на главную страницу

6 Июля 2011 года

Московский кинофестиваль

Среда

Версия для печати

Спасибо тебе, Джеральдина

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото автора.




     В столице завершился 33-й Московский международный кинофестиваль, который при обилии мировых кинофорумов остаётся вторым по долголетию киносмотром после Венецианского кинофестиваля.
     Он появился в 1935 году. На его открытии был показан знаменитый до сих пор фильм братьев Васильевых «Чапаев», взявший тогда главный приз. Председателем жюри 1-го Московского фестиваля был режиссёр Сергей Эйзенштейн. Показы проходили в кинотеатре «Ударник». Потом стране пришлось отказаться от таких мероприятий, и только с 1959 года кинофестиваль стал проводиться регулярно. С 1999 года президентом ММКФ является Никита Михалков.
     Этот кинофорум прибавил славы многим актёрам и режиссёрам, вошедшим в историю кинематографа. Сергей Бондарчук, Федерико Феллини, Сергей Герасимов, Григорий Чухрай, Акира Куросава, Анджей Вайда, Кшиштоф Занусси, Иштван Сабо, Кшиштоф Кеслевский, Арман Гатти, Умберто Солас, Генри Бин, Борис Хлебников и многие другие киномастера в разное время получали призы ММКФ, становились его лауреатами. Специальный приз «За покорение вершин актёрского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского» получали Джек Николсон, Фанни Ардан, Мерил Стрип и другие звёзды кино. В нынешнем году эта награда была вручена британской актрисе российского происхождения Хелен Миррен, которая приехала в Москву, чтобы представить фильм закрытия фестиваля - «Расплату» Джона Мэддена. Отметим, что глава Первого канала Константин Эрнст, вручая награду, назвал Миррен королевой британской театральной сцены и мирового кинематографа.
     По традиции на ММКФ был вручён и специальный приз «За вклад в мировой кинематограф». Его получил известный актёр театра и кино Джон Малкович. Недавней работой Малковича стала второстепенная роль в фильме «Трансформеры-3. Тёмная сторона Луны», мировой премьерой которого и открылся 33-й ММКФ.
     Именно это событие привлекло огромное количество журналистов со всего мира. Такого внимания, видимо, и хотели добиться организаторы ММКФ. Хотя любимая тинейджерами «пластмассовая» картина (эдакое незамысловатое компьютерное шоу «великих и ужасных» роботов в модном 3D формате) к фестивальному кино имеет весьма отдалённое отношение. Правда, Россия ныне очень востребована Голливудом как массовый потребитель производимого «Фабрикой грёз» продукта. Об этом честно поведал трансформер-режиссёр Майкл Бэй. «Россия - это быстро развивающийся рынок, у которого есть колоссальный потенциал». Нет смысла рассуждать, хорошо это для нас или плохо. Вывод один: отечественному кинематографу никак не удаётся занять лидирующие позиции на киноэкранах в собственной стране. Несомненны наши редкие удачи, что называется, «на передовой», но прогнозы кинодеятелей пока неутешительны. Хотя в основном конкурсе нынешнего ММКФ среди семнадцати фильмов были два российских. Это «Шапито-шоу» режиссёра Сергея Лобана и «Сердца бумеранг» Николая Хомерики. С учётом продолжительности показа (207 минут!) картина «Шапито-шоу», может, и не совсем фестивальная, но, если судить по зрительскому интересу, который она вызвала, пожалуй, лучшая среди номинантов. В принципе это четыре картины в одной, объединённые общими героями и в разных нравственных измерениях исследующие наши реалии. «И жизнь, и слёзы, и любовь» в новом веке. Где есть компьютеры и сотовые телефоны, МЧС и свобода нравов, доходящая до абсурда. Но время ничего не меняет в духовных устремлениях людей. Нынешняя эпоха, как это ни странно молодому поколению, жива той доброй, пусть и скучноватой на первый взгляд патриархальностью, свойственной временам давно минувшим. Четыре картины-новеллы, может быть, поэтому так и называются: «Любовь», «Дружба», «Уважение», «Сотрудничество». Любопытно, что после просмотра остаётся ощущение жизни сразу в нескольких эпохах - социализма, пусть и с несколько буффонадным «пионерским» выходом героев, где смех сквозь слёзы, слёзы - через комизм ситуаций, капиталистических постперестроечных шатаний с жестоким рынком, современным прагматизмом. Но все эти искусно смешанные ингредиенты рождают в душе искренний позитивный настрой, дают движение лучшим душевным устремлениям.
     Сценарист Марина Потапова и молодой режиссёр Сергей Лобан сделали настолько современный фильм, с сегодняшними «фишками», приколами, с любопытным музыкальным рядом, что он после нескольких фестивальных показов «ушёл в народ», разобран на цитаты. Так что и с этой точки зрения фильм «Шапито-шоу» вполне мог претендовать на главный приз кинофестиваля. По крайней мере председатель жюри основного конкурса, дочь знаменитого Чарли Чаплина, великолепная актриса, отметившаяся на киноскрижалях не одним десятком ролей, Джеральдина Чаплин картину оценила по достоинству.
     Вручая Сергею Лобану специальный приз жюри «Серебряный святой Георгий», она призналась, что «хотела бы поработать с этим режиссёром, сняться в его картинах», и пообещала оставить ему номер своего телефона.
     Но вот главный приз ММКФ - «Золотой святой Георгий» жюри присудило драме испанского режиссёра Альберто Мораиса «Волны».
     Картина без навороченных спецэффектов, без дорого видеоряда. Очень тихая и простая. Это фильм-воспоминание, фильм о давней душевной боли главного героя, старика, которого играет Карлос Альварес-Новоа (кстати, получивший на 33-м ММКФ «Серебряного Георгия» за лучшую мужскую роль). Овдовев, он решает вернуться в приграничный французский городок Аржель, где некогда размещался концлагерь. Воскрешая в памяти прошлое, пытаясь найти объяснения ушедшим в историю событиям, старик надеется обрести душевный покой. По словам режиссёра, это «история о до сих пор не затянувшихся ранах, оставшихся в Испании со времён франкизма». «Волны» получили и приз ФИПРЕССИ (международное жюри кинокритиков).
     А вот российские кинокритики лучшим фильмом назвали польскую картину «Иоанна» Феликса Фалька. Польская актриса Урсула Грабовска, сыгравшая в нём главную героиню, получила «Серебряного Георгия» за лучшую женскую роль. Этот фильм имеет прямое отношение ко Второй мировой войне. Оккупированная фашистами Польша. Краков, 1939 год. Иоанна, профессорская дочка, жертвуя жизнью, спасает маленькую девочку-еврейку Ружу, умничку и лапушку. В картине нет смерти, что называется «онлайн». Там нет бьющих визуальными эффектами сцен насилия. Но он буквально разрывает душу несуразностью происходящего, тоской по мирной, счастливой жизни. Где у Иоанны остался бы живым муж, росли бы дети, где не было бы предательства, лжи. Но, пройдя через трагические испытания, Иоанна своей жизнью и смертью доказала: человек может встать рядом с Господом в великом желании творить благо.
     Как бы ни ёрничали некоторые кинокритики по поводу того же военного, патриотического кино, его продолжают снимать и смотреть. Никакие новомодные стерео- и компьютерные эффекты не могут заменить искренности человеческих эмоций. Эти попытки проникновения в прошлое, как разведка боем, как желание понять все стороны человеческой природы, истоки того же фашизма и нацизма. И символично, что фильмом закрытия ММКФ стала картина «Расплата» Джона Мэддена. Она о том, что всё, совершённое в прошлом, отзывается в будущем. Порой неотвратимо. Любой прошлый грех, любая ложь могут бумерангом вернуться к потомкам, искалечив их настоящее. «Расплата» - фильм, тоже связанный с событиями Второй мировой. И напоминание, что забывать прошлое нельзя, иначе возможно его повторение.
     Вообще, нынешний ММКФ со всеми конкурсными, внеконкурсными, специальными программами и ретроспективами напоминал рискованный сёрфинг. Чтобы удержаться на волне зрительского интереса, а главное, интереса тех, кто определяет, что пойдёт на кинорынке, надо обладать особенным мастерством и не бояться экспериментов. И всё чаще создатели картин авторский поиск современного формата понимают как вседозволенность и, мягко говоря, тешатся излишней раскованностью в показе самых тонких человеческих отношений. Любви, веры, дружбы. И та же любовь приобретает глянцевые «клубничные» мотивы. Иногда это можно объяснить просто неумением воплотить даже хорошие замыслы. Тогда действие выглядит на экране ходульно и даже не по сюжету смешно и наивно. Как это получилось у французского режиссёра, сценариста и продюсера Шарлотты Сильвера в конкурсном фильме «Эскалация» по мотивам замечательной, очень современной пьесы российской писательницы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна». По ней ещё в 1988 году был снят одноимённый фильм Эльдара Рязанова, фильм очень хороший. Попытка перенести на французскую почву канву спектакля, к сожалению, не удалась. Хотя желание заменить плохие оценки на хорошие свойственно школьникам во всех странах...
     Удивительно, что приз за лучшую режиссуру достался гонконгскому режиссёру по имени Вонг Чинг По за кровавую драму «Месть. История любви». Месть главного героя (в исполнении гонконгской поп-звезды Джуно Мака) полицейским и их близким за изнасилование возлюбленной по сюжету оправданна, но натуралистичность убийств и пыток не то чтобы шокирует, но совсем не выполняет той самой «воспитательной» роли. А словно убеждает: мсти за все обиды по высшей планке, мочи, кроши обидчиков. И можешь даже избежать наказания за этот беспредел. Никакие душевные болезни героев в таком ракурсе смаковаться создателями «киношедевров», думаю, не должны. Потому что кому-то послужат образцом того, как можно поступать с обидчиками. Особенно когда исполнено это на экране весьма талантливо.
     Специального упоминания жюри удостоилась болгарская картина «Кеды» режиссёров Валерия Йорданова и Ивана Владимирова. Фильм на самом деле задуман очень любопытно. Это шесть историй молодых людей, которых свела вместе жажда изменений в жизни, - чистых, как морской песок на заповедном морском берегу, как волны, уносящие далеко в море прошлые обиды и проблемы. Грустно только, что эти волны уносят и самих героев далеко от родных берегов...
     Событием на 33-м ММКФ стало возобновление конкурса документального кино, который был упразднён на 22 года. Состоял он ныне из семи картин. Победила история под названием «В ад и обратно», снятая экс-бизнесменом, а ныне военным фотографом, оператором и режиссёром Данфунгом Деннисом. Это рассказ не только о конкретном 25-летнем американском сержанте, который был ранен в Афганистане, выжил, вернулся домой и с большим трудом начал приспосабливаться к обычной жизни. Это судьба и жизнь многих ветеранов боевых действий во всех «горячих точках» мира. Общая беда, общая ответственность.
     Как всегда была интересна внеконкурсная программа «Российское кино», которая традиционно проходит в Доме кино на Васильевской. В неё вошли 24 игровых, 43 анимационных, 20 документальных, 22 ретроспективных фильма и около 70 студенческих работ, по которым можно судить о состоянии дел в отечественном кинематографе. По крайней мере есть разнообразие жанров. Залы на показах были заполнены. Были очень интересные работы, только вот рекламный бюджет не позволяет молодым режиссёрам донести их креативные творческие находки до зрителя.
     ...На нынешнем кинофестивале было показано 380 фильмов, прошло около 500 кинопоказов, на которые пришли более 60 тысяч зрителей. Это на 10 тысяч больше, чем в прошлом году. Это, конечно, хорошо. Но разбросанность фестивальных площадок при московских расстояниях убедила ещё раз: фестивальный дворец с современными кинозалами, землю под который пока так и не выделило правительство столицы, на самом деле нужен.
     Драгоценный символ киновласти дочери великого комика пришлось оставить в Москве.
     

     Джеральдина ЧАПЛИН - читателям «Красной звезды».




Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex