на главную страницу

9 Июня 2011 года

Официально

Четверг

Версия для печати

Требования к служебному поведению федеральных государственных
гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов



В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» Департаментом государственной гражданской службы Министерства обороны Российской Федерации подготовлен материал на тему «Вопросы обеспечения, соблюдения требований к служебному поведению и урегулирования конфликта интересов». Сегодня мы его публикуем.

     В борьбе с любыми правонарушениями важны не только неотвратимость наказания, но и их предотвращение, в том числе профилактика. Это, безусловно, относится и к коррупционным правонарушениям. Если говорить о государственной гражданской службе, то профилактика должна носить упреждающий характер и состоять прежде всего в формировании у служащих антикоррупционного мышления и поведения. На предупреждение и пресечение коррупции в сфере государственного управления направлены определенные для государственных гражданских служащих ограничения и запреты, контроль за выполнением которых должны обеспечивать специально созданные комиссии. Далее пойдёт речь о деятельности такой комиссии в Министерстве обороны Российской Федерации.
     Установленные законом требования к служебному поведению государственных гражданских служащих призваны обеспечивать добросовестное исполнение ими должностных обязанностей и выполнение обязательств, связанных со службой, а также быть направленными на исключение возможных злоупотреблений в их деятельности.
     Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что для соблюдения требований к служебному поведению и урегулирования конфликта интересов в государственных органах образуются специальные комиссии. Положение, определившее ранее задачи этих комиссий, их состав и порядок работы, утверждено Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269. Вместе с тем практика работы данных комиссий в целом показала формальный характер и неэффективность их деятельности. Причины сложившейся ситуации связывают с вспомогательным характером поставленных перед комиссиями задач и принимаемых ими решений, которые сводятся лишь к принятию рекомендаций по обеспечению соблюдения системы обязательств, связанных со службой.
     Национальный план противодействия коррупции, утверждённый Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г., Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в качестве главных антикоррупционных мер обозначили формирование действенного механизма предупреждения коррупции и разрешения конфликта интересов, а также обеспечения соблюдения государственными служащими общих принципов служебного поведения. Это позволило усилить работу названных комиссий, деятельность которых должна стать эффективным инструментом профилактики коррупции среди государственных служащих, а также задать для них соответствующие стандарты поведения.
     Повышение значимости комиссий в системе государственной службы также определено одним из основных направлений реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460.
     В рамках совершенствования антикоррупционного законодательства издан Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821, которым утверждено новое Положение о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Издание данного акта призвано унифицировать практику деятельности этих комиссий, изменить подход к их формированию, а также обеспечить прозрачность в работе.
     Комиссиям поручено оказывать содействие государственным органам по двум направлениям. Во-первых, они обеспечивают соблюдение государственными служащими ограничений, запретов, требований и обязанностей. Во-вторых, комиссии должны способствовать предупреждению коррупции. Среди новых положений документа также можно отметить расширение их состава и оснований для проведения заседаний комиссий, полномочий, сроков и принимаемых решений. Предусмотрена возможность включения в их составы представителей общественных и профсоюзных организаций. Важно отметить, что теперь комиссии уполномочены рекомендовать руководителям применять к государственным служащим, допустившим нарушения, конкретные меры ответственности.
     В соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами соответствующая работа по выполнению их требований проводится в Министерстве обороны Российской Федерации.
     Первоначально приказом министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2007 г. № 240 образована комиссия Министерства обороны Российской Федерации по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Обеспечение деятельности комиссии возложено на Департамент государственной гражданской службы (Управление по вопросам государственной гражданской службы) Министерства обороны Российской Федерации.
     По основаниям, предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 269 и Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в Минобороны России проводились заседания комиссии, на которых рассматривались вопросы о наличии у государственного гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, о нарушении государственным гражданским служащим требований к служебному поведению, о даче согласия либо отказе в даче согласия гражданам, замещавшим должности, связанные с коррупционными рисками, в течение двух лет после увольнения с государственной гражданской службы на замещение ими должностей в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в их должностные (служебные) обязанности.
     Дополнительно на заседания комиссии приглашались заинтересованные органы военного управления для решения организационных вопросов, обсуждения итогов выполнения мероприятий антикоррупционной направленности на государственной гражданской службе, а также для подготовки предложений по повышению эффективности принимаемых мер.
     Кроме того, с целью информирования граждан, государственных гражданских служащих и организаций о деятельности комиссии в помещениях зданий Минобороны России, предусмотренных для свободного посещения, размещены объявления о порядке работы комиссии с указанием контактных данных. Сведения об образовании и результатах заседаний комиссии публикуются на официальном сайте Министерства обороны Российской Федерации в сети Интернет. Такая информация позволяет получить более четкое представление о работе ведомства, а также способствует правовому просвещению его кадрового состава.
     Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 в Минобороны России изданы приказы от 30 августа 2010 г. № 1130 «О комиссии Министерства обороны по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов» и № 1153 «О формировании комиссии Министерства обороны по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов», которыми утверждено новое Положение о данной комиссии и сформирован ее состав.
     С учётом этих требований в декабре 2010 года организовано и проведено первое заседание новой комиссии с участием представителей Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы и кадров, Военного университета, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, на котором рассмотрено уведомление государственного гражданского служащего о возможности возникновения конфликта интересов при исполнении им должностных обязанностей. В рамках осуществления мер по предупреждению коррупции комиссией рассмотрен и одобрен алгоритм дачи согласия гражданину, замещавшему в Минобороны России должность, связанную с коррупционными рисками, на замещение должности в организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения.
     В целях правового просвещения государственных гражданских служащих и оказания им консультативной помощи подготовлена и в марте 2011 года на заседании комиссии одобрена Памятка по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе. Учебно-методическое пособие используется государственными гражданскими служащими в служебной деятельности, а также при подготовке к участию в конкурсах на замещение вакантных должностей, в квалификационных экзаменах при решении вопроса о присвоении классного чина, а также в аттестациях при определении соответствия замещаемым должностям государственной гражданской службы.
     Практическая реализация требований законодательства о противодействии коррупции и о государственной гражданской службе позволила значительно активизировать и повысить эффективность работы ведомственной комиссии по всем направлениям, что принесло свои результаты. Если в 2009 году комиссией по различным основаниям рассмотрены вопросы в отношении 8 государственных гражданских служащих (граждан), то в 2010 году - в отношении 22 государственных гражданских служащих (граждан), а в 1-м полугодии 2011 года комиссией приняты решения в отношении 36 государственных гражданских служащих (граждан).
     В январе 2011 года состоялось очередное заседание Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, на котором глава государства обозначил ряд наиболее актуальных задач в этой сфере, в том числе связанных с проверкой достоверности и полноты предоставляемых служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Президент Российской Федерации поручил проверить достоверность указанных сведений и проанализировать эффективность порядка их предоставления и принятия мер ответственности за невыполнение такой обязанности. Исключительно важное значение в этой связи придаётся деятельности комиссии как базового элемента механизма противодействия коррупции на государственной службе. Обладая достаточными полномочиями, имея широкий спектр средств и методов профилактики и борьбы с правонарушениями в сфере государственного управления, она должна стать связующим звеном между государственным органом, в котором создана, и контролирующими органами, а также общественными объединениями в период осуществления целенаправленной государственной антикоррупционной политики.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex