на главную страницу

6 Июля 2011 года

Уроки 1941-го

Среда

Версия для печати

262 самолёта и 140 пилотов...




     ОДНОЙ из причин неудачного для СССР исхода начального периода войны стало завоевание немецкими ВВС полного превосходства в воздухе. Казалось, авиатехники в округах было немало, и вдруг такой результат. Психологически можно отчасти понять Сталина, который после начала войны жестоко обошёлся с многими представителями командования ВВС. Вождя ввела в заблуждение лукавая статистика: количество самолётов в западных военных округах и соотношение сил ВВС РККА и люфтваффе. Известно, что ВВС ЗапОВО состояли из шести авиадивизий (смешанных авиадивизий - 3, бомбардировочных авиадивизий - 2, истребительных авиадивизий - 1). Они располагали 1.658 боевыми самолётами, в том числе 347 машинами новых типов (но для управления ими имелось всего 64 экипажа). Всего экипажей имелось 1.702 (из них боеготовых - 973). Наступление немецкой группы армий «Центр» 22 июня поддерживал 2-й воздушный флот, имевший 1.680 боевых самолётов. То есть по числу машин Западный особый военный округ не уступал противостоящим соединениям люфтваффе, но по уровню лётной выучки экипажей ситуация выглядела иначе.
     О недостатках в боевой подготовке и низкой исполнительской дисциплине Сталину, видимо, было мало что известно. Мощь воздушных парадов РККА успокаивала. В войсках же новая техника осваивалась крайне медленно, поэтому в ЗапОВО ощущалась острая нехватка боеготовых экипажей. В сложных метеоусловиях днём могла летать пятая часть экипажей. На новых самолётах при плохой погоде в дневное время вылеты совершали всего 64 экипажа (15 процентов), а в ночное - четыре.
     Примечателен доклад о состоянии авиации Западного особого военного округа, датированный 31 декабря 1941 года. Командующий ВВС фронта генерал-майор авиации Николай Науменко писал: «К апрелю 1941 года боеготовность частей военно-воздушных сил можно характеризовать следующим образом: истребители - полная неспособность стрелять и вести воздушный бой, бомбардировщики - ограниченная способность, нет разведавиации, поскольку 8 её эскадрилий получили 6 самолётов. 313-й и 314-й разведполки: все экипажи из молодых пилотов в наличии, но нет самолётов... 314-й полк разведывательной авиации - ... к началу войны только 6 экипажей летали на Як-4. 215-й штурмовой авиаполк - 12 штук И-15, шла подготовка пилотов на Ил-2, которых в то время округ ещё не имел». Далее отмечалось, что все авиадивизии БОВО имели старые самолёты, кроме 9-й смешанной, которая были оснащена 262 новыми самолётами Миг-1 и Миг-3. Но только 140 пилотов дивизии могли летать на этих новых самолётах, их подготовка сопровождалась серьёзными авариями.
     В докладе Науменко констатирует: «В результате действий немецких и белопольских диверсантов с 23.00 21 июня все проводные коммуникации между штабом округа, штабами авиадивизий и полками были перерезаны... каждый аэродром был предоставлен самому себе... 22 июня во время первой атаки враг уничтожил 538 наших самолётов (из 1.022 истребителей и 887 бомбардировщиков) и потерял 143. Через 8 дней наши потери составили 1.163 самолёта. К 30 июня осталось 498 самолётов...»
     


     

     Совершенно секретно
     
Сообщение из Берлина

     Источник, работающий ___ сообщает:
     1. Штаб германской авиации на случай войны с СССР наметил к бомбардировке первой очереди ряд пунктов на советской территории с целью дезорганизации подвоза резервов с востока на запад и нарушения путей снабжения, идущих с юга на север. В этот план включены следующие железнодорожные узлы: Киев, Харьков, Валуйка, Лиски, Львов, Курск, Касторная, Брянск, Грязи, Мичуринск, Тула, Вязьма, Сухиничи, Гомель. Военные действия против СССР предполагают начать с бомбардировки этих пунктов при активном участии пикирующих бомбардировщиков.
     Кроме этого, бомбардировке в первую очередь должны подвергнуться советские аэродромы, расположенные по западной границе СССР.
     Немцы считают слабым местом обороны СССР наземную службу авиации и поэтому надеются путём интенсивной бомбардировки аэродромов сразу же дезорганизовать её действия.
     Вторым несовершенным звеном обороны считается служба связи авиации Красной Армии, которая в силу своей тяжеловесности, излишнего радирования и сложности ключей затрудняет оперативность руководства боевыми действиями.
     <...>
     ВЕРНО: ЗАМ. НАЧ. I УПРАВЛЕНИЯ НКГБ СССР СУДОПЛАТОВ.

     
«___» апреля 1941 г.

     

     


     К НАЧАЛУ войны в ВВС ЗапОВО официально насчитывалось всего 224 неисправных самолёта, на самом же деле в случае боевой тревоги не могли бы подняться в воздух 342 боевые машины.
     Базировалась советская авиация из-за недостатка аэродромов скученно. Часть аэродромов не имела необходимого оборудования, подъездных путей, средств связи, ёмкостей для горючего, запасов боеприпасов. Так, из 57 оперативных аэродромов, расположенных западнее Минска, горючее было лишь на 22. Большинство аэродромов могло принимать лишь самолёты старых типов.
     Глубина базирования авиаполков составляла в среднем 60–110 км для истребительной и штурмовой авиации, 120–300 км - для бомбардировочной. Часть аэродромов истребительной авиации находилась в непосредственной близости от границы. Например, на аэродроме Долубово, находившемся в 10 км от границы, базировалось 73 самолёта (в том числе 50 новых МиГ-3) 126-го истребительного авиационного полка 9-й смешанной авиадивизии.
     К этому надо добавить, что многие авиаполки ЗапОВО базировались на старых польских аэродромах, о которых немцы имели полную информацию из захваченных в Варшаве в 1939 году документов польской армии и данных аэрофотосъёмки, которую они вели в апреле-июне 1941-го. Это облегчило люфтваффе нанесение штурмовых ударов 22 июня, хотя мнение о том, что немцам удалось сжечь утром первого дня войны большую часть советской авиации на «спящих аэродромах», несколько преувеличено. Были уничтожены в основном самолёты, которые оказались в тот момент неисправными или не имели экипажей.
     Большинство самолётов поднялись 22 июня в воздух, но сказались низкая лётная выучка, которую лишь отчасти компенсировало бесстрашие советских лётчиков, а также отсутствие взаимодействия с соединениями сухопутных войск и фактическая утрата управления авиадивизиями со стороны командования войск округа и армий. А вскоре начались проблемы обеспечения горючим и боеприпасами...
     ПОРАЖЕНИЕ ВВС трёх западных особых округов стало возможным вследствие комплекса объективных и субъективных факторов. Один из них - неготовность аэродромной сети. Перед самой войной её развитие было возложено на НКВД СССР под руководством наркома Л.П. Берии. Но и всесильный нарком не смог добиться, чтобы графики совершенствования аэродромной сети в западной части СССР соблюдались, к тому же они были составлены без учёта реальной возможности военного столкновения летом 1941 года. О том, как шло строительство аэродромов на территории Белоруссии, даёт представление размещённая в Интернете статья Д.Г. Киенко «Строительство аэродромов в Западном особом военном округе накануне Великой Отечественной войны» (публикуется с сокращениями).
     
* * *

     ЧАСТЬЮ общей подготовки будущего театра военных действий к войне было аэродромное строительство в Западном особом военном округе в 1941 году. Анализ документов, находящихся в Национальном архиве Республики Беларусь и Государственном архиве общественных организаций Гродненской области, позволяет рассмотреть положение дел со строительством аэродромов в 9-й смешанной авиационной дивизии (сад). Это в свою очередь даёт возможность говорить о состоянии готовности ВВС РККА вести активные, в том числе наступательные, действия на Западном театре военных действий.
     9-я сад дислоцировалась на одном из наиболее важных рубежей обороны - белостокском выступе, поэтому являлась одним из самых боеспособных соединений ВВС РККА как по численности, так и по состоянию вооружения. В её составе находились 41-й истребительный авиационный полк (иап), 124-й иап, 126-й иап, 129-й иап, а также 13-й бомбардировочный авиационный полк (бап).
     Перед началом войны дивизия в первоочередном порядке получала авиационную технику нового образца. Для размещения авиатехники и успешного ведения боевых действий требовалось значительное расширение аэродромной сети. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 марта 1941 года строительство аэродромов для Военно-воздушных сил Красной армии было возложено на НКВД СССР. Для выполнения требований постановления приказом наркома внутренних дел № 00328 от 27 марта 1941 года было образовано Главное управление аэродромного строительства (ГУАС), которое возглавил военный инженер 1 ранга В.Т. Фёдоров. В составе республиканских НКВД, краевых и областных управлений НКВД (в районах строительства аэродромов) были созданы управления (группы) аэродромного строительства. Работы велись силами заключённых, а также приговорённых к исправительно-трудовым работам (без содержания под стражей), военнопленных (бывших польских военнослужащих. - Ред.), военнослужащих строительных батальонов и местного населения на условиях подряда.
     На 15 июня 1941 года на территории Советского Союза строилось 254 аэродрома, из них: в Белоруссии - 61, на Украине - 82, в Молдавии - 8, в Прибалтике - 23, в Мурманской области и Карелии - 10, в Ленинградской области - 12. Строительство 156 объектов вели заключённые, 11 - военнопленные (16.017 человек).
     Условия строительства в Белостокской области были аналогичны и для «спецобъектов» в других областях БССР. И если организация и результаты строительства на столь важном участке оказались такими, как их зафиксировали официальные документы, то можно предположить, что положение дел в более отдалённых районах было ещё хуже. <...>
     

     Совершенно секретно
     
Сообщение из Берлина

     Источник, работающий в ___ сообщает:
     <...>
     3. Оценка немцами советской авиации.
     Немецкая комиссия, которая знакомилась с авиапромышленностью СССР, послала в штаб авиации ряд докладов с благоприятными отзывами об авиационном заводе в Рыбинске.
     В штабе авиации подробно регистрируют поступающие сообщения о контрмерах военного характера, принимаемых Советским Союзом, причём оценивают их как чисто оборонительные, что подтверждается уверенным спокойствием Советского Союза. Такие сообщения, по наблюдению источника, действуют отрезвляюще на зарвавшиеся умы.
     Немцы считают, что количественное превосходство советской авиации над немецкой компенсируется более высокой квалификацией немецкого лётного состава, что в случае войны даст возможность быстро ликвидировать это преимущество. В качественном отношении советские самолёты, по оценке штаба авиации, не уступают немецким, за исключением того, что советская авиация не располагает пикирующими бомбардировщиками типа «Штукас» (Sturzkampfflugzeug Ju 87. - Ред.).
     ВЕРНО: ЗАМ. НАЧ. I УПРАВЛЕНИЯ НКГБ СССР СУДОПЛАТОВ.

     
«___» апреля 1941 г.

     Сообщение агента советской внешней разведки «Старшина» (Харро Шульце-Бойзена) от 17 апреля 1941 г.
     

     ДЛЯ ПЛАНОВОГО строительства была необходима прежде всего рабочая сила, в которой, казалось бы, СССР никогда не испытывал недостатка. Однако уже на начальном этапе работ обозначилась её нехватка. В мае обеспеченными рабочей силой оказались только те объекты, которые были поручены строительным батальонам. Однако ввиду того, что обеспечение строительных батальонов РККА велось по остаточному принципу, многие прибывшие на место военные строители оказались непригодными к работам по состоянию здоровья (грыжа, чесотка), без обмундирования и обуви. <...>
     Примером готовности к выполнению работ может послужить 446-й строительный батальон, сформированный 16 апреля 1941 года для работы на объекте № 337 в Скиделе. Рядовой состав в количестве 940 человек был призван из военнообязанных Вилейской области, в основном из крестьян-единоличников (930 человек), а командно-политический мобилизован из запаса по спискам военкоматов Витебщины. С большим трудом налаживалось бытовое обеспечение. Постельные принадлежности были получены спустя месяц после формирования, котловое довольствие также было организовано только на втором месяце формирования батальона. Обмундирование для бойцов поступило лишь в середине мая. <...>
     Начальник управления НКВД по Белостокской области капитан Фукин докладывал: «В бытовом обеспечении забота об элементарных требованиях отсутствует - большинство заключённых нестриженые, небритые, грязные. В то время как машинки для стрижки и бритвы лежат на складе и не используются, а заказанная душевая установка не доставлена уже на протяжении 12 дней».
     Плохо обстояло дело и с охраной лагерных пунктов. Так, например, на объекте № 360 в Волковыске (Россь) из 86 стрелков охраны, которые должны были прибыть из Минска к началу строительных работ, прибыло 13 мая только 49, некоторые из них не умели обращаться с оружием, так как не служили в армии, да и оружия было всего 27 винтовок и 8 револьверов. На том же объекте из-за безответственности и самоустранения от должности начальника лагеря Захаренко в начале мая отмечались систематические невыходы строителей на работы.
     СТРОИТЕЛЬСТВО не было в должной мере обеспечено техникой, транспортом и стройматериалами. Для строительных работ по плану на всех аэродромах предусматривалось привлечение 768 грузовых автомашин. К 21 мая было получено 528, но ощущалась острая нехватка водителей, которых насчитывалось всего лишь 350. Многие поступившие машины зачастую оказывались частично или полностью разукомплектованными.
     Подводя итог, можно констатировать, что реконструируемые аэродромы на территории ЗапОВО не были подготовлены к принятию самолётов. Мнение о том, что какая-то часть аэродромов 9-й сад и других авиационных соединений ЗапОВО могла к 22 июня 1941 года быть боеготовой, не выдерживает критики в силу того, что сроки окончания строительства объектов, согласно документам, определялись осенью 1941 года. Даже в случае строгого следования графику аэродромы не были бы готовы к ведению боевых действий на 22 июня 1941 года.
     

     

     Советский истребитель И-153 «Чайка» на аэродроме под маскировочной сетью. В ВВС западных округов в июне 1941 г. имелось 1.300 таких машин, в том числе в БОВО - 241.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex