на главную страницу

13 Июля 2011 года

Армия России: век XXI

Среда

Версия для печати

На контроле — космическое пространство

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



Очередным гостем программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», стал начальник Главного центра контроля космического пространства полковник Анатолий НЕСТЕЧУК.

     – Анатолий Николаевич, начнём беседу с вопроса одного из наших слушателей. Вас, в частности, просят рассказать о так называемом главном каталоге космических объектов.


     – Мы работаем как раз с теми космическими объектами, которые включены в этот каталог. Это, если можно так выразиться, космическая энциклопедия, в которой о космическом объекте есть любые данные. По одному космическому объекту в каталоге имеется информация по 1.500 параметрам.
     Каждый космический объект имеет свой номер, свои характеристики, которые и записаны в главный каталог. Мы знаем принадлежность этого космического объекта, как этот космический объект ведёт себя на орбите, в каком состоянии находится. Можно сказать, что главный каталог – это наша национальная гордость. Сегодня каталоги ведут только два государства – Российская Федерация и Соединённые Штаты Америки.
     – А что сегодня включает в себя контроль космического пространства?
     – Начну с того, что система контроля космического пространства начала зарождаться с момента полёта первого искусственного спутника Земли, с 1950-х годов прошлого века. Кто-то готовил космические аппараы, кто-то запускал эти космические объекты, кто-то управлял этой группировкой. И чётко был поставлен вопрос: за этими объектами нужно следить, нужно контролировать их состояние на орбите. Приведу небольшую статистику. Если в 1950-е годы на орбите были десятки объектов, то в период с 1970-х по
     1980-е годы количество объектов исчислялось сотнями, с 1980-х по 1990-е годы – тысячами. Сегодня мы говорим уже о десятках тысяч космических объектов. И основная цель нашей работы – сделать всё для того, чтобы не допустить различных непредвиденных ситуаций в космическом пространстве, а именно – своевременно выдать соответствующую информацию. Какая это может быть информация? Например, об опасном сближении космических объектов. Либо о манёвре космических объектов на орбите. Эта информация важна для того, чтобы не допустить непредсказуемых ситуаций как в космическом пространстве, так потом и на Земле.
     Если брать историю развития системы контроля космического пространства, то в 1970-е годы поток радиолокационной и оптической информации системы контроля космического пространства составлял порядка 30.000 измерений в сутки. А сегодня мы получаем информацию от оптических, радиолокационных, радиотехнических средств порядка 60.000 измерений в сутки. Первым шагом по созданию соответствующей отечественной системы стало создание 6 марта 1975 года Центра контроля космического пространства. Это сердце системы контроля, представляющее собой мощный вычислительный комплекс, куда по различным системам стекается вся информация. Она обрабатывается, анализируется, выдаётся соответствующим потребителям. Одновременно с появлением центра контроля было принято решение о необходимости создания своих специализированных средств контроля. Важно не только получать информацию от средств системы предупреждения ракетного нападения, системы противоракетной обороны, но и иметь свои самостоятельные средства, которые могут выдать любую информацию о космическом объекте. Именно в 1970-е годы и было развёрнуто строительство таких комплексов, как радиооптический комплекс распознавания космических объектов «Крона», расположенный в Карачаево-Черкесской Республике. Это уникальный комплекс, который сегодня модернизируется. В те годы было принято решение о строительстве, пожалуй, одного из наиболее уникальных оптических комплексов – отдельного оптико-электронного комплекса «Окно» в Республике Таджикистан и других специализированных средств.
     17 июля 1988 года был создан отдельный корпус контроля космического пространства. Так что мы будем отмечать уже 23-ю годовщину со дня создания корпуса, дивизии, а ныне Главного центра контроля космического пространства. Пользуясь случаем, я хотел бы поздравить ветеранов системы контроля космического пространства, тех, кто строил, закладывал традиции, тех, кто ныне служит, с праздником, пожелать успехов в службе, хороших перспектив, уверенности в завтрашнем дне. С 1 июля 2009 года в истории дивизии контроля космического пространства открыта новая графа. Дивизия была преобразована в Главный центр контроля космического пространства, который успешно выполняет поставленные перед ним задачи.
     – Наш слушатель интересуется: вы наблюдаете объекты только на геостационарной орбите?
     – Не только. Космическое пространство включает в себя и различные виды других орбит – низкоорбитальные, солнечносинхронные, высокоэллиптические и так далее. Что такое космическое пространство сегодня? Это сфера, в которой осуществляют космическую деятельность различные государства мира. И нам очень важно занимать достойное место в этом космическом пространстве, в том числе выполняя задачи по контролю за состоянием космических объектов.
     Геостационарная орбита – особенный вид орбиты. Почему? Потому что скорость движения космического объекта на геостационарной орбите равна скорости вращения Земли по экватору. То есть получается уникальное место, откуда можно решать различные задачи телекоммуникационные, управленческие и так далее. Мы всеми этими возможностями сегодня пользуемся. Кстати, и эта передача транслируется сегодня через космические аппараты...
     – Космические программы, пожалуй, утверждают национальный престиж любого государства...
     – Вы правы. Сегодня в соответствии с международными договорённостями в космической деятельности участвуют около 100 стран мира. Из них порядка 16 – ведущие участники международной космической деятельности. И дабы не было хаоса в космическом пространстве, соответствующая деятельность должна строго регламентироваться определёнными законами, в том числе и политическими. Мы должны знать всё об объекте, который запускается.
     – А каталоги космических объектов, о которых вы говорили, находятся в свободном доступе?
     – Американский каталог открыт, им можно свободно пользоваться. Наш каталог представляет собой закрытый сегмент. Но один раз в полгода в соответствии с международными договорённостями мы обмениваемся с Соединёнными Штатами Америки информацией о состоянии главного каталога. Это нужно для того, чтобы уточнять параметры орбит космических объектов, сравнивать их. Ведь местоположение объекта в космосе постоянно меняется, на него воздействуют различные сферы. И нам важно постоянно получать и обновлять информацию в главном каталоге о различных объектах.
     – А какого размера объекты можно фиксировать с помощью современной техники?
     – Современная техника позволяет фиксировать космические объекты размером до 20 сантиметров. Это довольно-таки серьёзная техника, и она работает очень хорошо.
     – И все столь небольшие по размерам кусочки вы учитываете, отслеживаете...
     – Да, учитываем, отслеживаем, ведём по ним работу. Космический мусор – это как раз те мелкоразмерные космические объекты, которые появились в результате космической деятельности. Это части уничтоженных, разбившихся или развалившихся космических объектов. Они на маленькие кусочки разлетаются. Фрагмент размером 1 сантиметр может вывести из строя довольно-таки крупный космический объект. Сегодня ни наши средства, ни средства Соединённых Штатов Америки не позволяют выявлять слишком уж мелкие космические объекты. Видим, как уже говорилось, объекты размером 15-20 сантиметров. И этой информацией постоянно обмениваемся. За первое полугодие, с января по сегодняшний день, мы выдали информацию о 50 опасных сближениях космических объектов на орбите. Из них в 12 случаях информация касалась опасного сближения с Международной космической станцией. Мы осуществили контроль за 105 манёврами космических аппаратов на орбите, определили в том числе 108 случаев их схода с орбиты.
     Состояние космического пространства можно разделить на управляемое и неуправляемое. Если сход с орбиты управляем, то, естественно, мы заранее можем сказать, как поведёт себя космический объект. Что же касается неуправляемых космических объектов, то анализируя постоянно информацию главного каталога, выдавая целеуказания для работы специализированных средств, зная поведение этого космического объекта на орбите, можем предвидеть район, куда этот объект упадёт. И практически ни одна ситуация нами не была упущена из-под контроля. Всегда определяли точный район, куда тот или иной фрагмент, тот или иной космический объект будет приводнён или приземлён.
     – Система контроля космического пространства постоянно развивается. С 1950-х годов, со времени зарождения, она претерпела значительные изменения. Меняются используемое оборудование, компьютерная техника, появляются новые технологии...
     – Нынешняя система контроля космического пространства – неотъемлемая часть современной системы ракетно-космической обороны, в которую входит информация системы предупреждения ракетного нападения, системы противоракетной обороны. Мы разделяем информацию, которую получает система контроля космического пространства, на следующие виды: информация, которую мы получаем от специализированных источников, то есть наших средств системы контроля; информация, которую получаем от взаимодействующих средств, куда входит информация средств системы предупреждения ракетного нападения и противоракетной обороны; информация, которую получаем от взаимодействующих средств. Что касается взаимодействующих средств, то мы сегодня используем информацию от 21 оптического наземного пункта Академии наук Российской Федерации, которые расположены на территории нашей страны. Этот поток с трёх составных частей и формирует общий поток трёх видов информации. Мы получаем информацию от радиолокационных, оптических и радиотехнических средств. Это нужно для того, чтобы иметь наиболее полные сведения о каждом космическом объекте. Главное, не допустить, чтобы движение объекта в космическом пространстве было неконтролируемым. И мы используем для этого всю информацию.
     Отечественная система контроля космического пространства совершенствуется. Недавно командующий Космическими войсками провёл серьёзное совещание по вопросам развития современной системы контроля космического пространства, принята соответствующая программа до 2020 года. Сегодня она разделена на два этапа. Первый этап – модернизация существующих средств, то есть замена вычислительных средств на новой элементной базе, модернизация радиолокационных станций. Второй этап этой программы – строительство новых радиолокационных средств, новых оптических средств. Строительство новых станций на новых принципах при новых возможностях позволит нам работать по малоразмерным космическим объектам. Строительство новых станций позволит нам отслеживать объекты размером пять, восемь сантиметров.
     – Евгений из Омска спрашивает: «А как обстоит дело с НЛО?»
     – Жизнь, в том числе внеземных цивилизаций, имеет под собой какую-то почву, и эти вопросы исследуются различными научными организациями. У нас же сегодня несколько иные задачи.
     – Этот вопрос можно конкретизировать. Бывает ли так, что на какое-то время в космосе появляется что-то непонятное?
     – Если появляется какой-то непонятный, неизвестный объект, мы сразу же по нему начинаем работать. Определяем его как объект особой важности, формируем отдельно по нему целеуказания, составляем план прохождения этого объекта через различные средства и постоянно наблюдаем. Как правило, уже на втором-третьем витке мы имеем полную информацию об этом космическом объекте. Уникальность нашего соединения и состоит в том, что, кроме функций обнаружения, сопровождения, включения в главный каталог, мы выполняем ещё и задачу распознавания. Мы можем сказать, что это за космический объект, какую задачу он выполняет, что собой представляет на орбите. Поэтому, если будет поставлена задача обнаружить НЛО, наверное, мы его увидим.
     – А правильно ли считать, что изначально служба, которую вы представляете, предназначалась для раннего предупреждения о ядерном ударе?
     – Система предупреждения ракетного нападения как раз на этапе становления сегодняшней системы контроля космического пространства была основным источником информации о космических объектах. И сегодня эта информация тоже является главной. Для уточнения характеристик космических объектов от системы предупреждения ракетного нападения мы получаем порядка 60 процентов информации. Это очень значительное количество. Любой запускаемый объект постоянно контролируется всеми средствами. В первую очередь, естественно, системой предупреждения ракетного нападения, потому что её возможности позволяют оценить состояние того или иного объекта при его выведении на орбиту. Что же касается взаимодействия со средствами системы противовоздушной обороны, то это несколько другая сфера работы. Всё-таки воздушное пространство ограничивается высотой до 100 километров. Всё, что выше 120 километров и до 40.000 километров, – это наша работа.
     – Расскажите о подготовке ваших специалистов. По каким критериям их отбирают?
     – Не так давно я анализировал, кто именно занимается решением вопросов космического пространства сегодня. Так вот, средний возраст офицеров Главного центра контроля космического пространства – 28 лет. О чём это говорит? О том, что молодёжь сегодня обладает весьма серьёзными знаниями. У нас есть такое структурное подразделение, такая воинская часть, как информационно-аналитический пункт. Это мозг Главного центра контроля космического пространства. Туда, как правило, отбирают выпускников, которые оканчивают учебные заведения с золотыми медалями, красными дипломами. Сегодня та молодёжь, которая пришла 2-3 года назад, уже самостоятельно решает самые серьёзные задачи.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex