на главную страницу

8 Июля 2011 года

Армия и общество

Пятница

Версия для печати

От обнаружения до пуска

Беседу вёл Александр ПИНЧУК, «Красная звезда».
Видное.
Фото автора и Юрия ШИПИЛОВА.



Зенитные ракетные войска составляют основную огневую силу в системе противовоздушной обороны и предназначены для защиты пунктов управления Вооружённых Сил, административно-промышленных и экономических центров, высших звеньев государственного и военного управления, группировок войск (районов) и других объектов от ударов воздушного противника.
В преддверии профессионального праздника зенитчиков наш корреспондент встретился с исполняющим обязанности командира бригады воздушно-космической обороны Оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны (ОСК ВКО), дислоцирующейся в Московской области и защищающей небо столицы и Центрального промышленного района, полковником Виктором СУЛЬДИНЫМ.

      8 июля – День специалиста зенитных ракетных войск



     – Виктор Петрович, расскажите о мероприятиях боевой подготовки, проведённых в вашей бригаде в последние полгода?
     – За прошедший учебный период в бригаде было проведено два тактических учения с двумя зенитными ракетными полками и радиотехническим батальоном. На них решались задачи по переводу зенитных ракетных и радиотехнических подразделений с мирного на военное время, осуществлялась тренировка по различным нормативам боевой работы, вопросам выполнения практических мероприятий. Особое внимание было уделено заряжанию и разряжанию пусковых установок, совершению марша.
     К сожалению, в условиях пробок на подмосковных дорогах дивизионам не удаётся отработать маршевую подготовку в полной мере, как этого требуют руководящие документы. Сами понимаете, техника негабаритная, на полосах движения займёт много места. В других бригадах, расположенных, например, в Сибири или на Дальнем Востоке, таких проблем, как в нашем регионе, не возникает. Однако мы выходим из объективно сложившейся ситуации как можем. Сокращаем километраж марша, но всё равно не оставляем этот вопрос боевой подготовки без внимания.
     Тем не менее с большинством поставленных командованием ОСК ВКО задач на учениях зенитные ракетные полки бригады успешно справились, хотя в будущем нам придётся учитывать допущенные ошибки и устранять недостатки.
     Кроме того, на базе зенитного ракетного полка под руководством командующего войсками Оперативно-стратегического командования воздушно-космической обороны генерал-лейтенанта Валерия Иванова состоялось показное занятие с руководящим составом ОСК ВКО. К работе были привлечены начальники управлений, родов войск, отделов и служб управления ОСК ВКО, начальники штабов бригад ВКО, зенитных ракетных дивизионов и радиотехнических батальонов. Всего в мероприятии было задействовано около 200 офицеров объединения.
     Похожее тактико-строевое занятие по организации боевого дежурства было проведено на базе зенитного ракетного полка в Электростали.
     – В каком учении будет участвовать бригада в ближайшем будущем?
     – Мы также продолжаем осуществлять интенсивную подготовку к боевым стрельбам, которые состоятся в сентябре на полигоне Ашулук в рамках международного учения Объединённой системы противовоздушной обороны государств – участников СНГ «Боевое Содружество-2011». Вся основная предшествующая манёврам работа будет проведена в бригаде в августе. В учении примут участие полки, дислоцирующиеся в Подмосковье.
     – Скоро в Вооружённых Силах РФ будет создан новый род войск – воздушно-космическая оборона. Проводятся ли в бригаде какие-либо мероприятия, связанные с этим?
     – Мы были проинформированы, что этот вопрос обсуждался на Коллегии Минобороны РФ, на особом контроле его держит Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ.
     Что касается бригад ВКО, то реорганизация в связи с образованием нового рода войск нас коснётся в меньшей степени. Изменения затронут командование ОСК ВКО и Главное командование ВВС. Одним словом, штабы.
     Зенитные ракетные полки и радиотехнические подразделения как выполняли задачи боевого дежурства по пресечению нарушений границ воздушного пространства страны, так и будут выполнять. Объекты обороны также останутся прежними. Сейчас их в подконтрольной зоне бригады более 50.
     – Каким образом осуществляется отбор выпускников Ярославского высшего зенитного ракетного училища для прохождения службы в бригаде?
     – Курсанты на выпускном курсе приезжают к нам на стажировку. Командиры полков и командование соединения пристально отслеживают ход их войсковой практики. Мы смотрим, беседуем, проверяем их знание техники, организацию несения боевого дежурства. В общем, комплексный уровень профессиональной подготовки.
     На данный момент в соединении образовалось порядка 40 вакансий в ЗРВ и около 15 – в РТВ.
     Если говорить в целом, то молодые офицеры сегодня с большим усердием относятся к службе, на аркане никто их в наши войска не тянет. Раньше, например, в бригаде было укомплектовано лишь 50–70 процентов офицерских должностей. Сейчас ситуация кардинально изменилась: укомплектовано практически 90 процентов. Однако и отбор у нас стал более жёстким. Не всё зависит только от их желания служить здесь.
     – Есть мнение, что противовоздушная оборона в большой степени зависит от теории вероятности. Уж слишком много факторов, которые могут повлиять на выполнение задачи по практическому применению вооружения. Насколько велика доля надёжности существующих комплексов?
     – Разумеется, отказы имеют место. Техника есть техника. Точную цифру вам вряд ли кто-то сможет назвать.
     Здесь важно понимать: причины отказа техники могут быть разные. Зенитно-ракетная система – это сложный механизм, управляют которым цифровой вычислительный комплекс и передающее устройство. Большинство операций, которые выполняет ЦВК, дублируется. Весь вопрос в том, многоканальная система или одноканальная. Так, один какой-либо отказ может в целом и не повлиять на боевую готовность дивизиона. Другими словами, если одна пусковая установка из четырёх вышла из строя, то совершенно не значит, что расчёт с помощью остальных не сможет выполнить боевую задачу.
     – С какими проблемами в повседневной работе вам приходится сталкиваться?
     – Во-первых, в последнее время в бригаде уволилось много опытных офицеров, а кто-то находится в распоряжении, ожидая получения квартиры. В свою очередь, молодёжь «на крыло» ещё не до конца поставили. Но это явление временное. Во-вторых, в управлении бригады недостаточно офицеров, имеющих академическое образование, как этого требуют нормативные документы. Всего лишь чуть более четверти от необходимого. Хотелось бы, чтобы в управлении соединения служили более квалифицированные специалисты.
     Весной в бригаде нами была проведена большая работа по переаттестации военнослужащих. Те из молодых офицеров, кто смог себя проявить, назначены на вышестоящие должности. Кто не проявил, будут продолжать накапливать опыт на прежнем месте, чтобы в дальнейшем зарекомендовать себя по-новому. Могу заверить, что от года к году качество офицерских кадров растёт, требования к ним увеличиваются. Среди них происходит естественный отбор.
     – Такие же требования предъявляются и к другой категории военнослужащих – контрактникам?
     – Да. Мы усилили отбор контрактников. Не хочется повторять ошибок прошлых лет, когда их количество в частях бригады не отвечало качеству и предъявляемым критериям, когда нарушений дисциплины и преступлений было больше в подразделениях, укомплектованных военнослужащими контрактной службы.
     Вдобавок нам, к сожалению, негде разместить их. Это общая болезнь подмосковных частей, где долгое время не строилось служебное жильё. Казарменный фонд тоже устарел.
     Проблема становится ещё более актуальной, когда речь заходит о нехватке квалифицированных водителей категорий D и Е на тяжёлые тягачи БАЗ, МАЗ, а также крановщиков. Эти должности и должны быть укомплектованы контрактниками. За год переучить солдата-срочника, например, на категорию D практически невозможно. Плюс ко всему ему должно быть не менее 20 лет, он должен иметь опыт вождения два года, чтобы сесть в кабину такой специализированной машины.
     – Как выходите из этой ситуации?
     – По-разному. Где-то на должностях водителей служат опытные контрактники, но их численность совсем невелика. А где-то гражданский персонал из числа бывших прапорщиков выручает, работая на полставки. Как правило, это те, кто остался жить в тех же военных городках наших гарнизонов.
     По большому счёту, если потребуется, офицеры сядут за руль. Зачастую на учениях так и происходит. В состав боевого расчёта на место водителей нами подчас включаются офицеры, имеющие необходимую категорию. Я сам, будучи командиром дивизиона, садился за баранку тягача...
     – Несмотря на эти сложности, расчёты ЗРС С-400 «Триумф» и ЗРПК «Панцирь-С1» всё-таки принимали участие в Параде на Красной площади в честь 66-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне...
     – Вы правы. В уровне подготовки парадных расчётов, прошедших по главной площади страны, у нас сомнений не было. Представители полка из Электростали справились с задачей блестяще.
     Кроме того, наши «Панцири» приняли участие в параде, приуроченном ко Дню независимости Белоруссии. Командир зенитного ракетного дивизиона на ЗРПК «Панцирь-С1» подполковник Сергей Комарицын возглавлял парадный расчёт в количестве четырёх машин уже в третий раз.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex