на главную страницу

12 Июля 2011 года

Армия и общество

Вторник

Версия для печати

Оправдывать доверие

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
  Фото автора.



В ходе напряжённой работы по формированию нового облика Вооружённых Сил ответственная роль отведена органам военной прокуратуры. В этот период требуется повышенное внимание к неукоснительному соблюдению законности, защите прав военнослужащих и членов их семей. Об этом наш корреспондент беседует с военным прокурором Западного военного округа генерал-майором юстиции Александром ДЕВЯТКО.

     - Александр Юрьевич, как идёт становление военной прокуратуры Западного военного округа? Ведь эта структура образована сравнительно недавно - с 1 февраля нынешнего года.
     - Действительно, военная прокуратура ЗВО образована чуть позже, чем сам округ. В её состав вошли все военные прокуратуры бывшего ЛВО, а из МВО - 17 военных прокуратур гарнизонного звена. Таким образом, с 1 февраля военная прокуратура ЗВО включает 28 прокуратур гарнизонов. Не вошли в её состав военные прокуратуры, дислоцированные в Москве и Московской области, а также прокуратуры Балтийского и Северного флотов. Иными словами, изменения, в том числе кадрового состава, коснулись не гарнизонного звена, а только структуры управления. Аппарат военной прокуратуры ЗВО располагается на базе бывшей прокуратуры ЛВО. Кроме того, часть аппарата - прокурорский участок - находится в Москве.
     - По каким направлениям ведётся работа по правовому обеспечению формирования нового облика ЗВО и других силовых структур на территории округа?
     - Если говорить именно о тенденциях, то в целом можно сказать, что наблюдается относительная стабилизация уровня преступности и состояния правопорядка в войсках в первую очередь Западного военного округа как основополагающего военного организма. Думаю, более показательна статистика по самой структуре преступности. Она за последний период также почти не поменялась. Более 20 процентов от общего количества - это неуставные отношения. Здесь есть небольшой рост, несмотря на общее снижение уровня преступности.
     Сокращается количество случаев уклонения от военной службы. Сейчас это чуть больше 12 процентов. Можно говорить о различных причинах такого снижения, но социологические исследования, опросы и анкетирование военнослужащих говорят о том же: сегодня молодые люди предпочитают год отслужить, чем где-то прятаться.
     Высока - свыше 20 процентов - доля преступлений против собственности. Немного снизилась преступность среди офицеров.
     Если подвести итог, то глобальных перемен в структуре преступности не произошло.
     - Опираясь на имеющиеся результаты, какие задачи ставите перед собой? На чём военная прокуратура ЗВО планирует сосредоточить основные усилия?
     - Приоритет, как и прежде, будет отдаваться обеспечению безопасных условий военной службы и соблюдению социальных прав военнослужащих и членов их семей. В первой части спектр весьма широк: от доведения всех видов довольствия до обеспечения безопасности при проведении учений.
     В частности, в поле зрения - становление системы аутсорсинга. Выезды в воинские коллективы, где он активно внедряется, свидетельствуют, что положение дел с обеспечением военнослужащих положенными нормами довольствия улучшается. Косвенно об этом говорит и снижение количества жалоб по тому же питанию. Но определённые недостатки существуют, и их надо выявлять и устранять.
     Продолжается процесс увольнения офицеров по организационно-штатным мероприятиям, некоторые по-прежнему находятся в распоряжении. Этой категории также уделяем внимание. В частности, военная прокуратура следит за обеспечением их денежным довольствием.
     - Сегодня особую актуальность приобретает прокурорский надзор за соблюдением прав военнослужащих и членов их семей на жильё. Какие здесь есть проблемы?
     - В военной прокуратуре ЗВО создана постоянная межведомственная рабочая группа, которая занимается вопросами соблюдения закона при исполнении государственных обязательств по обеспечению жильём военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей. В неё включены представители «Западного регионального управления жилищного обеспечения» Департамента жилищного обеспечения Минобороны России, Западного филиала ФГУ «Управление эксплуатации и расквартирования Министерства обороны РФ», Регионального управления заказчика капитального строительства, филиала «Славянка Северо-Запад» ОАО «Славянка».
     При реализации принятых Президентом РФ и Правительством РФ решений по обеспечению военнослужащих квартирами имеют место случаи нецелевого и нерационального использования выделенных федеральных бюджетных средств, несвоевременность введения жилья в оборот и оформления правоустанавливающих документов. Это создаёт предпосылки для нарушения прав военнослужащих и причинения материального ущерба государству.
     Массовое строительство жилья для увольняемых военнослужащих выявило ещё одну проблему: длительное оформление в уполномоченных органах свидетельств о праве собственности РФ и праве оперативного управления на жилые помещения. Принимаемые меры позволили ускорить процесс, и сейчас люди ещё до оформления прав собственности Минобороны РФ получили возможность вселяться в выделенные квартиры по актам с последующим оформлением договоров социального найма. Этот вопрос мы постоянно держим на контроле, так как только в текущем году должны быть оформлены документы нуждающимся в жилье военнослужащим на более чем 7 тысяч квартир в Санкт-Петербурге, Пскове, Архангельске, Петрозаводске и других городах.
     - Известно, что чаще всего общественный резонанс приобретают случаи неуставных отношений...
     - Нужно сразу отметить: в большинстве воинских коллективов положение дел вполне благополучное. Практика показывает: львиную долю преступлений и нарушений правопорядка приносят несколько частей, а это сказывается на общей статистике. В частности, не так давно возбуждены уголовные дела в 25-й отдельной мотострелковой бригаде в отношении военнослужащих, призванных с Северного Кавказа, которые издевались над сослуживцами, занимались вымогательством. Такие случаи были установлены, расследованы, и сейчас эти уголовные дела переданы в суд. В апреле провели контрольную проверку методом «прокурорского десанта» с привлечением всех необходимых специалистов, проведением анкетирования и т.д. Она показала, что ситуация нормализована, негативные моменты удалось искоренить.
     Этот принцип будет использоваться и в дальнейшем: работать адресно и точечно по тем частям, где есть сведения об определённом неблагополучии. Их мы получаем, в частности, по «телефону доверия» - по нему идёт достаточно активное информирование, и ни одного обращения без внимания мы не оставляем - реакция следует незамедлительная. Ведь чем меньше времени прошло с момента совершения преступления, тем легче принять какие-то меры и в дальнейшем его раскрыть.
     К примеру, недавно на «телефон доверия» поступила информация по Тверскому гарнизону. В течение двух суток была оперативно проведена проверка, возбуждено уголовное дело. Затем пришло сообщение матери военнослужащего по Псковскому гарнизону о том, что пьяные офицеры избили её сына. Факт подтвердился - названные лица ещё протрезветь не успели, как встретились с сотрудниками военной прокуратуры. Возбуждено уголовное дело. Поступает информация и по Интернету, в том числе по линии электронной приёмной командующего ЗВО. Прокуроры гарнизонов, оперативный состав военной прокуратуры ориентированы на то, чтобы активнее работать с обращениями граждан.
     - Нередко дискутируется вопрос о том, стоит ли возбуждать уголовные дела и привлекать военнослужащих к ответственности за неуставные взаимоотношения, в результате которых не причинён вред здоровью. То есть речь о побоях, физическом и нравственном унижении. Каково ваше мнение?
     - Конечно, Дисциплинарным уставом сейчас предусмотрено, что за грубый проступок можно применить меры дисциплинарного характера. Кроме того, в статье 14 Уголовного кодекса РФ часть 2 идёт речь о малозначительности деяния. То есть прокурор смотрит, насколько совершённое правонарушение, пусть и формально содержащее признаки преступления, представляет общественную опасность. В последнее время наблюдается достаточно устойчивый рост применения и такой меры, как дисциплинарный арест.
     Вместе с тем проводимые анкетирования показывают: практически все военнослужащие считают, что самым действенным способом предупреждения неуставных отношений являются меры уголовных репрессий. Причём об этом говорят не только сержанты и солдаты, проходящие срочную службу, но и находящиеся в дисциплинарном батальоне в гарнизоне Мулино. То есть мы исследовали проблему с другой стороны: провели анкетирование в этой особой части, где по решению суда проходят службу порядка 130 военнослужащих переменного состава, и большинство - именно за неуставные отношения. Их прямо спросили в анкете: «Что нужно было сделать, чтобы предотвратить совершение вами преступления?» Так вот первая названная ими причина - недосмотр офицеров, вторая - применение в качестве профилактики уголовного наказания. Поэтому статью 335 часть 1 Уголовного кодекса РФ, где речь идёт о преступлениях, не повлёкших последствий, мы рассматриваем как норму с так называемой двойной превенцией. Во-первых, человек привлекается за это конкретное преступление небольшой тяжести, а во-вторых, мы тем самым предупреждаем совершение им в будущем преступления более тяжкого. Аналогично тому, как привлекаются так называемые кухонные хулиганы за побои жён, тем самым предупреждая случаи убийства на бытовой почве.
     - Что делается для пресечения коррупционных проявлений в поднадзорных войсках и учреждениях? Можно ли говорить об определённых успехах по пресечению преступлений коррупционной направленности?
     - В целом обстановка достаточно спокойная, но факты злоупотреблений должностными лицами своими полномочиями имеются. Так, недавно направили в Балашихинский гарнизонный военный суд уголовное дело в отношении группы военнослужащих и гражданских лиц, возглавляемой генерал-лейтенантом, которые под видом исполнения государственных контрактов на поставку в войска продуктов питания совершили хищение бюджетных денежных средств на общую сумму 63,8 млн. рублей.
     В условиях существенного увеличения бюджетных расходов на вооружение и оборонные нужды стремимся более эффективно применять меры по предупреждению посягательств на федеральную собственность и денежные средства, выделяемые в рамках государственного оборонного заказа.
     - Александр Юрьевич, вас в последние месяцы редко можно застать в кабинете. Сказывается масштаб округа - приходится везде бывать?
     - На мой взгляд, информационные технологии и самая совершенная связь не заменят личного общения с сотрудниками военных прокуратур гарнизонов, военнослужащими и членами их семей. Пока с людьми не пообщаешься и не увидишь всё своими глазами, не будешь в достаточной степени знать положение дел, иметь представление о ситуации. Никакие справки, докладные и прочие документы это сделать не позволяют. В юриспруденции даже есть хорошо известный термин «установление психологического контакта»: его проще и надёжнее получить при личном контакте, нежели общаясь с человеком по телефону или через Интернет. Поэтому передо мной стоит задача побывать во всех военных прокуратурах гарнизонов. Постепенно её удаётся решать.
     К тому же, абстрагируясь от себя лично, могу сказать, что военнослужащие и члены их семей в гарнизонах всё более охотно идут к сотрудникам военной прокуратуры. Да и моё требование к ним - чаще бывать в соединениях и частях. Когда проводим единые дни правовых знаний, там предусмотрен приём по индивидуальным вопросам. Люди приходят постоянно. Они нам доверяют, и это доверие надо оправдывать конкретными делами.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex