на главную страницу

29 Июня 2011 года

Геополитика

Среда

Версия для печати

«Выше, чем Гималаи, и глубже, чем океан...»

Игорь НОВИКОВ,
  эксперт Института геополитической информации «Энергия».



     ОПЕРАЦИЯ спецназа ВМС США, завершившаяся 2 мая с.г., по официальной версии, ликвидацией Усамы бен Ладена, вызвала резко отрицательную реакцию в пакистанском обществе. Отношения между Вашингтоном и Исламабадом, и так переживающие не лучшие времена, ещё более обострились. В пакистанской газете Pakistan Patriot решение главы Белого дома на проведение акции было названо даже одним из самых крупных просчётов Барака Обамы за всё его президентство. «Обама на несколько пунктов повысил свой рейтинг популярности, бросив Пакистан под поезд, - говорилось в редакционной статье. - Такого рода сценическое искусство может сработать в мафиозной семье где-нибудь в Чикаго, но в международных отношениях подобные подвиги в стиле Рэмбо выглядят глупо».
     Газета отметила, что «Абботтабад (город на северо-востоке Пакистана, где действовали американские спецназовцы. - Ред.) породил цунами антиамериканизма, которое сегодня захлестнуло весь Пакистан. Члены всех крупных политических партий, а также Пакистанской народной партии сегодня пришли к единому мнению - на США нельзя полагаться ни в чём».
     Американский аналитический центр «Стратфор» также обращает внимание на недовольство, которое бурлит в Пакистане по отношению к Соединённым Штатам и собственным службам безопасности «за то, что они довели государство до такой точки, когда американские силы могут просто так прийти в страну - в то время и в то место, которые покажутся им удобными».
     Сообщение об убийстве Бен Ладена не останется без последствий для самого пакистанского государства, считает глава ближневосточного представительства «Стратфора» Камран Бокари. По его мнению, «ключевое последствие американского удара, в результате которого внутри Пакистана был уничтожен Бен Ладен, заключается в том, что службы безопасности страны попали под беспрецедентный огонь критики со стороны различных политиков, интеллектуалов и даже изнутри самой службы безопасности. Масштаб проблемы можно оценить по тому факту, что военное ведомство страны провело перед парламентом 11-часовой брифинг...»
     После официального сообщения о смерти Бен Ладена пакистанские власти потребовали от Вашингтона сократить своё военное присутствие в стране, что вынудило председателя Объединённого комитета начальников штабов вооружённых сил США адмирала Майка Муллена совершить экстренную поездку в Пакистан. Исламабад заявил, что правительство Обамы должно сократить численность войск США в Пакистане и закрыть три центра связи - один в Кветте (Белуджистан) и два в Пешаваре. Эти центры, где дислоцировались американские специальные подразделения, служили, по сведениям газеты Los Angeles Times, для координации совместных операций по обе стороны афгано-пакистанской границы, и американцы уже покинули все три объекта.
     Операция американских спецназовцев, беспрепятственно оказавшихся в глубине территории Пакистана, уязвила национальную гордость пакистанцев. Пакистан, отметим, отнюдь не маленькое слаборазвитое государство. Это 170 миллионов жителей, более 600 тысяч военнослужащих и 800 тысяч резервистов, несколько десятков ядерных боезарядов для оперативно-тактических и баллистических ракет средней дальности.
     ЯДЕРНЫЙ потенциал - особая гордость Пакистана, которому удалось первым среди государств исламского мира обрести это разрушительное оружие. Известно, что ещё в 1965 году министр иностранных дел Пакистана Зульфикар Али Бхутто безуспешно пытался уговорить тогдашнего главу государства Мухаммеда Айюб Хана начать по примеру Израиля и Индии реализацию собственной военной ядерной программы. Став во главе Пакистана, Бхутто сумел осуществить свой замысел. Ему приписывают такое высказывание: «Поскольку Индия создаёт атомное оружие, мы тысячу лет будем есть траву и листья, но обзаведёмся своим. У христиан есть бомба, у евреев тоже, а теперь ещё и у индусов. Почему бы мусульманам её не иметь?»
     Существует версия, что Вашингтон, недовольный появлением «исламской ядерной державы» и попыткой реализации идей «исламского социализма», способствовал свержению Бхутто пакистанскими военачальниками и приходу к власти начальника штаба сухопутных войск генерала Зия-уль-Хака, при котором бывшего президента приговорили к смертной казни и повесили.
     Вопрос о ядерном потенциале Пакистана и сегодня остаётся предметом детального обсуждения в среде американских аналитиков. Ряд экспертов, отражающих, видимо, не только свою личную точку зрения, утверждает, что существует гипотетическая опасность утраты властями Пакистана контроля над своими хранилищами ядерных боезарядов. Они могут оказаться в распоряжении исламских фанатиков, связанных с международными террористическими сетями. Основания для беспокойства действительно есть.
     В конце мая группа вооружённых экстремистов совершила нападение на расположенную около Карачи авиабазу. Боевикам удалось закрепиться на территории базы и держать оборону в течение 16 часов, пока они не были частично уничтожены спецназом (в числе заложников оказалось и несколько офицеров Национально-освободительной армии Китая). База ВМС в Мехране находится всего в нескольких десятках километров от авиабазы в Масруре, где, как предполагают западные эксперты, складированы пакистанские ядерные боезаряды. Некоторые аналитики уже предположили, что нападение талибов на базу в Мехране могло быть генеральной репетицией их атаки на один из пакистанских ядерных арсеналов.
     Такой акции экстремистов благоприятствует и то обстоятельство, что со времён афганской войны 1980-х годов пакистанская Межведомственная разведка - ИСИ (Inter-Services Intelligence) имеет тесные связи с афганскими моджахедами, располагающими опорными пунктами в Пакистане. В кругах пакистанской армии и спецслужб немало сочувствующих антиамериканским устремлениям исламских радикалов. Пребывание войск западной коалиции в Афганистане, где так и не удалось укоренить в сознании населения западные представления об общественно-политическом устройстве, ракетные удары американских «беспилотников» по целям в приграничных западных районах Пакистана, приводящие к жертвам среди мирного населения, создают тот фон, на котором в пакистанском обществе исподволь усиливается неприятие США.
     НЕКОТОРЫЕ влиятельные пакистанцы подозревают американцев в подготовке провокации с целью дестабилизации ситуации в стране и последующего установления контроля над хранилищами ядерных авиабомб и боеголовок. Так, бывший начальник пенджабского отдела ИСИ генерал в отставке Аслам Гхуман заявил, что во время визита в США ему стало известно о планах ЦРУ и израильской разведки «Моссад» «дестабилизировать Пакистан любой ценой». В пакистанских СМИ в связи с этим указывали на агента ЦРУ Раймонда Дэвиса, который якобы «снабдил «Аль-Каиду» химическим, ядерным и биологическим оружием», чтобы был повод обвинить Пакистан «в чём угодно».
     Информацию о возможности «нейтрализации» пакистанских ядерных хранилищ не раз распространяли американские СМИ. Ещё два года назад телеканал Fox News сообщил, что «США имеют детальный план проникновения в Пакистан и захвата его ядерного арсенала». Он был разработан генералом Стэнли Маккристалом в его бытность командующим объединённым командованием специальных операций.
     А в мае с.г. лондонская Sunday Express обнародовала полученные ею конфиденциальным путём сведения об одобрении Белым домом соответствующего плана. Для этого Барак Обама якобы разрешил использовать подразделения спецназа, которые внезапно высадятся с воздуха на ключевых ядерных объектах Пакистана. Предварительно посредством ракетных ударов американцы нейтрализуют объекты пакистанской системы ПВО. По словам анонимного американского чиновника, плану будет дан зелёный свет, «если возникнет угроза национальной безопасности США».
     Скорее всего, это преднамеренная «утечка информации» с целью оказать воздействие на официальный Исламабад, чья внешняя политика всё более не устраивает Вашингтон. И дело не столько в заигрывании пакистанских спецслужб с афганскими талибами, сколько в постепенном формировании пакистано-китайского стратегического партнёрства.
     ПАКИСТАН сегодня играет важную роль в партии, разыгрываемой между Вашингтоном и Пекином на «шахматной доске» мировой политики. Американские аналитики рекомендуют Белому дому в стратегии противоборства с Китаем сделать акцент на перекрытии наземных коммуникаций, связывающих Китай с ресурсами Центральной Азии и Среднего Востока. Многие из этих маршрутов проходят именно через Пакистан.
     На китайские средства в высокогорных районах Гилгит-Балтистана (часть управляемого пакистанцами прежнего княжества Джамму и Кашмир) прокладываются дороги, призванные обеспечить скоростное автомобильное и железнодорожное сообщение КНР с Пакистаном и Ираном. Пакистанский глубоководный порт Гвадар также модернизируется благодаря финансовой помощи Китая.
     Аналитики называют нынешнюю стратегию Китая в бассейне Индийского океана стратегией «жемчужной нити». Стремясь обезопасить поставки углеводородного сырья из Ирана и Аравийского полуострова (до 80 процентов нефти для Китая проходит через Малаккский пролив), китайцы намерены, видимо, усилить своё военно-морское присутствие на маршруте от Южно-Китайского моря до Персидского залива, а для этого им нужны опорные пункты на побережье Индийского океана. Помимо Гвадара в Пакистане и порта в Мьянме Пекин оказывает содействие в строительстве современных портов в Бангладеш (Читтагонг) и на Шри-Ланке (Хамбантота), помогает в этой же области и Мальдивам...
     Секретом не является и интенсивное военно-техническое сотрудничество между Китаем и Пакистаном. Значительная часть техники пакистанских сухопутных войск и ВВС - китайского производства. В мае, во время визита в Китай пакистанского премьер-министра Юсуфа Резы Гилани, была достигнута договорённость о безвозмездной поставке Пакистану 50 истребителей Chengdu FC-1 Xiaolong (JF-17 Thunder). Перед отлётом на родину Гилани заявил: «Мы гордимся тем, что Китай - наш лучший и самый верный друг. Пусть и Китай знает, что Пакистан всегда и во всём рядом. Когда мы говорим о дружбе, которая выше, чем Гималаи, и глубже, чем океан, это реальность».
     НЫНЕШНЯЯ поддержка Пакистана со стороны Китая рассматривается экспертами как критически важная для Исламабада, угодившего в «клещи» между США и Индии. «Теперь Пакистан может сказать: «За нами Китай, мы не одиноки, с нами одна из сверхдержав», - заявил корреспонденту «Франс пресс» AFP известный пакистанский политолог генерал в отставке Талат Масуд.
     В некоторых западных СМИ в мае появились сообщения со ссылкой на пакистанские дипломатические источники о том, что Пекин будто бы предостерёг Вашингтон от военной операции против пакистанских ядерных объектов. Китайцы дали понять, что такую акцию они сочли бы актом агрессии против самой КНР. Так или иначе, сказать однозначно сложно, но официальный представитель МИД КНР действительно говорил недавно о том, что «суверенитет и территориальную целостность Пакистана необходимо уважать». По утверждению западных СМИ, «ультиматум» якобы был озвучен 9 мая в Вашингтоне, куда для продолжения стратегического диалога прибыла китайская делегация.
     Любопытны сведения, которые обнародовал на своём сайте американский журналист Уэбстер Тарпли, известный на Западе критическими суждениями относительно нынешней внешней политики США. Он считает, что майская операция в Абботтабаде не имела отношения к глобальной войне с террором, а была увязана с приездом в конце марта в Пакистан одного из самых могущественных людей в Саудовской Аравии - принца Бандара бин-Султана. Он руководит Советом национальной безопасности королевства, которое занимает первое место в мире по экспорту нефти.
     

     Наша справка. В Саудовской Аравии добывается 8,8 млн. баррелей нефти в день, то есть 440 млн. тонн в год. Большая часть «чёрного золота» идёт на экспорт. С июля саудовцы, возможно, увеличат добычу до 10 млн. баррелей в день. От позиции Эр-Рияда во многом зависит уровень мировых цен на нефть, а значит, и состояние мировой экономики, включая российскую.
     

     Этот визит, как оценивает Тарпли, привёл де-факто к союзу Эр-Рияда с Исламабадом. Пакистанские войска способны обуздать любую инспирированную Западом «цветную революцию» в арабском мире. Союз двух исламских государств сокращает возможности США пугать аравийских нефтяных шейхов «иранской угрозой».
     «Ясно, что сближение Пакистана и Саудов смертельно опасно для господства империи США в Южной Азии», - утверждает Тарпли. Им приводится выдержка из выступления пакистанского премьер-министра Юсуфа Резы Гилани в парламенте страны: «Скажу предельно откровенно. Любое посягательство на стратегические активы Пакистана (видимо, премьер имел в виду ядерный арсенал его страны. - Ред.), открыто или тайно, встретит соответствующий ответ... Пакистан оставляет за собой право принять меры в полную силу...»
     ПАКИСТАНСКИЕ власти не могут не учитывать, что американцы при определённых обстоятельствах могут содействовать дезинтеграции Исламской Республики Пакистан, которая как государство по историческим меркам очень молода - она возникла в 1947 году в результате раздела Британской Индии. Гипотетически иностранные спецслужбы могли бы спровоцировать гражданскую войну и распад Пакистана на ряд исторических областей - Синд, Пенджаб, Белуджистан и Пуштунистан.
     Тем самым была бы решена геополитическая задача по срыву проекта создания «энергетического коридора» между Ираном и Китаем. Симптоматично в связи с этим появление в феврале в американском издании The National Interest статьи, озаглавленной «Освободите Белуджистан». В ней по сути содержится призыв к вычленению Белуджистана из Пакистана: США должны помочь повстанцам Белуджистана, борющимся за независимость перед лицом репрессий, проводимых Межведомственной разведкой Пакистана. «Пакистан, - говорится в статье, - выделил Китаю базу в Гвадаре, в самом центре белуджской территории. Поэтому независимый Белуджистан послужит стратегическим интересам США наряду с непосредственной целью противостояния исламским формированиям». Комментарии, думается, излишни.
     На снимке: Истребитель JF-17 Thunder совместного китайско-пакистанского производства.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex