на главную страницу

6 Июля 2011 года

ОРУЖИЕ РОССИИ

Среда

Версия для печати

Дорога в море

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото Юрия ШИПИЛОВА, «Красная звезда».



В Санкт-Петербурге завершился V Международный военно-морской салон (MBMC-2011). В течение пяти дней - с 29 июня по 3 июля - город на Неве принимал крупнейший мировой смотр кораблестроения. По традиции он открывает дорогу в море для многих отечественных разработок.


     Если на первом петербургском МВМС в 2003 году были представлены делегации из 24 стран, в 2007-м - из 44, то в 2011-м - из 69. На первом салоне в акватории гавани было выставлено 19 кораблей и катеров, а на нынешнем - свыше 40. И если на первых двух МВМС иностранных кораблей не было вообще, то теперь участие в салоне приняли сразу три фрегата: Carr («Кэрр») ВМС США, Van Amstel («Ван Амстел») ВМС Нидерландов и Hamburg («Гамбург») ВМС Германии. Словом, и по числу участников, и по широте представительства стран МВМС-2011 вышел на лидирующие позиции среди мировых выставок военно-морской техники и вооружения.
     Особый интерес представил на салоне первый серийный корвет «Сообразительный» проекта 20380. Это современнейший корабль, при строительстве которого использована технология «Стелс». Одна из главных особенностей этого корабля: при сравнительно небольших размерах корвет способен прекрасно выполнять те же функции, что и его более «фактурные» собратья - фрегаты, превосходящие его по параметрам примерно в полтора раза. На базе таких корветов будут строиться экспортные корабли проекта 20382 «Тигр».
     Ещё одна пусть не столь масштабная новинка, но привлёкшая большое внимание - малый артиллерийский корабль «Волгодонск» (проект 21632 «Торнадо»). Помимо технологий, позволяющих добиться неуязвимости от средств обнаружения, на корабле впервые установлена оптико-электронная система управления стрельбой зенитных ракет и автоматическая универсальная 100-мм пушка нового поколения АК-190, имеющая скорострельность 80 выстрелов в минуту. К слову, многочисленные гости смогли наблюдать за достижениями отечественных разработчиков артиллерии на полигоне Ржевка, где корабельные орудия были представлены в действии.
     Примерно четверть предприятий - участников салона представляли Санкт-Петербург. Неудивительно: сегодня предприятия и организации города на Неве обеспечивают около 70 процентов от общего объёма выпуска производственной и научно-технической продукции всего российского судостроения.
     - Это стратегическая отрасль нашего города, - говорила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко. - Численность занятых в ней петербуржцев - более 50 тысяч человек. В городе сконцентрировано 80 процентов научно-технического потенциала судостроителей России.
     Губернатор отметила, что совсем недавно на Петербургском экономическом форуме было подписано соглашение о строительстве на острове Котлин новой современной верфи. Её ОСК будет возводить совместно с корейской компанией STX. Этот проект напрямую касается нескольких тысяч работников старейшего петербургского предприятия «Адмиралтейские верфи». Не придётся ли увольняться тем, кто по тем или иным причинам не сможет ездить на новое место работы? Как сообщил президент ОСК Роман Троценко, на остров Котлин будет переведено только гражданское производство, а подводные лодки в течение ближайших 10 лет продолжат строить на «Адмиралтейских верфях» в Петербурге.
     Свою продукцию представляли и иностранные участники МВМС-2011. Французская экспозиция привлекала макетом десантного корабля «Мистраль». Но речь о нём зашла у меня возле стенда ОАО «Камов». Не случайно: именно это предприятие выпустит вертолёты для четырёх «Мистралей», которые будут строиться для ВМФ России. Макет вертолёта Ка-52 в корабельном варианте был впервые показан на МВМС-2011.
     - Наша фирма обладает уникальным опытом создания корабельных машин, - рассказал генеральный конструктор ОАО «Камов» Герой России Сергей Михеев. - Предприятие - наследник работ, которые были сделаны ещё в советское время, - только его вертолётами вооружены все корабли ВМФ. Более того, именно тогда были заложены совместные стандарты судостроителей и создателей вертолётов, которые в ходу и сегодня.
     По его словам, ангар корабля «Мистраль» вмещает 16 вертолётов. Планируется, что это будут 8 боевых вертолётов и 8 транспортных. Все элементы живучести и базирования корабля таковы, что наши вертолёты Ка-52 спокойно размещаются на подъёмниках. Но расположение внутри ангара потребует некоторого уменьшения габаритов. В этом случае предполагается сложить и несущие лопасти, и крыло, с тем чтобы могли разместиться все 16 вертолётов. Естественно, при этом будет обеспечена их нормальная эксплуатация. К примеру, складываемые крылья не должны перекрывать доступ к капоту.
     - Не все знают, что мы уже садились на «Мистраль», - продолжает Сергей Викторович. - Это случилось в прошлый заход французского корабля (L9013. - О.П.) в Санкт-Петербург в ноябре 2009 года. Когда он возвращался к родным берегам, согласно достигнутой ранее договорённости три наших вертолёта прилетели и сели на «Мистраль». Я лично наблюдал эту картину, находясь на борту корабля в рубке руководителя полётов. Стоял и, естественно, переживал. Что было особенно приятно? Мы прилетели туда, как домой: три раза зашли и три раза сели, заправились. Всё чётко - полное ощущение, что сели на свой корабль. Связь и все стыковочные элементы работали безупречно. Прилетели и уже через 40 минут покинули «Мистраль».
     Насыщенная программа салона позволила участникам продемонстрировать свои лучшие достижения в области судостроения и смежных областях науки и техники. Тематика салона охватывала все этапы создания кораблей и морской техники в комплексе: энергетические установки, вооружение, морскую авиацию, системы навигации и управления, инфраструктуру обеспечения, новые материалы и технологии. Значительные площади выставки занимали производители комплектующего оборудования, приборов, электронных компонентов, информационных технологий.
     Практически каждый участник мог рассказать о какой-то «изюминке», повышающей его шансы в конкурентной борьбе и позволяющей выйти на новый уровень в реализации амбициозных проектов. Экспозиция ЦНИИ «Курс» невольно привлекала внимание: две девушки в бескозырках не только демонстрировали морской профиль деятельности, но и сами могли дать небольшую консультацию. Впрочем, моим собеседником стал человек более компетентный - директор по информационным технологиям Дмитрий Вавилов.
     - Одна из задач, которую ЦНИИ «Курс» успешно решает уже на протяжении более 30 лет, - это обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств корабля: моделирование, оценка и разработка рекомендаций, - поделился он. - Плюс у нас большое количество судового приборостроения: комплексы связи, системы обеспечения работы водолазов и т. д. Буквально месяц назад в ЦНИИ «Курс» введён в строй суперкомпьютер с высочайшей производительностью, который задействован при проведении расчётов. Сейчас это самый производительный суперкомпьютер в отечественном судостроении.
     Немаловажно, что постепенно меняется кадровая ситуация с высококвалифицированными специалистами в отрасли. Ведь не секрет: ещё недавно многие из них предпочитали работать за рубежом - в России не было условий для реализации амбициозных проектов, хромала и материальная заинтересованность. Сейчас создаются реальные условия для закрепления кадров.
     - В последние годы к нам приходит много толковых ребят, которые потом защищают кандидатские и докторские диссертации, - рассказал старший научный сотрудник ФГУП ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» Юрий Костин. - Молодые инженеры и конструкторы сразу после вузов получают зарплату 25–30 тысяч рублей. Но главное, они растут как специалисты.
     ...Прошедший в Санкт-Петербурге V Международный военно-морской салон ещё раз показал огромный потенциал отечественных разработчиков и производителей. Следующий Международный военно-морской салон пройдёт в городе на Неве в 2013 году.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex