на главную страницу

7 Июля 2011 года

Армия и общество

Четверг

Версия для печати

Судьба двигателиста-ракетчика



     11 июля исполняется 75 лет со дня рождения генерального директора - генерального конструктора Конструкторского бюро химавтоматики (КБХА), лауреата Государственной премии и премии Правительства РФ, заслуженного конструктора России, доктора технических наук, профессора Владимира Сергеевича Рачука. Из них почти полвека он посвятил ракетному двигателестроению и вот уже 18 лет возглавляет знаменитое КБ, создавшее жидкостные ракетные двигатели для всемирно известных ракет космического назначения «Луна», «Восток», «Молния», «Восход», «Союз», «Протон», «Энергия», а также стратегических комплексов РВСН и ВМФ РС-10, РС-18 «Стилет», РС-20 «Сатана», «Воевода», РСМ-54 «Синева».
     Работая в КБХА с 1964 года, Владимир Сергеевич прошёл путь от техника-конструктора до руководителя предприятия. Первый опыт конструкторской работы Владимир Сергеевич получил в ходе создания двигателей для ракет-носителей УР-200 и мощной УР-500 «Протон» генерального конструктора В.Н. Челомея. В 1960-е годы руководство страны поставило новую задачу - разработать ядерный ракетный двигатель для дальних межпланетных полётов. При непосредственном участии В.С. Рачука такой двигатель был вскоре создан в КБХА и успешно испытан на Семипалатинском полигоне. Ядерные двигательные установки до сих пор относятся к числу перспективных технологий, предназначенных для исследований дальнего космоса.
     Особое место в деятельности предприятия заняла разработка самого мощного в стране однокамерного кислородно-водородного ЖРД РД-0120, используемого в качестве маршевого двигателя второй ступени космической ракеты «Энергия» генерального конструктора В.П. Глушко. Главным конструктором двигателя был назначен В.С. Рачук. В процессе двух лётных испытаний РН «Энергия», в том числе с многоразовым космическим кораблём «Буран», ЖРД РД-0120 подтвердил свою работоспособность и показал высокие технические параметры. Опыт и технологии создания РД-0120 сегодня применяются коллективом КБХА при отработке перспективных кислородно-водородных ЖРД.
     Возглавив КБХА в 1993 году в сложных условиях реформ и резкого падения бюджетного финансирования, когда предприятие находилось на грани банкротства, В.С. Рачук осуществил реорганизацию предприятия, обеспечил не только сохранение, но и развитие научно-технического потенциала, позволившее вести разработку новых высокоэффективных двигателей по Федеральной космической программе, гособоронзаказу, в ряде случаев превышающих мировой уровень:
     - кислородно-керосинового ЖРД РД-0124 для РН «Союз-2» и «Ангара», являющегося сегодня единственным ЖРД, созданным в постсоветской России и уже летающим на отечественной ракете. Весной этого года, провозглашённого Годом космонавтики в честь 50-летия запуска Юрия Гагарина, была завершена отработка ЖРД РД-0124, предназначенного для использования в составе ракеты-носителя «Союз-2-1б». В 2006-2011 годах этот новый двигатель в ходе лётных испытаний ракеты четырежды успешно выводил дорогостоящую полезную нагрузку в космос. Последний такой пуск состоялся в феврале текущего года с космодрома в Плесецке, когда на орбиту был выведен космический аппарат нового поколения «Глонасс-К»;
     - кислородно-керосинового ЖРД РД-0110Р для РН лёгкого класса «Союз-1»;
     - кислородно-водородного ЖРД РД-0146 для РН «Ангара» и новой РН для космодрома Восточный;
     - кислородно-метанового двигателя РД-0162 для перспективных многоразовых ракетно-космических систем;
     - гиперзвукового воздушно-реактивного двигателя, испытанного в полёте при скорости больше звуковой в 6,5 раза;
     - мощного электроионизационного лазера.
     Успешно продолжаются работы по продлению сроков эксплуатации двигателей межконтинентальных баллистических ракет, стоящих на боевом дежурстве в РВСН и ВМФ, - УР100НУТТХ, Р-36МУТТХ,
     Р-36М2, Р-29РМ («Стилет», «Сатана», «Воевода»). Обеспечена модификация двигателя для ракеты подводных лодок Р-29МУ2 «Синева», принятой на вооружение в 2007 году.
     За достижения в области ракетного двигателестроения В.С. Рачук награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени и рядом медалей. В 1960-е годы, когда ракетная отрасль находилась на начальном этапе становления, о семейных династиях речи не шло. Но времена меняются. В 2006 году экипаж атомной подводной лодки «Екатеринбург» под командованием сына Владимира Сергеевича капитана 1 ранга Сергея Рачука осуществил с Северного полюса Земли успешный пуск межконтинентальной баллистической ракеты РСМ-54 «Синева», на первой ступени которой установлен двигатель разработки КБХА. За тот пуск Сергей Рачук был удостоен Звезды Героя России, и к настоящему времени он занимает пост начальника Военно-морского управления Западного военного округа. Cвязь поколений и преемственность крепнет.
     Руководитель Роскосмоса В.А. Поповкин, генеральный директор ГКНПЦ им. М.В. Хруничева В.Е. Нестеров, генеральный директор ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» А.Н. Кирилин, президент - генеральный конструктор РКК «Энергия» им. С.П. Королёва В.А. Лопота, генеральный директор - генеральный конструктор КБ им. академика В.П. Макеева В.Г. Дегтярь, генеральный директор - генеральный конструктор «ВПК «НПО машиностроения» А.Г. Леонов, почётный генеральный директор, почётный генеральный конструктор «ВПК «НПО машиностроения» Г.А. Ефремов поздравляют Владимира Сергеевича с юбилеем и желают ему крепкого здоровья, больших творческих успехов и личного благополучия!



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex