на главную страницу

22 Июня 2011 года

на линии огня

Среда

Версия для печати

Кавалер Золотой Звезды

Игорь СОФРОНОВ.
  Фото из архива автора.



Семьдесят лет назад, 22 июня 1941 года, западная граница Советского Союза на всём её протяжении в одночасье превратилась в линию фронта: внезапно нарушив договор о ненападении, войска гитлеровской Германии и её союзников вторглись в пределы нашей страны. Началась Великая Отечественная война...

     Среди тех, кто с первых её минут оказался лицом к лицу с агрессорами, были бойцы и командиры частей войск НКВД по охране сооружений на железнодорожных коммуникациях. Немногочисленные гарнизоны, атакованные во много раз превосходящим их противником, дрались до последнего патрона, чаще всего погибая в полном составе, но не отступая ни на шаг.
     Те же, кому посчастливилось вырваться из окружения, вливались в состав отходящих на восток частей регулярной армии, закреплялись на новых рубежах и вновь продолжали наносить удары по врагу, свято веря: как бы ни было трудно, окончательная победа придёт и в конце концов будет за нами! И делали всё, чтобы её приблизить...
     
Паровоз мчится к границе

     Он шёл бодрым шагом по весенней Москве, полный радужных надежд. Дышалось легко и свободно. Позади три года учёбы в Военной академии имени М.В. Фрунзе и девять лет военной службы. А ведь, казалось, совсем недавно она началась - в двадцать девятом в Шуе. Кем он был тогда? Крестьянским пареньком со Смоленщины. А вот, поди ж ты, уже капитан. И будет командовать полком! Не беда, что отдохнуть после академии не удалось. Отправив жену и дочурку Ларису к матери, в деревню под Рудню («Устроюсь - вызову к себе!»), он торопился к новому месту службы, на западные рубежи страны. Прощай, Москва!
     Мог ли тогда капитан Василий Трудолюбов знать, что до трагического июньского рассвета остаётся всего каких-нибудь три десятка мирных дней...
     Приняв должность, он за неполный месяц успел объехать все гарнизоны, разбросанные на сотни километров по Львовской железной дороге. Познакомился с бойцами и командирами, условиями, в которых они жили и несли службу. Тревожное предгрозовое время. На душе становилось неспокойно, но виду не подавал. Все внимание сосредотачивал на несении службы. С пограничниками установили контакт, запланировав на третью декаду июня много совместных мероприятий по совершенствованию охраны и обороны объектов.
     21 июня вместе с комиссаром и начальником штаба побывали в ближайших гарнизонах. В управление полка вернулись поздно. Субботний вечер выдался тихим и теплым. Спать не хотелось. Не раздеваясь, прилёг на стоявшую в кабинете красноармейскую койку, покурил. Незаметно задремал. Тишину нарушил телефонный звонок. Звонили из штаба дивизии: в 3 часа 50 минут фашисты перешли государственную границу, Владимир-Волынский, Ковель, Луцк подверглись бомбардировке. Война!
     Капитан Трудолюбов вместе с начальником штаба попытались связаться с подразделениями, уточнить обстановку. Через какое-то время он доложил в штаб дивизии: гарнизон № 25 практически в полном составе погиб от артогня, о гарнизоне № 24 данных нет, гарнизон № 23 ведёт бой в окружении, гарнизон № 26 и соседние погранзаставы стойко отражают атаки численно превосходящего врага. В районе реки Буг высадился десант противника.
     Несколько суток мужественно бились с врагом воины полка капитана Трудолюбова. А потом... В журнале донесений о боевых действиях Главного управления войск НКВД по охране железнодорожных сооружений появились такие строки: «29 июня 1941 г. 64-й полк. Связи нет. По данным на 18.00 26.06.41 г. командир полка находится в Сарны».
     Долго о судьбе Василия Ивановича ничего не было известно. «До Киева полк с боями прикрывал отход 15-го стрелкового корпуса, - писал он позже в автобиографии. - Подойдя к Киеву, прикрывал боевые действия 37-й армии. В сентябре 1941 года вместе с 37-й армией попал в окружение. В деревне Скобцы Киевской области я был ранен. На территории, занятой немцами, находился с 1 октября 1941 года по 8 февраля 1942 года. За этот период прошёл от Киевской области до Калининской, где вышел к своим вместе с небольшой группой партизанского отряда при полном вооружении».
     В районе города Пено бойцы Трудолюбова, удачно пройдя через линию фронта, попали в объятия красноармейцев. Какая это была радость! Они могли смело смотреть в глаза своим боевым товарищам: сберегли оружие, сохранили документы. Василий Трудолюбов с гордостью смотрел на свой партийный билет и командирскую книжку, которые он пронёс у сердца через все испытания и бои. Единственное, что тревожило офицера, так это мысль о семье, оставшейся на территории, занятой гитлеровцами.
     Лишь спустя два года он узнает, что каратели расстреляли его мать, жену и пятилетнюю дочурку...
     
И снова - на запад

     3 апреля 1942 года Василий Трудолюбов был назначен заместителем командира 87-го полка войск НКВД в Вологде. Конечно, и здесь работа нужная, но его душа рвалась в бой. Узнав, что на Урале и в Сибири формируются дивизии Отдельной армии войск НКВД, он подал рапорт с просьбой направить его, как имеющего боевой опыт, в любую из этих частей и на любую должность. Доводы были убедительны, и вскоре Трудолюбов убыл в 140-ю Сибирскую стрелковую дивизию, формировавшуюся из бойцов и командиров войск НКВД по охране железных дорог. Спустя ещё какое-то время стал заместителем командира одного из её полков.
     В этом качестве он участвовал в боях на Курской дуге, проявил мужество и организаторские способности. Потом принял под свое командование 222-й запасный полк, некоторое время находился в резерве Ставки Верховного Главнокомандования. В августе 1944 года вступил в должность заместителя командира 36-й гвардейской стрелковой Лозовской дивизии 1-го Белорусского фронта. А ещё через три месяца принял прославленную 136-ю стрелковую Киевскую Краснознамённую, ордена Богдана Хмельницкого дивизию 2-го Белорусского фронта.
     Настал 1945 год. Дивизия полковника Трудолюбова успешно действовала севернее Варшавы. Прорвав сильно укреплённую полосу обороны противника, она освободила города Модлин, Плоцк, овладела мощным опорным пунктом немцев на Висле - крепостью Тори. К тому времени Василий Иванович был уже кавалером ордена Кутузова II степени, орденов Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды.
     Наступление советских войск продолжалось. 20 апреля 1945 года 136-я стрелковая дивизия успешно форсировала Восточный и Западный Одер, расширила плацдармы, чем обеспечила переброску боевой техники и личного состава наступающих армий. В последующем дивизия овладела провинцией Некленбург, важными портами на Балтике - городами Росток и Варнемгольде. А 3 мая, выйдя на линию Висмар - Виттенберг, встретилась с союзными войсками. Двенадцать раз прославленное в боях соединение и его командир упоминались в поздравительных приказах Верховного Главнокомандующего.
     Немудрено, что ходатайство о присвоение гвардии полковнику Трудолюбову звания Героя Советского Союза составил и подписал лично маршал К.К. Рокоссовский. Золотой Звезды Василий Иванович удостоился 29 мая 1945 года.
     ...Всю войну прошёл полковник Трудолюбов. В каких только переделках не побывал. Но неутихающей болью навсегда врезался в его память трагический сорок первый. Всегда с особой теплотой вспоминал он Ковель, свой славный 64-й полк войск НКВД, его бойцов и командиров, с которыми вступил в первые яростные схватки с ненавистным врагом.
     После войны Василий Иванович окончил Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова, служил в Туркестанском военном округе... Жизнь Героя Советского Союза полковника Трудолюбова трагически оборвалась во время сильнейшего землетрясения в Ашхабаде в 1948 году.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex