на главную страницу

10 Июня 2011 года

Страна и Мир

Пятница

Версия для печати

В соответствии с военной доктриной

Капитан Ксения ЗАГАРСКИХ.



В военной операции, которую вот уже более двух месяцев проводит Североатлантический альянс против Ливии, самое активное участие принимают вооружённые силы Франции. Более того, Париж стал одним из инициаторов применения силы против Джамахирии. И это лежит в русле военной доктрины Франции, которая была принята в 2008 году.

     Она изложена в «Белой книге по вопросам обороны и национальной безопасности», которых за всю историю современной Франции было всего лишь три - первая вышла в 1972 году, вторая - в 1994-м и нынешняя от 2008 года. Необходимо сразу подчеркнуть особую роль президента Франции в формировании военной доктрины, определённую конституцией 1958 года. Согласно ей президент является «гарантом национальной независимости, территориальной целостности», а также «главой вооружённых сил». Президенту предоставлены исключительные права, когда «независимость нации, целостность территории страны ... оказываются под серьёзной и непосредственной угрозой». Помимо этого, ещё в 1959 году был создан так называемый президентский сектор, согласно которому президенту предоставлены исключительные полномочия по вопросам внешней политики, дипломатии и обороны. В силу этих факторов именно президент выступает в качестве основного идеолога военной доктрины страны.
     При разработке программных документов в этой области основными советниками президента являются премьер-министр и подчинённый премьер-министру генеральный секретариат национальной обороны, отвечающий за межведомственную координацию вопросов обороны. Большую роль в формировании национальной доктрины и концепции национальной безопасности Франции играют МИД, в рамках которого функционирует центр анализа и прогнозирования, а также министерство национальной обороны и генеральный штаб.
     Нынешняя доктрина в отличие от предыдущих излагает не только концепцию собственно обороны государства от внешней опасности, но и концепцию обеспечения внутренней национальной безопасности, то есть противостояния рискам и угрозам, способным нанести ущерб жизни нации (в пример приводятся такие, как терроризм, нелегальная иммиграция и т.д.), как военными, так и гражданскими средствами.
     Доктрина состоит из пяти стратегических направлений - «осведомлённость и предвосхищение», «упреждение», «сдерживание», «защита» и «вмешательство». Именно согласно «стратегии вмешательства» Франция и инициировала проведение натовской операции в Ливии. Это направление предусматривает действия Пятой республики за пределами национальной территории, которые осуществляют обычные вооружённые силы. Роль «вмешательства» - гарантировать стратегические интересы и обеспечить международные обязательства перед другими государствами, а также защитить французских подданных за рубежом.
     Однако для этого, подчёркивается в военной доктрине, должны быть соблюдены определённые условия:
     - к военной силе можно прибегнуть только в случае серьёзной угрозы;
     - перед вмешательством все другие силы и средства должны быть исчерпаны;
     - любое вмешательство должно быть легитимным с точки зрения международного права;
     - решение о применении военной силы за рубежом должно каждый раз учитывать все особенные условия.
     Нельзя не заметить, что некоторые из этих условий не были соблюдены при организации военного вмешательства и самой Франции, и НАТО во внутренние дела Ливии. В частности, со стороны Джамахирии не исходило никакой угрозы другим странам, и уже тем более Франции. Что же касается гражданской войны, которая разразилась в Ливии, то вряд ли можно признать, что были исчерпаны все мирные силы и средства и Франции, и всего международного сообщества, чтобы прекратить кровопролитие в этой стране.
     Если же рассматривать другие стратегические направления, то следует отметить, что одно из принципиальных нововведений военной доктрины Франции - это значительное повышение роли разведки в её реализации. «Развитие разведки и способности предвидения - наша первая линия обороны. Она должна быть значимым и приоритетным объектом. Война XXI века развернётся сначала на почве знаний и информации. Это также та область, где происходит совершенствование научных, технологических и промышленных навыков. Знание и умение предвидеть - одни из ключей к стратегической автономии Франции» - так говорится в «Белой книге». В этой связи новая военная доктрина предусматривает обширные инвестиции в разведывательные структуры, увеличение численности их персонала и техническое переоснащение. Особое внимание будет уделено войскам космической разведки, расходы на развитие которых государство планирует увеличить вдвое.
     «Упреждение» - это «один из лучших способов гарантировать безопасность» собственной страны перед «лицом риска развития конфликта или кризиса», чтобы «предупредить их начало, воздействуя как можно раньше на причины». Стратегия упреждения опирается не только на военные, но и на дипломатические, экономические и культурные средства. Суть её сводится к тому, чтобы улучшить не только собственную, но и мировую систему безопасности и усилить её возможности по отслеживанию и предупреждению международных кризисов, особенно тех, которые могут затронуть и непосредственно территорию Франции или её граждан, проживающих в других странах.
     «Сдерживание» остаётся фундаментом военной доктрины Франции. Оно является единственным гарантом безопасности и национальной независимости республики, «одно из условий как стратегической автономии, так и свободы мнения, принятия решений и действия для главы государства». Руководство страны считает, что в ближайшие 15 лет, на которые рассчитана эта военная доктрина, Франция «не рискует быть атакованной», однако технологический прогресс может создать новые угрозы. В этой связи «надлежит следить за тем, чтобы страна, её территория, её народ, её институты были защищены от агрессии».
     Главная же роль в стратегии сдерживания принадлежит стратегическим ядерным силам. Они состоят из сил морского и воздушного базирования, которые будут постоянно совершенствоваться. В частности, с 2007 года начат выпуск новой БРСН М-51, которыми уже оснащена ПЛАРБ «Террибль», введённая в строй в сентябре 2010 года (16 ракет на каждой ПЛАРБ, дальность действия - 8.000 км, ракета несёт 6 боеголовок по 150 кт). А 1 октября 2009 года состоялась официальная церемония принятия на вооружение ВВС Франции новой ядерной управляемой ракеты (УР) воздушного базирования ASMP-A, которой будут оснащаться многоцелевые истребители Mirage 2000N-K2 (в боевом составе 44 ед.) и Rafale F3.
     В военной доктрине подчёркивается, что ядерное сдерживание несёт исключительно оборонительную функцию. Его единственная цель - «устрашить» противника, имеющего ядерное оружие, возможностью ответа на его ядерный удар и «сдержать» противника таким образом от его нанесения. Применение ядерного оружия допустимо лишь «в экстренном случае легитимной обороны» и «только если это будет утверждено хартией ООН».
     В контексте стратегии сдерживания в военной доктрине затрагиваются также отношения Франция - НАТО. По словам Николя Саркози, ставшего инициатором возвращения страны в военную организацию Североатлантического альянса, Франция - независимый и свободный партнёр НАТО. При этом Франция сохраняет за собой полную свободу при решении вопросов об отправке своих военнослужащих для участия в операциях НАТО. Более того, в мирное время ни одно французское подразделение не будет находиться под постоянным командованием НАТО. И, наконец, Франция оставляет за собой единоличное право распоряжаться своими ядерными силами.
     Следующее стратегическое направление - «защита». Военная доктрина помещает во главу угла защиту населения и территории. В ней говорится, что на современном этапе существует два типа агрессии, против которых должна быть направлена защита:
     - заранее подготовленные (террористические акты, информационные атаки, угроза применения ядерного оружия);
     - непредумышленные (санитарные кризисы, природные и технологические катастрофы).
     Помимо этого, в рамках этого стратегического направления в «Белой книге» затрагиваются отношения Франции и Европейского союза. В доктрине отмечается, что перед лицом новых угроз и опасностей необходима широкая кооперация с европейскими партнёрами по всем вопросам, касающимся обороны и безопасности.
     Военная доктрина гласит, что Франция будет способствовать созданию более сильного, более крепкого в вопросах безопасности и обороны, Европейского союза. Его потенциал должен быть увеличен и защищён. Французское руководство считает, что на данный момент Европейский союз является единственной организацией, способной одновременно мобилизовать экономические, коммерческие, дипломатические и военные средства, необходимые для разрешения кризисных ситуаций.
     С принятием военной доктрины во Франции началось также реформирование вооружённых сил республики, структура которых, как подчёркивалось в документе, устарела и должным образом не функционирует. В частности, отмечалось, что на тот период 60 процентов военнослужащих задействованы в службах обеспечения и только 40 процентов несут службу в оперативных соединениях. Поэтому предлагалось сократить в течение шести-семи лет 54 тысячи должностей, прежде всего в армейской администрации и службах обеспечения.
     Общая численность вооружённых сил, не включая гражданских служащих, должна сократиться с 271 тысячи до 225 тысяч человек При этом численность сухопутных войск составит 131 тысячу человек, из них 30 тысяч должны быть готовы для переброски на удалённый театр военных действий, ВВС - 50 тысяч и ВМС - 44 тысячи человек. Отдельное соединение в 5 тысяч человек будет использоваться для проведения точечных военных операций за пределами Франции.
     - Я даю слово, что до 2020 года на наши вооружённые силы будет выделено 377 млрд. евро, 200 из которых пойдут на оснащение войск. Бюджет на оборону не сократится, инфляция будет учтена, он будет увеличен с 2012 года, то есть во время моего мандата, - заявил президент Николя Саркози, выступая в 2008 году перед тремя тысячами французских военнослужащих.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex