на главную страницу

13 Июля 2011 года

Подвижники

Среда

Версия для печати

Птенцы из «Каскада»

Лариса ГОЛУБЬ, Дмитрий ГОЛУБЬ (фото).
Ермаковское, Красноярский край.



В Нижнем Суэтуке – есть такое село в Красноярском крае – недавно проведён полевой сбор воспитанников военно-патриотического объединения «Каскад», которым вот уже два года руководит преподаватель истории Андрей Логинов. В сборе участвовали 20 школьников 5—11-х классов, в их числе пять девочек.


     АНАЛОГА нижнесуэтукскому «Каскаду» в Ермаковском районе нет. Да и самого «Каскада» могло не быть, если бы не Логинов. О самом Андрее Васильевиче, старшем лейтенанте запаса, можно сказать, что для него существуют две среды обитания – школа и армия. И хотя из Вооружённых Сил он уволился давно, ещё в 1989 году, однако по-прежнему считает себя на военной службе, пусть и без погон. Его уроки истории – это прежде всего уроки патриотизма. Высшей же степенью его проявления Андрей Васильевич считает готовность гражданина к защите Отечества.
     «Каскад» не первое его детище. Вначале было военно-патриотическое объединение «Свет», которое он создал, когда после увольнения в запас стал учительствовать в новополтавской средней школе, и целых 20 лет руководил им до самого переезда в Ермаковское.
     Обучал он в «Свете» мальчишек военно-прикладным видам спорта, и прежде всего рукопашному бою: «Такое сгодится на любой войне». Сколько раз воспитанники Логинова приводили и приводят всех в восторг, когда демонстрируют мастерство в единоборстве, разбивают ребром ладони или локтем кирпичи, кулаком ломают доски, в одиночку отбивают групповое нападение, в прыжке сбивают ногой расположенную на голове товарища жестяную банку или горящую свечу.
     Предметом особой гордости школы является то, что один из «птенцов логиновского гнезда», Максим Слепков, срочную служил в спортроте ЦСКА и достиг там заметных вершин. Другой его воспитанник, капитан милиции Алексей Арсентьев, ведёт секцию дзюдо в поселке Ойский.
     Переезд Логинова в Ермаковское совпал с созданием там на базе Дома детского творчества патриотического центра. Андрей Васильевич сразу же включился в дело и предложил сосредоточить усилия на военно-патриотическом воспитании, дав этому, как принято сейчас говорить, проекту многозначительное название БАРС (боевая армейская разноуровневая система).
     В нижнесуэтукской средней школе, куда Логинова пригласили на работу, он встретил понимание коллектива, и прежде всего директора Вадима Махова. Главной своей целью Андрей Васильевич видит воспитание у школьников здорового духа и поддержание его в здоровом теле. Потому-то с самого начала не мыслил себя вне содружества с преподавателями физического воспитания Александром Фёдоровым и Александром Дудниковым (последний недавно перешёл на службу в МЧС), а также с руководителем ОБЖ Владимиром Штефаном. Летом они сосредотачивают усилия на лёгкой атлетике, зимой – на лыжных гонках. «Мускул свой, дыхание и тело тренируй с пользой для военного дела» – со временем эта поэтическая строка стала для ребят выражением их образа жизни.
     Без профессионалов-военных «Каскада» в том виде, в котором он сейчас пребывает, не получилось бы. Командир расположенной по соседству воинской части офицер Дмитрий Литвиненко и его подчинённые, например, взяли на себя учебные, а также снабженческие функции. Не каждая школа может похвастаться тем, что её ученики стреляли из боевого оружия. А своим успехом и зрелищностью учения, о которых речь пойдёт впереди, обязаны имитационным средствам, выделенным для «Каскада» воинской частью (дымовые шашки, осветительные и сигнальные патроны, взрывпакеты). По части материального обеспечения заслуживают благодарности и местные предприниматели.
     Как и положено, тесно взаимодействуют с «Каскадом» работники возглавляемого Игорем Воробьёвым отдела краевого военного комиссариата по Ермаковскому району. Правда, по привычке его все продолжают называть райвоенкоматом.
     – Значение военно-патриотического воспитания молодёжи трудно переоценить, – поделился своими мыслями военком. – Будучи своими людьми в воинской части, воспитанники Логинова не понаслышке знакомы с укладом солдатской жизни и воспринимают ожидаемый ими призыв на военную службу как что-то само собой разумеющееся, обязательное. К тому же сельские ребята в общей своей массе куда законопослушнее городских сверстников. Так что на селе антиармейские настроения не столь откровенны и циничны, как в городе. Те же каскадовцы, освоив в школе азы военного дела, куда успешнее служат в армии. А многие уже сейчас изъявляют желание связать с ней судьбу, поступить после школы в военные учебные заведения. «Каскад» – это хорошее и нужное дело. Но разве Логиновых наберёшься на всю Россию? И ещё хотелось бы, чтобы помощь подобным военно-патриотическим объединениям исходила не только от спонсоров-доброхотов, но и от властей.
     Несколько слов о военкомате в целом. Военно-патриотическую работу среди молодёжи здесь считают приоритетной. Потому его работники всегда в числе наиболее активных организаторов проводимых в районе мероприятий. Будь то дни призывника, военно-спортивные состязания, фестиваль солдатской песни и т.д. Они частые гости в школах и уж тем более в БАРСе или «Каскаде».
     Это и понятно. Работники комиссариата отвечают не только за выполнение спускаемых сверху заданий по призыву, но и за качество призывного контингента. И потому раннее приобщение молодёжи к сигарете, алкоголю и, что ещё страшнее, к наркотикам – это и их головная боль. Но не только это. В круг их служебных обязанностей не входят, например, выезды с теми же каскадовцами на полевые занятия. Но они выезжают. С целью всё того же изучения призывного контингента и воспитательного воздействия на него.
     НО ВЕРНЁМСЯ к тому, с чего начали, – к рассказу об итоговом учении, которым в тот день завершался трёхнедельный военно-полевой сбор «Полигон».
     Утро выдалось хмурым, накрапывал дождь. Настрой же у ребят боевой. Вначале мы подошли к девчонкам. С мальчишками всё понятно: будущие воины, а как девочки? Четверо из них – семиклассницы, пятая, Настя Миллер, на год младше. Зато самая бойкая и за словом в карман не лезет, потому и назначили её командиром девичьей группы:
     – Почему пришли в «Каскад»? Потому что интересно, да и себя нигде так не проверишь, как здесь. Что входит в программу военной подготовки? Кроссы, марш-броски – с обязательной маскировкой, учимся владеть автоматом. Овладеваем и холодным оружием, приёмами нападения и защиты. Общая физическая подготовка – основа основ. Очень трудная, но по-настоящему крутая – это горно-штурмовая подготовка. Вот где познаёшь, чего стоишь.
     Позже мы воочию убедились, что девчонки слов на ветер не бросают. Они ни в чём не уступали ребятам. Невольно подумалось: вот, оказывается, с каких лет начинается пресловутая эмансипация.
     ...И вот раздаётся стартовый выстрел, возвещающий о начале маршевого этапа учений. Каждой группе, ориентируясь по карте, предстоит пройти строго определённым маршрутом. Шаг вправо, шаг влево – балл долой, за этим строго следят беспристрастные посредники – шефы из воинской части и работники военкомата. То, как далось выполнение задания, нетрудно прочитать по лицу только что финишировавшей Нины Стрелковой. Она счастлива: всё получилось! Но какими мокрыми от пота сосульками повисла её всего час назад пышная чёлка. Женщина и тут остаётся собой: не забыла перед фотоаппаратом перебросить из-за спины наперёд свою красу – девичью косу.
     Второй этап заключается в преодолении временной полосы препятствий. С помощью дымовых шашек создаётся густая завеса, которую пересекают все участники. Далее все должны быстро и ловко проползти под сеткой-«мышеловкой», пробежать через два ряда автомобильных шин, форсировать вброд реку Суэтук и выйти на следующий круг испытаний, где предстояло продемонстрировать горно-штурмовую, огневую, тактическую подготовку.
     Вы бы посмотрели, с каким удовольствием «камуфлировали» ребята свои физиономии посредством самого ходового подручного средства – грязи. Некоторые, прямо скажем, переусердствовали.
     Приятно и забавно было наблюдать, с какой серьёзностью каскадовцы отдавались игре. Вот они в полный рост бегут вперед, минута – и падают наземь, сливаясь с травой настолько, что поражаешься: только что здесь были люди, и вдруг ни души – ровная поляна... И снова всё сначала – бросок вперёд, падение ниц, подъём... Цепь всё ближе и ближе продвигается к цели...
     Учения завершены без происшествий и травм. Врач Юлия Брудерс даже не расстегнула свою санитарную сумку.
     Итоги военно-полевого сбора подводились на следующий день. Четверо «ветеранов» «Каскада» – Виталий Антинг, Илья Бакланов, Николай Солотин, Даниил Воркунов – удостоились дипломов начальной военной подготовки 3-й степени. Остальные получили свидетельства о прохождении краткосрочных курсов НВП.
     А ТЕМ ВРЕМЕНЕМ Логинов полон новых планов:
     – Хотим этим летом оборудовать в школе полосу препятствий по типу армейской. Первую в районе. К ней будут прилегать две горно-штурмовые тропы, или тропы разведчика. Они уже готовы и частично были задействованы на сборе.
     Нам хотелось услышать из первых уст, почему учитель истории прикипел к военно-патриотической работе. И услышали:
     – Я вижу, что общество деградирует по многим направлениям, в военно-патриотическом воспитании особенно. Сколько воплей мы слышим о «милитаризации школы». Любому понятно, откуда ноги растут: не хотят папы и мамы – и не простолюдины, а власть имущие, – чтобы их сыночки «тянули солдатскую лямку». Защита Родины для них – дело десятое. И никто не задумывается, что первым под вражескую пулю попадает необученный солдат. Падают нравственность, духовность. Вот почему я и занимаюсь военно-патриотической работой.
     – Сложно ли организовать подобное объединение?
     – Это можно осуществить в любой школе, – продолжает Логинов. – Нужно лишь верно выбрать направление: спортивное, поисково-исследовательское, туристическое, военно-патриотическое, экологическое... Если есть желание, всё получится. В каждой школе есть сегодня преподаватели ОБЖ, им и карты в руки...
     Каскадовцы боготворят своего наставника. Виталий Антинг, заместитель командира мальчишеского взвода:
     – Андрей Васильевич хорошо учит, доступно объясняет. Требовательный. Если кто провинится, в наряды посылает, как в армии.
     – А что собой представляют наряды в школе?
     – Это дежурство в столовой, уборка помещений. Он говорит: «Cолдат должен уметь всё». Я думаю, это правильно.
     Доброе, здоровое семя всегда даёт отличные всходы. Ребята, которые прошли военно-патриотическую школу Логинова, могут вызывать только гордость. Помимо упомянутого выше Максима Слепкова (сейчас он работает в Красноярске в МЧС), в элитных войсках служили многие воспитанники Андрея Васильевича. Николай Магда – снайпером во внутренних войсках, сегодня он студент Минусинского педагогического колледжа. Вчерашний десантник-разведчик Алексей Трофименко работает в Красноярске в отрасли связи. Недавно вернулся домой, с честью отслужив в ВДВ, Максим Голицкий. Александр Новиков продолжает службу, он капитан и тоже десантник. Вот что такое логиновская школа.
     И КАК больно осознавать, что Логинов, школьный учитель истории из далёкой сибирской глубинки, в сегодняшней России, скорее, исключение, чем правило. Если бы можно было наших граждан построить по «патриотическому ранжиру», то Андрей Васильевич точно попал бы в первую сотню, а то и в десятку.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex