на главную страницу

9 Июля 2011 года

Страна и мир

Суббота

Версия для печати

ПРЕТЕНДУЯ НА ЦАРство

Олег ГОРУПАЙ, «Красная звезда».



     США


     Соединённые Штаты приступили к строительству в таджикском посёлке Каратаг (35 км к западу от Душанбе) учебного центра для военнослужащих национального министерства обороны, вложив на первом этапе в его возведение 3,1 млн. доллара. Всего же будет затрачено 10 миллионов. На выделенные средства в Каратаге будут построены казармы, учебные помещения, медицинский пункт и административный корпус, а также полигоны для стрельбы и вождения.
     «Центр будет содействовать подготовке антинаркотических и антитеррористических ведомств Таджикистана», - сообщил посол США в Таджикистане Кеннет Гросс в ходе церемонии начала строительства.
     Сразу заметим, что ещё в прошлом декабре Гросс категорически провозглашал, что «Вашингтон не планирует какого-либо военного присутствия в Таджикистане и ограничится финансовой и технической поддержкой силовых структур республики». Но вот началось строительство учебного центра, и со стороны США пошли заявления о необходимости наличия в нём квалифицированных инструкторов, которыми, естественно, являются американские специалисты. Конечно же, это ещё не полное военное присутствие, но, как говорят, всё начинается с малого. Примеров подобному множество.
     США также модернизировали в этом году погранзаставу «Яхчи-пун» на таджикско-афганской границе, выделив 1,6 млн. долларов. На церемонии её открытия в конце июня побывал помощник госсекретаря США по борьбе с распространением наркотиков и преступностью Уильям Браунфилд. Кроме того, по сообщению американского посольства в Душанбе, с 1992 года в программы содействия развитию правоохранительных структур и безопасности было инвестировано свыше 984 млн. долларов, основной поток приходится на последние год-два. Да и цель заявлена вполне благовидная - противостояние терроризму и наркотрафику.
     
Проблема из проблем

     Наркотики и террористы - действительно проблема номер один для Таджикистана. Афганистан ведь вот он - под боком. Достаточно будет вспомнить весеннюю крупную спецоперацию в Раштском и Нурабадском районах республики по уничтожению боевиков незаконного вооружённого формирования «непримиримой вооружённой оппозиции», возглавляемого полевым командиром мулло Абдулло (Абдулло Рахимов). Но, покончив с ними, власти Таджикистана вряд ли поставили точку на проблеме.
     В недавнем интервью РИА «Новости» руководитель Антитеррористического центра государств - участников СНГ генерал-полковник Андрей Новиков отметил, что, «по имеющимся данным, сторонники террористических и экстремистских организаций готовы предпринять попытки проникновения на территорию региона (Центрально-Азиатского), особенно отмечается активизация террористической деятельности в Киргизии и Таджикистане». Да и по заключениям других экспертов, именно в этих странах не исключаются возможности вылазок экстремистских группировок (из Афганистана), рецидивов межнациональных столкновений и протестных выступлений населения, связанных с серьёзными экономическими и социальными проблемами.
     Подобная ситуация не может гарантировать спокойствия ни одной центральноазиатской стране и их соседям. «Требуется незамедлительное проведение комплекса совместных профилактических и оперативных мероприятий для обезвреживания противоправных организаций», - считает Новиков. Основная роль АТЦ при этом заключается в обеспечении координации и взаимодействия всех компетентных органов СНГ, ведь только коллективные технологии антитеррора способны удержать разрастающуюся агрессию.
     Непосредственно Таджикистану в борьбе с террористической угрозой странами СНГ и прежде всего Россией оказана большая помощь, в том числе по военной линии. Достаточно вспомнить о периоде гражданской войны в республике, а также боевую работу Группы пограничных войск России (ГПВР) в Таджикистане, личный состав которой вплоть до 2005 года осуществлял охрану госграниц этой страны по внешнему периметру СНГ. «При этом необходимо отметить, что как содержание ГПВР, так и сама охрана границы практически полностью осуществлялись за счёт федерального бюджета России», - подчёркивает военный эксперт Владимир Парамонов.
     В период 2005-2006 годов Москва предоставила Таджикистану безвозмездную военную помощь в размере более 26 млн. долларов. В частности, только осенью 2006 года таджикским ВВС было передано 4 вертолёта Ми-8 и Ми-24, 4 учебно-боевых самолёта Л-39. В 2007 году в рамках военно-технического сотрудничества РФ передала вооружённым силам Таджикистана ряд авиационной техники, в том числе 2 ударных вертолёта
     Ми-24, имущество военного назначения и обмундирование на сумму свыше 50 млн. долларов.
     Кроме того, в октябре 2007 года была достигнута договорённость о безвозмездной передаче ВС Таджикистана значительной части военной техники и боеприпасов 201-й российской военной базы. Данный процесс начался в 2008 году, проходил поэтапно и должен был завершиться до конца 2009 года. Общая сумма переданной техники и боеприпасов должна была составить порядка 1 млрд. долларов.
     
«Третий» - лишний

     Вместе с тем и несмотря на прилагаемые странами СНГ и Россией усилия, обстановка в ЦАР остается напряжённой и склонной к дальнейшему обострению. И связано это в том числе и с тем, что Соединённые Штаты готовятся к поэтапному выводу собственных вооружённых сил из Афганистана. При этом Вашингтон стремится сохранить американский контроль над этой страной. И одним из вариантов решения проблемы Вашингтон видит в привлечении к процессу центральноазиатских республик. «В качестве приманки использовалось обоснование необходимости совместного противостояния таким глобальным вызовам и угрозам, как борьба с терроризмом, противодействие международному наркотрафику и распространению оружия массового уничтожения, урегулирование кризисных ситуаций, миротворчество, нарастание исламских радикальных движений в Средней Азии, на Северном Кавказе и т.д. Всё это происходило на фоне безусловного предоставления финансовой помощи неокрепшим в экономическом плане молодым государствам», - отмечает политолог Павел Ковалёв.
     В свете этого США всё больше обсуждают с приграничным Таджикистаном вопросы безопасности. Высокопоставленные представители Америки и НАТО всё чаще и чаще проводят встречи с президентом Эмомали Рахмоном и членами правительства. Напомним, что в феврале текущего года в Душанбе принимали командующего Центральным командованием ВС США генерала Джеймса Мэттиса, который выразил надежду на дальнейшее сотрудничество двух стран. В середине апреля в Таджикистане побывал заместитель госсекретаря США Роберт Блейк. До конца года Таджикистан намерена посетить государственный секретарь США Хиллари Клинтон.
     Кстати, о Блейке... По официальной информации, он побывал в Душанбе для того, чтобы организовать политические консультации, обсудить экономическое сотрудничество США и Таджикистана, вопросы развития демократии. Но аналитики говорят о том, что речь шла в основном о военном сотрудничестве. Интерес западных «партнёров» распространяется прежде всего на возможность использования военно-воздушными силами США военного аэродрома «Айни». Лоббируется продление функционирования в Душанбинском аэропорту ограниченного контингента ВВС Франции и транзита через территорию Таджикистана грузов, необходимых для снабжения американской армии в Афганистане. Есть сведения и об интересе, проявленном США, к таджикским Фахрабаду и Мургабу.
     Отметим при этом, что в ничуть не меньшей степени в «стратегию» вовлекаются Киргизия, Казахстан, Туркмения и Узбекистан. Причём в случае с последним США жертвуют своим «демократическим принципом», по сути, простив своё выдворение из Ханабада в 2005 году, и активно уговаривают Ташкент согласиться на своё возвращение.
     В этой связи интересно отметить, что все проводимые коалиционными силами в Афганистане войсковые операции направлены в настоящее время на выдавливание талибановцев и поддерживающих их сил на север, к границам СНГ. Таким образом, создаётся прямая террористическая угроза цетральноазиатским государствам, а вместе с этим растут предложения Вашингтона по оказанию помощи в борьбе с ней. При этом США, по сути, запретили НАТО начать сотрудничество с Организацией Договора о коллективной безопасности, о чём свидетельствуют натовские документы, распространённые западными СМИ. Ведь такое сотрудничество не вписывается в стратегию, согласно которой выстраиванием двусторонних отношений с членами ОДКБ необходимо развалить или, по крайней мере, значительно ослабить согласованность действий её участников.
     Так что Вашингтон уже задействовал весь арсенал защиты своих интересов в Центрально-Азиатском регионе и обеспечения своего силового присутствия в нём.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex