на главную страницу

1 Июля 2011 года

Новации

Пятница

Версия для печати

Человек – здравница: без посредников

Анна ПОТЕХИНА, «Красная звезда».



Как уже сообщала «Красная звезда», в этом году произошли изменения в системе санаторно-курортного обеспечения и распределения путёвок. Суть их заключается в передаче функции по организации лечебно-оздоровительного отдыха военнослужащих, гражданского персонала Вооружённых Сил, ветеранов военной службы и членов их семей в сферу деятельности вновь сформированного Департамента санаторно-курортного обеспечения (СКО) Минобороны РФ. В процессе преобразований были ликвидированы санаторно-отборочные комиссии при воинских частях, военно-медицинских учреждениях, военных комиссариатах, военных образовательных учреждениях, гарнизонах. Теперь в распределении путёвок участвуют как сами военные санатории, так и Департамент санаторно-курортного обеспечения Минобороны РФ. Для оперативного решения вопросов на местах были созданы приёмные Департамента СКО. Их география уже довольно широка - от Калининграда до Владивостока.
«Красная звезда» побывала в Центральном военном санатории Министерства обороны «Светлогорский» под Калининградом, чтобы понять и оценить, как эта система работает на практике.

     15 лет санаторием руководит заслуженный врач Российской Федерации кандидат медицинских наук полковник Эдуард Котковский. Сегодня он вспоминает, что, когда приехал из бархатной Юрмалы, где тоже несколько лет был начальником санатория, Светлогорск ему показался провинциальной дырой: на улицах нет света, в темноте стоят жалкие лавки, серые мрачные корпуса с протекающими крышами, недостроенная высотка. Вот такое наследство ему досталось. Да и времена, как известно, были сумрачные: ни денег, ни перспектив...
     Приехав в Москву «за деньгами», он оказался... никому не нужен. Его попросту выставили за дверь большого кабинета: много, мол, здесь вас таких ходатаев ходит. Но Котковский не сдавался. Сказался спортивный характер: в прошлом он не раз становился победителем чемпионатов по классической борьбе. Настойчивому и волевому молодому руководителю удача улыбнулась и на этот раз: добился выделения, как тогда ему казалось, огромных денег. Вернулся Котковский в Светлогорск уже с большими надеждами и реальными планами. Через два года ему удалось достроить восьмиэтажный корпус, со временем капитально отремонтировать ещё один. Глядишь, скоро найдутся средства и на ремонт корпусов, оставшихся от немецкого курорта Раушена...
     Но всё это время для Котковского приоритетными оставались поддержание лечебно-диагностической базы и сохранение медицинского персонала. Действительно, при сохранении классических методов лечения за последние годы под его руководством многое изменилось. Совсем недавно выстроен новый бювет, вписывающийся по своей архитектуре в среду немецких построек начала века. В «Светлогорском» появился новый душ Шарко. Если раньше отдыхающих из него барабанили «на сухую», то теперь построена сауна, где перед процедурой можно распариться, а значит, получить больший психотерапевтический эффект. А совсем недавно в санатории появилась ещё одна фишка - янтарная комната для галотерапии. Специалисты утверждают, что янтарь в сочетании с ионизированным воздухом даёт лечебный эффект. Сохранены рецепты приготовления уникальных лечебных грязей и ванн. Привлечены к работе прекрасные массажисты, опытный медицинский персонал. Немаловажно, что теперь, как и во всех военных санаториях, в «Светлогорском» предусмотрена возможность отдыха родителей с детьми всех возрастов.
     В перспективе санатория - освоение новых методов санаторно-курортного лечения и реабилитации, совершенствование материально-технической базы и системы распределения путёвок, капитальный ремонт корпусов и закрытого бассейна с водой из Балтийского моря...
     Сам начальник санатория уже несколько лет отдыхает в Карловых Варах. Говорит, что местная вода - волшебная. Такой даже на Кавказских Минеральных Водах нет. Но притягивает его не столько возможность подлечиться, на что он выкраивает дней десять в году, а возможность изучить всемирно известный курорт, привезти домой новый опыт.
     - А каковы там цены на отдых и лечение?- интересуюсь у начальника санатория. - Не опасаетесь, что с модой на заграничный отдых вы потеряете своих клиентов?
     - Цены за границей на лечение в полтора раза дороже наших коммерческих путёвок. А вот уровень лечения, питания, обеспечения у нас не хуже. Светлогорск, кстати, как раз любят люди, которые ценят европейскую атмосферу курортов и умеренное лето на Балтийском море. Потерять клиентов не боюсь, потому как наши отдыхающие - самые преданные. Прежде всего это ветераны Вооружённых Сил. К нам они приезжают по нескольку лет подряд.
     - А как они могут к вам попасть в связи с изменившейся системой распределения путёвок?
     - Каждый военнослужащий, пенсионер Министерства обороны, гражданский персонал может сам позвонить в приёмную Департамента СКО, что открыта у нас, передать необходимые документы и забронировать себе путёвку.
     - А в чём очевидные плюсы новой системы для санатория?
     - В том, что теперь осуществляется непосредственная связь санатория с клиентом. И статистика сегодня показывает, что процент тех, кто к нам приехал в первый раз, в три раза выше, чем в прошлом году. Причём многие из них из отдалённых регионов. Должен подчеркнуть, что огромную помощь в реализации новой системы нам оказывает Департамент санаторно-курортного обеспечения Министерства обороны РФ.
     - Такая доступность не повлечёт увеличения количества коммерческих путёвок?
     - Ни в коем случае. У нас установлена квота - 15 процентов - и она не меняется на протяжении уже нескольких лет. Ежегодно за счёт этой категории зарабатываем дополнительные средства, за счёт чего премируем медицинский персонал, устанавливаем надбавки, покупаем новое оборудование, осваиваем новые методы диагностирования, лечения и реабилитации. В общем, стремимся к повышению качества оказываемых услуг.
     - Наверняка есть и минусы, которые вы ощутили на этапе внедрения этой системы? Ведь вам пришлось организовывать приёмную, провести линию связи, находить средства на оплату абонентского пункта.
     - Действительно, потребовались дополнительные средства и персонал. Но новая система распределения путёвок уже востребована, а потраченные средства и ресурсы себя оправдают со временем. Но вот многие наши потенциальные отдыхающие ещё не осознали её преимуществ. Поэтому пока она вызывает у них некоторое недоверие. Например, не все ветераны умеют пользоваться факсом и электронной почтой. Кроме того, раньше желающие получали путёвку в СОКе, и они были спокойны за свой отдых и лечение. А теперь статистика показывает, что позвонит нам 100 человек, а приезжает 80. Доступность путёвок, как оказалось, повлекла за собой ещё одну проблему: наши потенциальные отдыхающие звонят и бронируют путёвки сразу в несколько здравниц, а потом выбирают, куда им лучше поехать, не информируя нас о своём окончательном решении. В результате у нас санаторий оказывается не заполненным. Наверное, наличие путёвки на руках обязывает больше, чем уведомление санатория. Уверен, что с появлением единой информационной базы, система распределения путёвок станет более прогнозируемой.
     - Вижу ещё один плюс: теперь не нужно носить в СОКи конфеты, кофе, коньяки... Теперь эта система доступна и открыта каждому, - говорю начальнику санатория.
     - Согласен, - резюмирует Эдуард Котковский.
     - Но ведь процесс предоставления санаторно-курортных услуг не должен зависеть от того, что ваши потенциальные клиенты пока не освоили факсы и «электронку». Он должен быть плановым и предсказуемым. Как новая система сказывается на организации работы санатория? - допытываюсь у его начальника.
     - Действительно, нам необходимо просчитывать материальные средства. Ничего. Решаем вопросы, справляемся. Если мы видим, что количество отдыхающих будет меньше, чем планировалось, оперативно привлекаем возможности Балтийского флота (только местных ветеранов Вооружённых Сил здесь более 40 тысяч). Так что не судите строго. Дайте поработать в новой системе самостоятельно год-два! И тогда с нас можно будет спрашивать.
     ...В военных санаториях приоритетное значение всегда придавалось медикам. Это не подвергается сомнению и сегодня. Но к функции организации лечения и отдыха у руководства военных санаториев прибавилась ещё одна - умение быть эффективными менеджерами, умеющими работать в рыночных условиях. Ведь доступность и открытость системы распределения путёвок добавили ещё и необходимость ориентироваться в конкурентной среде. Ведь теперь между клиентом и санаторием посредников нет. Насколько успешно военные санатории справятся с новыми требованиями, покажет время.
     
Москва - Калининград.

     
На снимке: новый бювет в «Светлогорском».




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex