Исполнился год с момента подписания Указа Президента, утвердившего Положение о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств (Рособоронпоставка).
Основополагающий принцип его деятельности - обеспечение надёжного баланса интересов заказчиков и исполнителей. Баланса, позволяющего иметь разумный уровень рентабельности предприятий на основе прозрачного ценообразования и экономически целесообразного, ответственного подхода к закупкам со стороны государственных заказчиков. Речь идёт не просто об эффективном использовании бюджетных средств, а о получении максимально качественной, надёжной и современной продукции.
Основная функция Рособоронпоставки отражена в её названии - поставка вооружения, военной, специальной техники и материальных средств.
Отсюда вытекают и её задачи: оптимизация поставок, проведение единой ценовой политики в сфере реализации гособоронзаказа.
С января этого года Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств приступило к проведению процедур по размещению государственного оборонного заказа для нужд таких федеральных органов исполнительной власти, как Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, МЧС, ФСКН и ФСИН России. Торги объявлены на общую сумму более 7 млрд. рублей. По итогам завершённых торгов (по данным на 16 июня 2011 г.) сумма заключённых контрактов составила 3 млрд. рублей, а общее снижение начальной (максимальной) цены - порядка 68 млн. рублей. Участие в торгах приняли свыше 110 организаций.
Сегодня в работе агентства можно выделить несколько ключевых направлений. Во-первых, это анализ конкурсной документации. Во избежание ситуаций, влекущих ограничение круга участников и необоснованное завышение цены контракта, Рособоронпоставка проводит тщательный анализ документации, предоставленной для размещения заказчиками, на её соответствие требованиям существующего законодательства о размещении заказов.
Ведётся проверка технических характеристик, анализ начальной (максимальной) цены контракта с использованием информации из открытых источников, условий ранее заключённых контрактов и применения расчётных методов определения начальной (максимальной) цены контракта. В случае выявления существенных отклонений цены в адрес заказчиков направляются рекомендации по её изменению.
Указом Президента Российской Федерации от 14 мая 2010 года № 589 утверждено Положение о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств. Рособоронпоставка является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции государственного заказчика по размещению заказов, заключению, оплате, контролю и учёту выполнения госконтрактов по оборонному заказу.
Руководство деятельностью Рособоронпоставки осуществляет Президент Российской Федерации. Рособоронпоставка находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации, которое осуществляет координацию и контроль её деятельности.
Во-вторых, проверка участников размещения заказа. Во избежание возможных рисков невыполнения участниками размещения заказа своих обязательств по заключённым госконтрактам по инициативе агентства заключаются соглашения об информационном взаимодействии с Федеральной службой по оборонному заказу (Рособоронзаказ), Федеральной налоговой службой и Федеральной службой судебных приставов России.
В-третьих, проведение совместных торгов. С целью эффективного использования выделенных из федерального бюджета средств на реализацию гособоронзаказа агентство организует и проводит совместные торги в рамках заключённых многосторонних соглашений с Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, ФСИН и ФСКН России. Они проводятся в «классической форме» - одним лотом для нескольких государственных заказчиков по одинаковой цене за единицу продукции и на одинаковых условиях исполнения контракта.
На начальном этапе подготовки документации уже удалось добиться снижения на 2,4 млн. рублей при формировании единой начальной (максимальной) цены контракта от сумм, указанных в заявках госзаказчиков. В ходе проведения торгов снижение цены составило 7,7 млн. рублей.
В-четвёртых, совершенствование существующего законодательства и механизма размещения заказов. Ведётся обобщение практики применения российского законодательства в сфере размещения гособоронзаказа, вырабатываются единые подходы проверки участников, совершенствуется механизм размещения заказа - эти инициативы агентства призваны в дальнейшем обеспечить большую экономию бюджетных средств.
2011 год останется для агентства «переходным». Предстоит решить ещё много правовых и организационных вопросов, связанных с обеспечением деятельности агентства. К 2012 году Рособоронпоставка должна заработать в полную силу и стать достойным партнёром для заказчиков.
Деятельность Рособоронпоставки находится в поле постоянного внимания общественности, особенно в связи с её интересом к ходу реализации Государственной программы вооружения, от чего напрямую зависит состояние обороноспособности Российской Федерации. Поэтому редакция «Красной звезды» обратилась с просьбой к руководителю Рособоронпоставки Надежде СИНИКОВОЙ ответить на ряд вопросов.
- Надежда Валентиновна, есть ли у Рособоронпоставки возможность проверить добросовестность участников торгов, чтобы подряд на госпоставки не доставался фирмам, не способным его выполнить?
- Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ определены обязательные требования к участникам размещения заказов, предусмотрена возможность установления заказчиком ряда дополнительных требований к участникам при размещении отдельных категорий заказов, а также введены понятия добросовестности и достоверности предоставляемых участниками размещения заказа сведений.
Хотя законом и предоставлено право проверки участников на соответствие обязательным требованиям путём направления запросов в соответствующие органы и организации, полномочия по проверке достоверности иных сведений, предоставляемых участником размещения заказа, а также на соответствие участников дополнительным требованиям в законе не закреплены.
Постановлением Правительства России от 28 декабря 2006 года № 813 определено, что дополнительными требованиями к участникам размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства путём проведения торгов являются наличие у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, являющихся предметом заказа.
Перечни таких товаров, работ и услуг, при закупке которых в документацию о торгах могут включаться дополнительные требования к участникам, должны быть согласованы заказчиком с Минэкономразвития России и Рособоронзаказом. Между тем данная норма фактически не работает, поскольку отсутствует механизм проверки участников размещения заказа на соответствие дополнительным требованиям.
- Что в этих условиях следовало бы, на ваш взгляд, предпринять?
- Представляется целесообразным как минимум закрепить законодательно не только все необходимые для качественного анализа деятельности потенциальных поставщиков права заказчика, уполномоченного органа по проверке участников размещения заказа, но и корреспондирующие им обязанности соответствующих органов и организаций предоставлять требуемые сведения.
Так, например, в налоговом законодательстве следует предусмотреть обязанность налоговых органов предоставлять заказчику сведения о балансовой стоимости активов участника размещения заказа, которые необходимы для проверки соответствия обязательному требованию об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам, превышающей 25 процентов балансовой стоимости активов участника, а также иные сведения, необходимые для проверки участников размещения заказа.
Следует отметить, что поставленный выше вопрос в принципе должен рассматриваться в более широком аспекте. По сути, речь может идти не только о способности того или иного предприятия исполнить государственный контракт, а вообще о нецелевом использовании бюджетных средств, в связи с тем что при отсутствии действенного механизма проверки участников размещения заказа существует высокий риск заключения контракта с подставными, недобросовестными организациями, формально соответствующими требованиям закона.
Особенно негативные последствия это может иметь при закупке продукции для нужд обороны и обеспечения безопасности государства. При этом даже в случае выполнения контракта вероятность получения качественной продукции достаточно низка, поскольку у государственных заказчиков фактически не будет возможности осуществить контроль её качества.
- Сохраняется проблема посредников...
- В данной ситуации наиболее целесообразным является проведение торгов с участием реальных производителей либо их официальных представителей, учитывая и то, что допуск к торгам различного рода посредников, занимающихся исключительно перепродажей товаров и никак не связанных с производителями, может привести к неэффективному расходованию средств бюджета. Для этого требуется внесение соответствующих изменений в законодательство.
Необходимо также обратить внимание на проблему, связанную с наличием в Федеральном законе от 21 июля 2005 года
№ 94-ФЗ права участника размещения заказа представлять в качестве обеспечения исполнения контракта поручительство третьего лица. При этом фактически единственным требованием закона в данном случае является соответствие показателей бухгалтерской отчётности поручителя, представленной в налоговый орган, определённым критериям, а также необходимость представления копий этой отчётности одновременно с договором поручительства. В остальном данный вопрос законом не урегулирован.
В то же время анализ открытой информации свидетельствует о весьма распространённой практике «торговли» поручительствами исключительно в целях использования при размещении государственных и муниципальных заказов, что вызывает обоснованные сомнения в легитимности таких договоров и добро-
совестности поручителей.
Указанное подтверждается на практике, поскольку Рособоронпоставкой в результате направления соответствующих запросов в налоговые органы выявляются факты представления участниками размещения заказов копий бухгалтерской отчётности поручителей, содержащей недостоверные сведения, что является основанием для отказа от заключения контракта.
При этом необходимо отметить, что в такой ситуации неосмотрительность участников размещения заказа при выборе поручителей может привести к включению реальных производителей в реестр недобросовестных поставщиков. В частности, по результатам работы агентства три организации были включены в реестр недобросовестных поставщиков. В результате по состоянию на 16 июня 2011 года в доход бюджета перечислено 20 млн. рублей, поступивших в качестве обеспечения заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.
- Каковы наиболее распространённые и характерные нарушения в сфере госзаказа, выявляемые Рособоронпоставкой?
- В компетенцию агентства не входят контрольные функции выявления нарушений в сфере размещения ГОЗ. Данные полномочия относятся к ведению федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих деятельность по контролю и надзору за выполнением государственными и муниципальными заказчиками установленных норм и правил в этой сфере. К ним относятся Федеральная служба по оборонному заказу и Федеральная антимонопольная служба.
Основной функцией агентства как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции государственного заказчика, является размещение заказов на поставку вооружения, военной, специальной техники для нужд федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков.
В связи с этим надо обратить внимание на те несоответствия заявок и нарушения, допущенные участниками торгов, которые выявляются членами аукционных комиссий в ходе процедуры их рассмотрения. К ним относятся, во-первых, отсутствие конкретных показателей товара в заявке, когда требование об их указании установлено документацией об аукционе; во-вторых, несоответствие технических характеристик товара тем, которые содержатся в документации.
Такие нарушения выявляются сотрудниками агентства в ходе работы аукционных комиссий при рассмотрении заявок на участие. Чаще всего подобные допущения являются следствием формального подхода участников размещения заказа к подготовке заявки на участие в торгах и ведут к отказу в допуске к участию в открытом аукционе.
Вместе с тем отмечу, что на этапе подачи заявки участники размещения заказа активно пользуются своим правом направить запрос на разъяснения положений документации о торгах. Так, только по документации, подготовленной по номенклатуре Министерства обороны, их поступило более 80.
На наш взгляд, предоставленные нами участникам размещения заказа разъяснения положений документации во многом способствовали поступлению более качественно подготовленных заявок на участие в торгах и предотвращению возникновения оснований для их отклонения.
- Спасибо, Надежда Валентиновна, за ответы. Успеха вам и сотрудникам возглавляемого вами агентства.