на главную страницу

18 Июня 2011 года

Страна и Мир

Суббота

Версия для печати

К модернизационному альянсу

Александр ФРОЛОВ.



Вряд ли сегодня есть какое-либо иное государство, столь близкое России этнически, как Украина. В России третий по численности народ - украинцы, на Украине русских почти 8,5 млн. человек. Но вот отношения с этой братской страной последние годы изобиловали подводными рифами и разнонаправленными течениями. Стратегическое партнёрство оставалось в основном благим пожеланием. Поэтому проведённая в Российском институте стратегических исследований (РИСИ) международная конференция «Россия и Украина: основы стратегического партнёрства» стала знаковым мероприятием на пути установления более тёплых и доверительных отношений между странами.

     При наличии объективных условий для самого широкого сотрудничества между двумя странами до сих пор в российском и украинском экспертном сообществах существует, заявила в своём выступлении руководитель Центра исследований СНГ РИСИ Т. Гузенкова, очевидный дефицит точек соприкосновения и взаимопонимания по вопросам модернизации и инновационного развития. Кроме того, политическая элита Украины продолжает в значительной степени тяготеть к структурам Евросоюза, что существенно ограничивает возможности выстраивания российско-украинского модернизационного альянса.
     Директор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Ю. Пахомов очень живо отреагировал на брошенную кем-то реплику относительно того, что Украина хочет «прислониться к Евросоюзу». По его словам, проблема Украины в некой полученной от распада СССР психологической травме, когда 10-я по значимости экономика мира буквально «провалилась в Средневековье». Украина до сих пор числится среди депрессивных стран, а её государственность пребывает в стадии становления. В рамках СССР Украина была успешной, поскольку имела внешнее управление: пусть ею управляли те же самые украинцы, но из Москвы. Поэтому любой украинский лидер инстинктивно жмётся к Западу: случись объединение с Россией, и он станет просто губернатором. Украинская элита его в этом плане поддерживает. А как народ? Две трети населения - за Россию. Конечно, самый лучший вариант - Россия и Украина едины, а галичан - освободить. Но последние никогда на это не пойдут, поскольку проживают в дотационном регионе. Сегодня Украина имеет тягу к сильной личности при понимании того, что ориентация на Европу - это путь к иждивенчеству и не более.
     Схожие идеи озвучил заместитель директора Института социологии НАНУ А. Шульга. Украинское население, по проведённым опросам, больше склоняется к блоку восточнославянских государств вместе с Белоруссией, в то время как к НАТО отношение в целом негативное. Лишь 11 процентов украинцев согласны видеть свою страну в этом блоке, а 68 процентов - нет. Профессор Дипакадемии МИД РФ И. Панарин в качестве определённого сдвига в украинском политическом сознании видит создание парламентского движения в пользу присоединения Украины к ОДКБ, в котором Киев предпочитал не участвовать.
     По мнению руководителя сектора европейских стран СНГ РИСИ Г. Моро, Евросоюз планомерно укрепляет свои позиции в Черноморском регионе, и как следствие этого стало объявление Чёрного моря частично европейским внутренним морем. Глава Ассоциации православных экспертов СНГ К. Фролов отметил, что на Украине определённые аппаратные силы ведут атаку на православие, пытаясь внести раскол в него путём отделения Украинской церкви от РПЦ.
     Давая оценки сотрудничеству в сфере обеспечения национальной безопасности, профессор Военного института Минобороны РФ Д. Филипповых выделил тот факт, что в январе было подписано соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Стороны создают базу данных по новым наркотическим веществам. Принимается принцип действия по первому запросу одной из сторон. Благодаря согласованным действиям наркополицейских был перекрыт канал поставки наркотиков в Санкт-Петербурге.
     Сфера военного и военно-технического сотрудничества между странами была рассмотрена в докладе А. Кучеренкова (РИСИ). По его мнению, существует хорошее взаимопонимание между военными руководителями двух стран. Договор о разделе Черноморского флота благоприятно сказался на климате военного сотрудничества. Конечно же Россия не может не обращать внимания на стремление определённых сил на Украине к партнёрству с НАТО. За прошлый год вооружённые силы Украины провели 8 совместных учений с НАТО и только 3 совместно с Россией. К тому же украинская сторона ограничивает численность российского контингента на учениях 300 участниками, а вот с американской стороны участвуют до 750. США проплачивают проведение учений, которые формально называются миротворческими, а на самом деле они охватывают широкий круг задач. В Вашингтоне не очень довольны попытками России привлечь Украину к ОДКБ. А вот ВТС между странами развивалось даже вопреки отдельным спадам. Но и здесь существуют свои проблемы, в частности, российская сторона делает акцент на замкнутых производственных цепочках по производству вооружений, а Украина, в свою очередь, не откликается оперативно на ряд российских предложений в сфере ВТС.
     Подводя итоги работы конференции, директор РИСИ Леонид Решетников выразил надежду, что решение ряда наболевших проблем российско-украинских отношений, в том числе и тех, которые были обсуждены в дискуссиях, приведёт к укреплению добрососедских отношений между странами и будет способствовать дальнейшему формированию основ стратегического партнёрства.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex