонки в фарс. Похоже, нам стоит готовиться к тому, что нечто подобное может произойти и в обозримом будущем. Увы!
     На снимке:хондовский турбомонстр на «Вильямсе» FW11B (сезон-1987) развивал в квалификациях мощность свыше 1.000 л.с. Моторы образца 2013 года будут уступать своим предшественникам около 200 л.с.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex