на главную страницу

13 Июля 2011 года

Уроки 1941-го

Среда

Версия для печати

Гибель на взлёте



«Красная звезда» в этом году не раз излагала различные точки зрения на причины неудачного для СССР исхода начального периода Великой Отечественной войны. По мнению большинства исследователей, важным фактором побед вермахта летом 1941 года стало завоевание ВВС Германии полного превосходства в воздухе уже в первые дни войны. Объективно об этом написал в своих нескольких книгах талантливый отечественный исследователь Алексей Исаев, мнение которого редакция сегодня представляет.

     По количеству самолётов ВВС Красной Армии имели ощутимое превосходство над противником. Вермахт имел 945 бомбардировщиков и 1.129 истребителей, РККА только во фронтовой авиации имела 2.212 бомбардировщиков и 4.226 истребителей. По пикировщикам и штурмовикам соотношение было такое: у немцев - 340 машин, у нас - 317. К этому надо добавить, Вооружённые Силы СССР располагали ещё дальней авиацией (1.339 бомбардировщиков) и морской авиацией (337 бомбардировщиков и 763 истребителя).
     Следует отметить, что количественное превосходство в заметной степени нивелировалось более интенсивным использованием самолётов немцами. Они чаще всего выполняли большее число вылетов меньшим числом самолётов.
     Также организация ВВС РККА была менее совершенной - с распылением большого числа самолётов между армиями. К идее воздушных армий, объединявших все самолёты в руках фронтового командования, пришли только в 1942 году.
     Для нейтрализации советских ВВС командованием люфтваффе была спланирована широкомасштабная операция по разгрому аэродромов приграничных округов. К сожалению, этому плану благоприятствовали события последних предвоенных месяцев. Перед самой войной количество пригодных для использования аэродромов сузилось ввиду начала строительства на ряде площадок бетонных взлётно-посадочных полос (см. «Красная звезда», 6 июля с.г. - Ред.).
     В период осенней и весенней распутицы грунтовые аэродромы раскисали и нормальная учёба пилотов становилась почти невозможной. В конце 1940-го - начале 1941 года было принято решение построить на ряде аэродромов приграничных и внутренних округов бетонные полосы. Собственно на территории Киевского особого военного округа планировалось оборудовать бетонными ВПП 63 аэродрома, и к 25 мая 1941 года 45 полей превратились в котлованы.
     Та же картина наблюдалась в Белоруссии. Ещё по итогам инспекторской проверки аэродромов ЗапОВО в апреле 1941 года было сказано: «На летний период будет временно выведен из строя 61 аэродром, на которых намечено строительство взлётно-посадочных полос, в том числе 16 основных аэродромов, на которых сосредоточены запасы частей округа. В Западной Белоруссии (западнее меридиана Минск) из 68 аэродромов под строительство полос занимается 47 аэродромов, из них 37 полос строится на существующих аэродромах, 13 аэродромов занимаются для работы на летний период (лагеря) и остаются свободными 18 аэродромов» (ЦАМО РФ, ф. 35, оп. 11285, д. 130, л. 129).
     Таким образом, манёвр авиации ЗапОВО был изначально сужен - ещё по принятым к исполнению весной 1941 года планам строительства бетонных ВПП. Начало строительства сделало кошмар реальностью: «Несмотря на предупреждения о том, чтобы ВВП строить не сразу на всех аэродромах, всё же 60 ВПП начали строиться сразу. При этом сроки строительства не выдерживались, много строительных материалов было нагромождено на лётных полях, вследствие чего аэродромы были фактически выведены из строя. В результате такого строительства аэродромов в первые дни войны маневрирование авиации было очень сужено и части оказывались под ударом противника» (ЦАМО РФ, ф.208, оп.2589, д.92, л.10).
     Весной 1941 года, когда начали работы по переоборудованию аэродромов под бетонные полосы, политическая обстановка ещё не оценивалась как однозначно угрожающая. Когда же стало ясно, что война на пороге, аэродромы уже были выведены из строя. Соответственно подвергшись атаке на одном аэродроме, советский авиаполк не мог гарантированно перелететь на другой, не атакованный и, возможно, неизвестный противнику.
     В условиях скованного маневра авиаполки ВВС приграничных округов подвергались в течение дня 22 июня последовательным атакам, из которых успешной могла быть если не первая, то третья или пятая. Советские аэродромы были разгромлены вовсе не одним ударом ранним утром в первый день войны. Их атаковали раз за разом в течение нескольких дней.
     Добивающим ударом стал общий отход на старую границу после завершения приграничного сражения. Повреждённые самолёты пришлось бросать. Здесь следует отметить, с одной стороны, простую, с другой - не всем понятную и очевидную вещь: боевой самолёт 1941 года - это не автомобиль «Жигули». Это достаточно сложная и капризная машина, требующая сложного и трудоёмкого обслуживания. Отход нарушал сложившуюся систему.
     Например, 2 июля 1941 года 15-я авиадивизия ВВС Юго-Западного фронта перебрасывалась сначала на аэродромы Окопы и Дворец, а уже 3 июля потребовался перелёт на аэродром Тирановка. Соответственно колонны автомашин с имуществом старой авиабазы в Зубове, ещё не доехавшие до первоначально назначенного места, пришлось разворачивать к Тирановке. Самолёты авиадивизии оказались без соответствующего технического обслуживания.
     В донесении от 3 июля штаб 15-й авиадивизии сообщает: «Воздуха для самолётов нет, компрессора не прибыли, имеющийся [компрессор] местной базы неисправен. Нет трубок для зарядки самолётов воздухом, приспосабливаем, что имеем».
     Истребитель МиГ-3 имел систему запуска двигателя сжатым воздухом. Соответственно по израсходовании воздуха из бортового баллона и при отсутствии возможности его заправить самолёт просто не взлетит. Воздух в баллоне имел рабочее давление 120-150 атмосфер, то есть ручным насосом его не накачаешь. Самолёт, стоящий на аэродроме с пустым баллоном, будет для противника «сидячей уткой». С такими же проблемами сталкивались и другие авиасоединения ВВС РККА, вследствие чего список потерь летом 1941-го неуклонно пополнялся...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex