на главную страницу

17 Июня 2011 года

Тема номера

Пятница

Версия для печати

ПЕРВЫЙ ГОД ПРЕЗИДЕНТСКОЙ «КАДЕТКИ»

Андрей БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



В Оренбургском Президентском кадетском училище подвели итоги первого учебного года. Мы попросили рассказать о них директора училища доктора исторических наук Татьяну МАШКОВСКУЮ.


     - Татьяна Олеговна, перед назначением на нынешнюю должность вы работали заместителем губернатора и заведующей кафедрой истории и теории культуры Кемеровского госуниверситета. Какова была ваша первая реакция на предложение из Министерства обороны возглавить в Оренбурге первое Президентское кадетское училище?
     - Состояние лёгкой растерянности от неожиданного предложения. Но затем быстрая мобилизация и ощущение - это моё новое дело. В нашей стране, я знала, нет ни одного учебного заведения с таким высоким статусом, как Президентское. И, конечно, это колоссальная ответственность, умноженная на ответственность за то, что такое учебное заведение должно стать первым. Для меня данное предложение - это суперсовременный проект, и я благодарна министру обороны за доверие.
     - А какими были ваши впечатления по приезде в бывшую оренбургскую «зенитку»? Как вы на фондах бывшего военного вуза отстраивали новое, элитное учебное заведение, прежде всего его педагогический коллектив? Чьи традиции вы продолжаете?
     - Все тревоги и опасения рассеялись сразу по приезде в Оренбург. Город как-то сразу стал близким. А размах незаконченной стройки совершенно не напугал, хотя уложиться во времени, то есть 1 сентября начать занятия, было достаточно сложно. Однако объединение усилий Министерства обороны, строителей, поставщиков мебели, техники и оборудования, местных органов власти и коллектива училища дало возможность успешно реализовать намеченное в срок. И первое Президентское кадетское училище открыл 1 сентября 2010 года лично Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев.
     Педагогический коллектив тоже формировался в этот непростой период. Конкурс заявлений был приличным. От педагогического коллектива зависит очень многое, и его создание на начальном этапе имело некоторые особенности. Во-первых, это максимально объективный подход к отбору кадров - конкурс проводили наши московские коллеги. Во-вторых, костяк педагогов образовался до открытия училища, люди работали без официального оформления. Это те, кто был уверен, что первому Президентскому кадетскому - быть! Значит, это педагоги с высокой мотивацией реализовать себя в новом проекте.
     Практически мы не ошиблись. Коллектив - творческий, ищущий, понимающий необходимость нестандартного подхода к учебному процессу. Надо сказать, что более 30 процентов коллектива составляют мужчины, офицеры-зенитчики. Воспитательная часть должна быть на мужских плечах, мальчишек должны воспитывать мужчины.
     И фактически появился новый тип учебного заведения. Традиции будут зарождаться свои, но российский опыт и традиции кадетского образования, конечно, должны быть продолжены.
     - На базе училища была проведена научно-практическая конференция, посвящённая формированию инновационного образовательного пространства в системе общеобразовательных учреждений Минобороны. Какие инновации в подходы, стандарты и методики образования для существующих суворовских и Нахимовского училищ, кадетских корпусов, Пансиона воспитанниц Минобороны РФ сегодня необходимы и внедряются?
     - Департамент образования Министерства обороны стремится объединить все учебные заведения своего ведомства с точки зрения инновационного развития. Первую ведомственную научно-практическую конференцию общеобразовательных учреждений Министерства обороны РФ было решено провести на базе нашего училища. В центре внимания участников конференции находилась проблема формирования инновационного образовательного пространства. Тема выбрана не случайно. Минобороны России и лично министр Анатолий Эдуардович Сердюков создали практически идеальные условия для учёбы и проживания воспитанников. Современное учебное оборудование, мебель, специализированные кабинеты и информационно-техническая поддержка. Таким образом, создан внешний стартовый инновационный климат. Нашей задачей было и остаётся создавать, развивать внутренний инновационный климат, найти, включить и использовать свои внутренние источники, резервы. В таких условиях невозможно не использовать современные образовательные технологии.
     Конференция показала, что в системе образования учебных заведений Минобороны РФ есть интересный опыт работы. Московский пансион воспитанниц представил свои наработки по сберегающим здоровье технологиям. Инновационной структурой образовательной среды Военно-космического кадетского корпуса стало создание музейно-образовательного комплекса. Привлекли внимание опыт формирования познавательной мотивации у кадетов Санкт-Петербургского ракетно-артиллерийского корпуса, коммуникационные технологии Московского военно-музыкального училища. Актуален подход к определению уровня профессиональной готовности педагогов к применению современных образовательных технологий в Северо-Кавказском училище.
     Участников конференции заинтересовал наш опыт проектной деятельности. Это приводит к изменению роли учителя. Суть данного подхода - создание партнёрских отношений между педагогом и воспитанником. Несмотря на то что мы ещё очень молоды, мы смогли представить собственные инновационные находки как в управлении учебным заведением, так и в содержании учебного процесса.
     - У ваших кадетов впервые в истории России нет погон на форменной одежде. Какими вы видите перспективы ваших воспитанников, насколько они будут связаны с Вооружёнными Силами?
     - В нашем училище воспитанники действительно не имеют на форменной одежде погон, потому что мы - гражданское учебное заведение, которое даёт возможность детям военнослужащих и гражданского персонала Министерства обороны РФ получить достойное образование и выбрать путь, связанный не только с Вооружёнными Силами. Выбор у выпускников XXI века должен быть более широким, разнообразным. Получив приличное образование, ребята-выпускники могут избрать карьеру, в том числе и военную. Наша задача - подготовить достойный кадровый резерв России.
     - Завершился первый учебный год в кадетском училище. Подведены итоги в учёбе, творчестве, науке, спорте. Что удалось сделать и какие перспективы в работе вы наметили?
     - Удалось заложить основы создания единого коллектива педагогов и воспитанников, сориентировать мотивацию мальчишек на серьёзное обучение. Именно мотивация к обучению, овладению различными науками, создание «ситуации успеха», то есть поиск и поддержка позитивного и творческого развития каждого воспитанника, - вот то основное, чем занимался наш коллектив. И есть, как мне представляется, достойные для первого года результаты. Практически каждый четвёртый воспитанник принял участие в олимпиадах, конференциях и конкурсах разного уровня, и 68 процентов из них - победители и лауреаты!
     Наши мальчишки стремились раскрыть свои таланты и в творчестве: музыке, литературе, танцах. Удалось создать собственный журнал «Паруса».
     А предстоит, конечно же, ещё больше. Поиск эффективных форм и методов обучения - процесс постоянный, непрерывный, бесконечный. Несомненно, необходимо повышать качественный уровень успеваемости воспитанников. Не менее важная задача - проблема социализации, ведь мы являемся заведением закрытого типа, поэтому приобретение опыта практической деятельности за пределами училища остаётся актуальным. Вопросы дополнительного образования и интеграция его в учебный процесс требуют дальнейшего развития, да и в целом вся система воспитательной работы нуждается в совершенствовании.
     Таким образом, сделаны первые шаги, старт дан, и впереди длинная, ещё более сложная, ответственная и интересная дорога в будущее, а дорогу, как известно, осилит идущий. Мы продолжаем идти вперёд!



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex