на главную страницу

6 Июля 2011 года

АРМИЯ РОССИИ: ВЕК XXI

Среда

Версия для печати

Престиж Военного образования

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стала руководитель Департамента образования Министерства обороны РФ Екатерина ПРИЕЗЖЕВА.


     - Екатерина Геннадьевна, расскажите, пожалуйста, немного о себе. Как вы стали руководителем Департамента образования Министерства обороны?
     - Базовое образование у меня - экономическое. Я окончила экономический факультет Ленинградского государственного университета. Защищалась по социологии на факультете социологии этого же учебного заведения. Потом работала в Федеральной налоговой службе. И когда министр обороны приступил к работе на своём нынешнем посту, он предложил и мне трудиться в Министерстве обороны. Долгое время я курировала все социальные направления в Министерстве обороны - медицину, культуру, денежное довольствие, образование... А с ноября стала заниматься этим нефакультативно.
     - Что собой сегодня представляет система военного образования?
     - Департамент образования курирует все уровни, начиная от детских садов, школ, которые находятся в ведении Министерства обороны, до вузовских специализированных учебных заведений - это суворовские военные, Нахимовское военно-морское училища, президентские кадетские училища, кадетские корпуса. И, конечно, высшие военные учебные заведения.
     Система военного образования - это в первую очередь сама сеть учебных заведений. Сейчас эта сеть Министерством обороны оптимизируется. В советские времена подготовкой военных кадров занимались 166 учебных заведений. Ежегодный выпуск офицеров составлял примерно 60 тысяч человек. Наша армия теперь стала другой, изменились кадровые потребности. Потребность в подготовке кадров сократилась примерно в 7 раз, а количество высших учебных заведений - только в 3,5 раза. И потому сегодня мы занимаемся решением проблем, связанных с малочисленными вузами, работающими на огромных фондах.
     Количество проходящих обучение курсантов напрямую связано с профессорско-преподавательским составом. Чем меньше в вузе курсантов, тем, соответственно, меньше у нас возможности создать в этом вузе мощный научный потенциал, мощную школу. Потому мы сейчас и занимаемся укрупнением этих вузов, улучшаем фонды, инвестируем в техническое оснащение высших учебных заведений. Сформирована комиссия под председательством начальника Генерального штаба Вооружённых Сил - первого заместителя министра обороны РФ генерала армии Макарова. Сегодня наиболее важный вопрос - это поднять уровень военно-профессиональной подготовки. Повышение качества образования - вопрос номер один. И очень важно понимать, что всё, что сейчас делается в сфере военного образования, - это не решение Приезжевой, это не решение Сердюкова, это результат продуманной, проработанной политики и всесторонней оценки ситуации.
     - В прошлом году было решено не набирать курсантов в высшие учебные заведения. Когда возобновится набор?
     - Вы знаете, что президентом утверждён новый облик Вооружённых Сил. В соответствии с этими параметрами количество офицеров в армии сократилось. Когда мы взвешивали, оценивали ситуацию, то на одной чаше весов была необходимость набирать и готовить молодых людей, тратить на них средства, силы и через пять лет получить выпускника, лейтенанта, который не имеет практического опыта командования в войсках, или же дать возможность переподготовки большему количеству офицеров, которые уже выслужили определённое время, которые понимают, что такое армия. Мы сочли, что второй вариант - более правильный. Думаю, что в следующем году эта вынужденная ситуация разрешится и мы возобновим набор курсантов. Хотя нельзя сказать, что его и сейчас нет. Набор в военные вузы идёт, мы продолжаем набирать и обучать молодых людей для наших коллег, для службы в других силовых ведомствах.
     - А профессорско-преподавательский состав не сокращается?
     - Наша задача - максимально сохранить профессорско-преподавательский состав и те научные школы, которые уже есть. Как мы это делаем? С одной стороны, мы набирали курсантов несколько лет. С другой - проводили в последнее время довольно массовую переподготовку увольняемых военнослужащих. Как известно, по законодательству военнослужащий, увольняясь, имеет право пройти переподготовку по родственной гражданской специальности. Раньше эту переподготовку осуществляли гражданские вузы, но было принято соответствующее решение, и уже не первый год эту переподготовку проводят военные вузы как раз силами тех преподавателей, которых мы в этих вузах сохраняем. Плюс к этому - дополнительное образование. Это повышение квалификации, различные курсы - всё тоже делается силами профессорско-преподавательского состава.
     - Куда направляются офицеры после того, как проходят программы переподготовки?
     - Действующие офицеры, пройдя это обучение, возвращаются к месту службы на свои места и имеют возможность дальше продвигаться по карьерной лестнице. Что же касается увольняемых военнослужащих, то после прохождения курса переподготовки, обновив знания по родственной гражданской специальности, они не идут служить, а увольняются из Вооружённых Сил, имея возможность успешно трудоустроиться. У нас в ведомстве приняты целые программы. Ведомственная целевая программа - социальная адаптация увольняемых военнослужащих. В рамках этой программы действует несколько направлений. Тут и переподготовка, и обеспечение жильём увольняемых военнослужащих. Тут и выплаты всех положенных денежных пособий, которые установлены законодательством. Трудоустройство увольняемых военнослужащих - это не прямая задача Министерства обороны. Тем не менее министром было принято решение о содействии трудоустройству увольняемых военнослужащих. В рамках этого направления организовано взаимодействие с нашими коллегами, силовыми ведомствами, которые с удовольствием берут увольняемых офицеров. Организовано взаимодействие со службами занятости на местах в регионах. Мы постоянно проводим мониторинг. С рядом администраций субъектов Российской Федерации заключены соглашения о содействии трудоустройству увольняемых военнослужащих. Мы также работаем напрямую с крупными российскими компаниями, которые выступают работодателями для увольняемых военнослужащих. И, как показывает практика, офицеры запаса весьма востребованы на рынке труда. Ведь, как правило, эти люди имеют как минимум два высших образования, у них есть солидный опыт управления, работы с людьми. Это, кстати, было особенно актуально в период кризиса, когда они выступали у нас своего рода антикризисными менеджерами. С компанией Superjob создан портал специально для увольняемых военнослужащих, где они могут разместить свои резюме и обозначить свои ожидания в плане дальнейшего трудоустройства, а также изучить, какие предлагаются вакансии и что они могли бы выбрать.
     - Для чтения лекций приглашаются преподаватели из гражданских вузов? К примеру, бизнес-менеджмент кто преподаёт увольняемым военнослужащим?
     - Следует отметить, что мы ограничены временем. По законодательству эта подготовка осуществляется в рамках 72 часов. И, конечно, за такой период невозможно кардинально человека чему-то переучить. Как я уже говорила, переподготовка осуществляется в рамках уже имеющейся специальности, родственной гражданской. И нет, скажем, такой задачи: танкиста переподготовить за 72 часа на стоматолога.
     У нас накоплен очень интересный опыт работы с Министерством экономики. Сейчас действует государственная программа содействия малому бизнесу. И увольняемые военнослужащие - это как раз те люди, которым можно давать деньги, субсидии, для того чтобы они пробовали себя в роли небольших бизнесменов и пытались построить какую-то, скажем так, свою маленькую империю.
     У нас на портале есть целый раздел вакансий. Не секрет, что отставных офицеров с удовольствием берут в школы в качестве преподавателей ОБЖ. У нас есть довузовские учебные заведения, где требуются воспитатели. Многие трудоустраиваются и в высшие учебные заведения. Прежде чем увольнять человека, мы сами пытаемся рассмотреть все имеющиеся возможности для того, чтобы сохранить его в нашей системе...
     - А сколько вузов осталось в системе Министерства обороны?
     - По профилю подготовки у каждого вида и у каждого рода есть свои академии. Есть свой военно-учебный научный центр у видов, то есть у Сухопутных войск, ВВС и ВМФ. Есть видовые академии и у Космических войск, и у Ракетных войск стратегического назначения. Действует, как вы знаете, Рязанское училище ВДВ. И у войск РХБЗ есть своя академия в Костроме. То есть по каждому направлению вуз существует. У нас сейчас работают 36 филиалов...
     - Как новая система военного образования учитывает требования, которые выдвигает новый облик Вооружённых Сил? От чего нужно отказаться? Какие формы, методы обучения изменить?
     - Безусловно, в своей работе мы учитываем новый облик Вооружённых Сил и те требования, которые предъявляются к современным военнослужащим. Главнокомандующими, командующими и другими заказчиками эти требования по сути задаются. И мы их учитываем при подготовке программ, учебных планов. Учли их при подготовке новых государственных стандартов третьего поколения. Те подходы, на которых базировалось образование, большей частью были заимствованы из советского периода. Сейчас, когда совершенно другими стали вооружение и военная техника, когда изменились формы и методы ведения боевых действий, мы пытаемся подготовить управленца, который мог бы ориентироваться в различных нестандартных ситуациях и принимать оперативно правильные решения как в рамках военных действий, так и в каких-то учебных ситуациях. Это мы пытаемся заложить при разработке основных учебных программ, при определении или, скажем, инвентаризации изучаемых дисциплин. Новые стандарты третьего поколения, которые у нас вступят в силу и по которым мы должны начать обучение 1 сентября этого года, - как раз яркое подтверждение реализации этих новых подходов. Наверное, впервые столь активно при разработке новых стандартов задействовали гражданскую школу. Раньше курсанты готовились по 101 стандарту. Теперь мы их укрупнили, оставив лишь 10. Объединили родственные специальности. К подготовке этих стандартов были привлечены ведущие гражданские вузы страны.
     - За последнее время поменялись и принципы ведения боевых действий, что, видимо, также сказалось на обучении будущих офицеров?
     - Сейчас не воюет самостоятельно флот, не воюют отдельно Сухопутные войска или авиация. Все военные операции, которые мы наблюдали за последнее время, осуществлялись объединёнными группировками сил и средств. Главная задача ныне - координация и взаимодействие различных видов и родов войск, потому что воюют все сразу, одновременно. И эта слаженность как раз и служит залогом успешной боевой операции. Когда мы говорим о новых методах и способах ведения боевых действий, речь идёт именно о том, что сейчас автономно и отдельно каждый вид и род не действует. Проводится смешанная военная кампания. Требования меняются. И подходы к образованию тоже должны меняться. Федеральный государственный стандарт - это базовая часть, которая составляет основу любой учебной программы. Как строится учебная программа? Есть федеральная программа. Это перечень дисциплин, которые обязательны к изучению для всех, например, командиров. Что у нас было до недавнего времени? Например, внутри Сухопутных войск командиры готовились по 5 стандартам. И вы представляете, сколько стандартов для подготовки этого командного звена существовало, если сложить вместе все виды и рода войск. И, соответственно, мы это многообразие привели к одному стандарту. Дальше - военно-профессиональная специфика. Она учитывается в квалификационных требованиях. Если мы хотим подготовить командира подводной лодки, то, соответственно, за счёт квалификационной составляющей он и получает ту специальную подготовку, которая закладывает различия между сухопутным военнослужащим и моряком. Учебная программа - это комбинация федерального государственного стандарта, того необходимого минимума и того перечня дисциплин, сузив который мы не можем достичь и квалификационных требований - специальной профессиональной составляющей, за счёт которой у нас и получается военнослужащий, подготовленный на конкретную воинскую должность.
     - Всё, о чём вы говорите, вероятно, должно повлечь за собой пересмотр, ревизию и издание новых уставов?
     - Такая работа в Министерстве обороны ведётся. Она уже близка к завершению. Переработка уставов находится на финальной стадии. Уже было несколько докладов начальнику Генерального штаба по новым уставам. Думаю, в ближайшее время они будут утверждены.
     - Оправдывает ли себя концепция укрупнения вузов в военные учебно-научные центры?
     - Военные учебно-научные центры появились в нашей системе с ноября 2009 года. Это не такой уж и большой срок, но тем не менее то, что нам удалось реализовать на примере, допустим, ВУНЦ ВМФ, себя зарекомендовало очень хорошо. Когда наука и образование объединяются, удаётся решить целый спектр вопросов. Совершенно по-другому, например, задаётся тематика курсовых, дипломных работ, тем докторских, кандидатских диссертаций. Курсанты сразу же привлекаются в процессе своего обучения к научно-исследовательской работе тех научно-исследовательских институтов, которые вошли в этот ВУНЦ. С другой стороны, учёных, которые занимаются чистой наукой, мы привлекаем в качестве руководителей дипломов, оппонентов при защите кандидатских диссертаций, для чтения каких-то лекций или циклов. Эта практика позволяет существенно повысить качество образования, то, над чем мы сейчас работаем. И, видимо, в том числе поэтому недавно министр обороны принял решение о концентрации науки и образования в одном месте. То есть сейчас у нас научно-исследовательские институты будут объединяться с военными высшими учебными заведениями.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex