на главную страницу

18 Июня 2011 года

Армия и общество

Суббота

Версия для печати

С Гособоронзнаком не шутят

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Министерство обороны РФ не намерено иметь дела с теми, кто подводит Вооружённые Силы. Для кого не дороги ни национальные интересы, ни собственная деловая репутация...

     Это должны усвоить руководители и владельцы предприятий «оборонки», которые путают свой карман с государственным
     В частности, это касается такого известного предприятия, как «Курганмашзавод», являющегося одним из виновников срыва гособоронзаказа в 2010 году. Теперь военное ведомство попросту откажется покупать производимую заводом бронетехнику. Как сообщил на днях журналистам зампред Комитета Госдумы по обороне Игорь Баринов, объявлено, что на «Курганмашзаводе» больше не будут закупать боевые машины пехоты и боевые машины десанта. И новость эта наверняка стала для заводчан холодным душем...
     ОАО «Курганмашзавод» входит в концерн «Тракторные заводы» - крупнейшее предприятие Курганской области, которое позиционируется в качестве одного из лидеров отечественного ОПК. По словам Баринова, этому концерну в рамках целевых программ выделялись немалые бюджетные средства на закупку военной техники, однако руководство предприятия расходовало их... по своему усмотрению.
     - Естественно, выпуск БМП и БМД был делом десятым для владельцев этого холдинга, - констатировал депутат. - Соответственно вкладывать средства в совершенствование этих боевых машин никто не собирался.
     Незадолго перед этим «Курганмашзавод» попал и в поле зрения Главного военного прокурора Сергея Фридинского. В интервью одному из федеральных изданий он сообщил, что руководители этого предприятия, получив аванс в 350 миллионов рублей, не направили его, как полагается, контрагентам, а почти на два месяца запустили деньги в собственный оборот. Естественно, работы субподрядчиков были сорваны. «А потом удивляемся, почему в армию не приходят новые образцы вооружений и техники, – сетует Главный военный прокурор. - Печально, но такое положение во многих отраслях промышленности - от судостроительной и машиностроительной до космической и авиационной».
     «Подлоги и фиктивные отчёты за якобы выполненные работы, «откаты» при реализации госконтрактов - всё это в арсенале мошенников. В результате расхищаются громадные деньги, практически каждый пятый рубль, а в войска продолжают поступать некачественные техника и вооружение» - цитирует издание представителя надзорного ведомства.
     Сергей Фридинский привёл и другие примеры, когда оборонные предприятия, вместо того чтобы выполнять оборонный заказ, пускают полученные от государства деньги на цели, мягко говоря, далёкие от этого. Так поступили и на Сарапульском радиозаводе в Удмуртии. Здесь сорвали сроки по четырём госконтрактам, задержав на целый год поставку продукции в войска.
     Стоит ли удивляться, что в 2010 году военные прокуроры выявили почти 3.000 правонарушений в сфере гособоронзаказа. К дисциплинарной ответственности привлечено свыше 500 должностных лиц. Около двух десятков из них освобождены от занимаемых должностей. Государству возмещён ущерб на сумму более полумиллиарда рублей. Пошли под суд 60 руководителей, в том числе высокопоставленные чиновники.
     И в самом деле, давайте задумаемся: какой Вооружённым Силам прок от того, что «Курганмашзавод», как заявлено на его официальном сайте, - «единственное в стране предприятие, выпускающее боевые машины пехоты, стоящие на вооружении армий почти трёх десятков стран мира»? О своей бы армии подумали!
     Может, и правда, что «несколько десятилетий завод производит конкурентоспособную продукцию, повышая престиж российского оружия на мировом рынке» (опять-таки с сайта предприятия). Но позволим себе напомнить, что на дворе - второе десятилетие нового века! И та боевая техника производства ОАО «Курганмашзавод», которая действительно прекрасно зарекомендовала себя в прежние годы, вряд ли кому-то нужна будет завтра.
     Нет слов, армейские спецы высоко ценят модернизированные на предприятии БМП-1, БМП-2 и БМП-3, бронированную ремонтно-эвакуационную машину БРЭМ-Л, а также унифицированное шасси на базе БМП-3, предназначенное для создания на его основе различных систем вооружений. Но сколько же можно модернизировать БМП-1, серийное производство которой началось ещё в 1967 году? Велика ли модернизационная база у БМП-2, чей год рождения - 1980-й? Или БМП-3, чьи госиспытания прошли в далёком 1986-м?
     Вспоминая «лихие 1990-е», на предприятии с гордостью говорят, что связанный в те годы с кризисными явлениями в российской экономике спад закупок со стороны Минобороны был компенсирован экспортными контрактами. БМП-3 с успехом поставлялась в ОАЭ, Кувейт, Южную Корею, Республику Кипр. Но теперь-то у военного ведомства с деньгами всё в порядке. А где продукция? Та, которая поставит нас по боевой мощи вровень с армиями ведущих государств?
     В войсках, судя по беседам с офицерами, с воодушевлением восприняли известие, что на «Курганмашзаводе» завершилось изготовление первых опытных образцов модернизированной боевой машины десанта
     БМД-4М. Это унифицированная боевая машина, не имеющая аналогов в мире и позволяющая значительно повысить огневую мощь и маневренность воздушно-десантных подразделений Российской армии. Основная особенность БМД-4М в том, что оригинальный силовой блок и ходовая часть заменены на серийные, применяемые на
     БМП-3. Это позволяет сократить затраты на обслуживание боевых машин десанта в войсках и уменьшить стоимость при их серийном запуске в рамках гособоронзаказа.
     Но было-то это ещё в марте 2008-го! И где они, эти БМД-4М? Что толку экономить на их стоимости, внедряя серийные агрегаты, если денежки пошли вовсе не на те цели?
     Вот и командующий Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенант Владимир Шаманов недавно подтвердил, что гособоронзаказ по этим боевым машинам «Курганмашзавод» фактически сорвал. А по плану всего-то и требовалось поставить в ВДВ десяток БДМ-4М и десяток созданных на их базе унифицированных бронетранспортёров «Ракушка». Заводчане, по его словам, не дают никаких гарантий, что справятся с этой задачей.
     Возможно, руководство ОАО «Курганмашзавод» до сих пор тешит себя мыслью о том, что оно «удерживает позиции одного из лидеров оборонного комплекса России». Только у людей военных есть основания сомневаться на сей счёт. Генерал Шаманов выразил беспокойство по поводу финансового положения «Курганмашзавода». Он не уверен, что заказ будет выполнен даже при стопроцентной предоплате.
     По некоторым данным, сомнения эти вполне оправданны. В СМИ уже появлялись сообщения о том, что «Курганмашзавод» наряду с другими предприятиями концерна «Тракторные заводы» действительно находится в тяжёлом финансовом положении. Можно ли иметь дело с такими ненадёжными партнёрами?
     Заместитель председателя правительства Сергей Иванов, возглавляющий Военно-промышленную комиссию, недавно доложил Президенту России об исполнении его поручения об ответственности должностных лиц за срыв гособоронзаказа. Приняты меры дисциплинарного характера к ответственным лицам организаций, которые не обеспечили поставку вооружения и военной техники в 2010 году. За снижение уровня руководства производственной деятельностью подчинённых предприятий, отсутствие координации работ при выполнении заданий государственного оборонного заказа на 2010 год целому ряду руководителей объявлены выговоры. Некоторые отстранены даже от занимаемых должностей.
     Извлекут ли владельцы и руководители «Курганмашзавода» урок из случившегося, покажет ближайшее время. С гособоронзаказом шутки плохи...
     


     

     «Недопустимо, когда решения принимаются, причём на самом высоком уровне, деньги выделяются, а продукция не поставлена. Я не поленился, залез в Послание Президента России 2009 года. Вот такой там текст, мною произнесённый: «В следующем году необходимо поставить в войска более 30 баллистических ракет наземного и морского базирования, 5 ракетных комплексов «Искандер», около 300 единиц современной бронетехники, 30 вертолётов, 28 боевых самолётов, 3 атомные подводные лодки и 1 боевой корабль класса «корвет», 11 космических аппаратов». Как вы понимаете, когда я выступал, я не сам это придумал - это было согласовано со всеми здесь сидящими. Не сделано почему? Вы понимаете, что во времена оные уже половина присутствующих здесь занималась бы активным физическим трудом на свежем воздухе: надо отвечать за взятые на себя обязательства, мы просто выглядим в этом смысле абсолютно неприемлемо».

     
Президент России Дмитрий МЕДВЕДЕВ на совещании
по вопросам развития ОПК, 10 мая 2011 года.

     





Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex