на главную страницу

29 Июня 2011 года

Авиация России

Среда

Версия для печати

«Открытому небу» – новые крылья

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».
  Фото автора.



В период с 26 июня по 3 июля в соответствии с международным Договором по открытому небу российская группа инспекторов выполняет наблюдательный полёт над территорией США. Он осуществляется с аэродрома Райт-Паттерсон (штат Огайо), и его максимальная дальность составит 4.900 километров. На борту самолёта российские и американские специалисты будут осуществлять контроль за порядком использования аппаратуры наблюдения и соблюдением достигнутых договорённостей. В 2011 году это уже пятнадцатый наблюдательный полёт, осуществляемый Российской Федерацией над территориями государств – участников договора.
  Полёт выполняется на отечественном самолёте Ту-154М Лк-1. Между тем российские самолётостроители готовят ему на смену новую машину. На Казанском авиационном производственном объединении (КАПО) имени С.П. Горбунова начались лётно-конструкторские испытания (ЛКИ) самолёта Ту-214ОН. Первым представителем СМИ, которого руководство и специалисты ОАО «Концерн радиостроения «Вега» и КАПО ознакомили с новинкой и подробно рассказали о ней, стал наш корреспондент.

     
Доверяй, но проверяй

     Договор по открытому небу принят 24 марта 1992 года 27 государствами-участниками Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. На сегодняшний день в нём участвуют более 30 стран, но при этом не участвуют такие мощные страны, как Япония и Китай. Россия ратифицировала соглашение в мае 2001 года.
     Смысл Договора в том, что в интересах увеличения доверия друг к другу в области военной деятельности стороны разрешают полеты над своей территорией специальных самолётов других стран, оснащённых аппаратурой наблюдения строго ограниченного состава и контролируемых характеристик. Эти полёты получили название наблюдательных.
     Договор имеет 19 статей и 12 приложений. В нем скрупулёзно прописаны права, обязанности сторон и все аспекты по организации и выполнению наблюдательного полета. В документе детально описаны процедуры проверки самолёта, сбора, обработки и хранения информации, требования к аппаратуре наблюдения.
     Все страны имеют определённую квоту по выполнению наблюдательных полётов над территорией других государств. Группа государств-участников, Республика Беларусь и Российская Федерация имеют право на выполнение 42 полётов. Определены также максимальные дальности полётов с аэродромов над территориями наблюдаемых сторон.
     Полёты позволяют контролировать военную инфраструктуру страны и отслеживать её изменения. В первую очередь такой воздушный контроль позволяет убедиться, что проверяемая сторона не проводит мероприятия, связанные с подготовкой к агрессии.
     Предоставленную возможность наиболее активно используют Россия и США. У американской стороны наибольшим вниманием пользуются районы Краснодара, Санкт-Петербурга, Североморска и Камчатки. Российская сторона наиболее внимательно отслеживает обстановку в ряде районов США и в том числе на Аляске и в системе Алеутских островов. В этих районах, большая часть которых закрыта облаками 360 дней в году, развёрнуты важные военные базы США, наблюдение за которыми с помощью спутников затруднено.
     
Время «цифры»

     В настоящее время для фиксирования результатов наблюдения в основном применяются аэрофотоаппараты с черно-белой плёнкой. США, ссылаясь на то, что фотоплёнка становится пережитком прошлого, предложили использовать цифровую фото- и видеоаппаратуру, а также новые устройства, работающие в инфракрасной области спектра. После длительных переговоров, консультаций остальные страны согласились на применение цифровых аэрофотоаппаратов (видеокамер).
     Запись данных с радиолокатора, инфракрасной и телевизионной аппаратуры будет выполняться на современные твердотельные накопители и жёсткие магнитные диски. После полёта с помощью аппаратуры, входящей в наземный комплекс сбора и обработки данных, вся полученная информация будет обрабатываться и переводиться в единый для всех государств-участников специальный цифровой формат обмена данными.
     По ныне действующим правилам принимающая сторона в полном объёме получает первый дубликат фотоплёнки. Американские специалисты предпочитают обрабатывать её в своей стране. Такая возможность предусмотрена договором, но в соответствии с ним транспортировка кассет с фотоплёнкой, её обработка, изготовление первой копии выполняется в присутствии специалистов проверяемой стороны.
     На сегодняшний день государства - участники договора используют для выполнения инспекционных полётов переоборудованные самолёты, которые в одном случае имеют избыточные характеристики и возможности, а в другом - недостаточные. Россия первая в мире создает авиационный комплекс, полностью отвечающий требованиям договора и оптимизированный под выполнение таких полётных заданий. Концерн «Вега» стал головным исполнителем программы по созданию этого комплекса и специализированных самолетов открытого неба следующего поколения Ту-214ОН для использования в миссии «Договор «Открытое небо». Под руководством генерального директора - генерального конструктора предприятия Владимира Вербы и главного конструктора авиационной системы наблюдения «Открытое небо» Вартана Шахгеданова создан комплекс бортовой аппаратуры наблюдения, а также проведена интеграция в него покупной аппаратуры, разработаны программы и алгоритмы получения, обработки и документирования информации, осуществлялась общая координация работы предприятий-соисполнителей.
     1 июня 2011 года экипаж под командованием лётчика-испытателя Жуковской лётно-испытательной станции и доводочной базы ОАО «Туполев» Николая Капелькина на самолёте Ту-214ОН, изготовленном ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова», выполнил первый полёт по программе первого этапа лётно-конструкторских испытаний.
     
Без грифа секретности

     Для российских ВВС Ту-214ОН станет первым самолётом, у которого еще на этапе создания были сняты все ограничения по использованию элементов и комплектующих иностранного производства в бортовом комплексе наблюдения.
     В качестве авиационной платформы Ту-214 выбрали военные. Такое решение обусловлено прежде всего унификацией авиапарка ВВС. Оно позволяет упростить решение вопросов, связанных с обслуживанием и эксплуатацией самолётов специального назначения. На базе данной модели созданы различные модификации не только для Минобороны, но и для других министерств. Все они имеют различную начинку и компоновку исходя из своего предназначения.
     Как известно, всё познаётся в сравнении. Ту-154М ЛК-1, на котором сейчас выполняются миссии «Открытое небо», имеет ряд недостатков. В его приборном отсеке высотой 1 метр 20 сантиметров (!) рядом с аппаратурой для наблюдения находятся рабочие места операторов. У них отсутствует радиосвязь с экипажем, и все команды надо подавать голосом.
     Согласитесь, что такие условия вряд ли можно назвать приемлемыми для выполнения столь ответственной работы. Компоновка нового самолета ТУ-214ОН, размещение на нём аппаратуры и многое другое, выполненное ОАО «Туполев», более функционально и практично.
     При выполнении наблюдательного полёта на борту находится 35 человек. У каждого из них свои обязанности.
     В кабине экипажа предусмотрено 6 рабочих мест для размещения командира экипажа, второго пилота, бортинженера, штурмана, переводчика и представителя наблюдаемой стороны.
     На самолёте следующим по значимости является специальный салон. В нём размещён бортовой цифровой вычислительный комплекс с полным комплектом программного обеспечения и пять автоматизированных рабочих мест (АРМ) операторов, объединённых локальной сетью. Они оснащены дисплеями, клавиатурой для ввода команд. На случай отказа автоматики на рабочем месте имеется пульт ручного управления аппаратурой. Каждый из операторов контролирует и управляет одной из систем наблюдения. Почти вся фото- и видеоаппаратура установлена на специальных кронштейнах, расположенных на нижней палубе самолёта под отсеком операторов. Для её использования в фюзеляже сделаны специальные иллюминаторы, закрывающиеся механизированными шторками.
     Во время полёта на мониторе каждого АРМ отображается карта. На ней в режиме реального времени показывается местоположение самолёта, направление обзора каждым аппаратом и наблюдаемая ими зона. В конце этого года запланирована смена плёночных аэрофотоаппаратов на цифровую аппаратуру, и тогда на втором мониторе можно будет наблюдать изображение снимаемой местности.
     Рядом с каждым из рабочих мест операторов установлено кресло для бортконтролёра, который наблюдает за действиями специалистов и видит всю информацию, отображаемую на мониторах.
     На авиалайнере продумана и хорошо реализована система обеспечения жизнедеятельности.
     На воздушном корабле имеется кухонный модуль, в который не попала только микроволновая печь. Запрет на её размещение связан с обеспечением безопасности по нормам электромагнитной совместимости с авиационной начинкой. Зато в наличии есть всё остальное оборудование, необходимое для приготовления, разогрева пищи, а также отсеки для хранения посуды и запасов продуктов питания.
     Аппаратура наблюдения установлена в технических отсеках. Первый из них расположен под спецсалоном операторов. Здесь находятся: панорамный (А-84ОН), плановый (АК-111) и перспективный (АК-112) аэрофотоаппараты со сменными объективами и различным фокусным расстоянием. В соответствии с дополнительным международным соглашением плёночные аэрофотоаппараты в перспективе заменят на цифровые. В состав видеаппаратуры входит комплект из плановой и двух перспективных ТВ-камер. Они предназначены для работы с высот порядка 1.000 метров.
     В багажном отсеке, расположенном под пассажирским салоном, размещён радиолокатор бокового обзора с синтезированной апертурой антенны "Ронсар" (оригинальная разработка ОАО "Концерн "Вега") для наблюдения с любых высот полёта в условиях плохой метеовидимости. Здесь же установлено инфракрасное устройство линейного сканирования для получения тепловизионных изображений местности в диапазонах 0,5 - 1,1 мкм и 8 - 12 мкм. с высоты около 1.300м.
     Комплекс наблюдения на Ту-214ОН оснащён доплеровским измерителем скорости и сноса, а также радиовысотомером, выполняющим замер высоты полёта до 11.000 метров. Они позволяют получать точные значения режима полёта, необходимые для обеспечения работы аппаратуры и особенно для обработки данных, полученных с помощью радиолокатора. Выступающие за габариты фюзеляжа антенны радиоустройств закрыты радиопрозрачными обтекателями.
     
Планы на перспективу

     В настоящее время Ту-214ОН проходит ЛКИ. Всего по этой программе запланированы 25 полётов. В данном случае главное не только выполнить полётные задания, но и провести обработку полётной информации с оформлением протоколов и выполнением ряда работ по самолёту. В конце июля планируется перегнать Ту-214ОН в Ульяновск для его окраски и подготовки к демонстрации на МАКС-2011.
     После завершения ЛКИ нужно будет выполнить 31 полёт для получения заключения о возможности получения дополнения к сертификату типа. Он даст право на эксплуатацию самолёта и выполнения на нём полётных заданий, в том числе в миссии «Открытое небо». По прогнозам специалистов весь цикл запланированных мероприятий будет завершён в апреле - мае следующего года.
     В настоящее время на стапелях КАПО им. С. П. Горбунова в постройке находится второй Ту-214ОН. В ближайшее время его фюзеляж пройдет проверку на герметичность. По мнению специалистов авиапредприятия, необходима финансовая корректировка намеченных планов по изготовлению лайнера. Дело в том, что основные объемы финансирования программы запланированы на следующий год. Казанские авиастроители вышли на рубеж, когда можно закупать авиадвигатели, но сделать это не представляется возможным - необходимо решение, устраивающее всех участников проекта.
     В заключение остаётся сказать, что самолёт может использоваться не только для наблюдательных полётов в рамках Договора по открытому небу. Ему по силам выполнение картографических, патрульных и поисковых съёмок.
     На снимках: Ту-214ОН в небе; автоматизированное рабочее место оператора.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex