на главную страницу

14 Июля 2011 года

Кавказская линия

Четверг

Версия для печати

На дорогах Дагестана

Юрий БОРОДИН, «Красная звезда».
  Фото автора.



Каждое утро у КПП военных городков Буйнакской мотострелковой бригады можно наблюдать одну и ту же картину. Военнослужащие, неспешно посматривая по сторонам, медленно идут по дороге. На первый взгляд может показаться, что они прогуливаются, любуясь окружающими пейзажами. Хотя даже местная детвора знает: идёт инженерная разведка...

     ...Один из впереди идущих сапёров вдруг замер на месте, резко бросив вверх руку. Тут же остановились и остальные. «Прогулочное состояние» военнослужащих мгновенно улетучилось – вот они уже сосредоточенны и собранны. Начинается более тщательный осмотр местности. Сдвинутые с места камни, «пятна» свежего грунта, следы и «чужие» для этого участка дороги предметы – всё это может подсказать знающему человеку, что, возможно, где-то «спрятался» фугас или другое взрывное устройство. К счастью, тревога оказалась ложной, и инженерная разведка двинулась дальше. Вновь медленно, внимательно прощупывая глазами ленточку дороги и её обочины...
     Дороги в Дагестане небезопасны. Поэтому, прежде чем дать «зелёный свет» воинским колоннам, маршруты их движения проверяют военнослужащие инженерно-сапёрного батальона подполковника Виктора Кухальского. Ежедневно под прикрытием разведчиков сапёры выходят на инженерную разведку дорог. Осматривать приходится множество километров автодорог, по которым наиболее часто проходит бригадная техника. В этой работе задействуется личный состав инженерно-сапёрной роты и военнослужащие других подразделений батальона. Откомандировываются батальонные спецы и в подразделения разведки и спецназа, когда те уходят на выполнение разведывательно-поисковых мероприятий. Именно сапёры в этих рейдах идут первыми. Ещё часть военнослужащих задействована в утилизации устаревших боеприпасов на полигоне Ашулук.
     Инженерная разведка дорог – серьёзная боевая задача, выполнение которой можно доверить только профессионалам. Работа сапёров важна и опасна. В 2005–2006 годах – в период наибольшей активизации в здешних краях ваххабитов и соответственно их террористической деятельности – различные взрывные устройства, в том числе и самодельные, доводилось «снимать» десятками. Вот и совсем недавно в Кизлярском районе Дагестана была выявлена подпольная лаборатория по производству самодельных взрывных устройств (СВУ). Не случись этого, «адские машины» могли быть установлены вблизи военных городков Буйнакской бригады.
     – Из шести бригадных Героев России трое – сапёры. И здесь, как говорится, комментарии излишни, – говорит командир батальона подполковник Виктор Кухальский. – Мы отдаём себе отчёт в том, насколько ответственны и трудны стоящие перед нами задачи, и в первую очередь задача обеспечения безопасного передвижения бригадной техники.
     Лишь наиболее подготовленные военнослужащие назначаются в состав выходящих на инженерную разведку групп. С ними самым серьёзным образом проводятся занятия. Под руководством опытных офицеров, за плечами у которых не только годы службы на Северном Кавказе, но и опыт участия в боевых действиях, военнослужащие по призыву осваивают секреты инженерной профессии. Среди наиболее грамотных наставников – капитаны Алексей Юрьев и Сергей Козлов. Впрочем, успешное освоение специальности обусловлено и тем, что в бригаде создана мощная учебно-материальная база. Причём не только на полигоне, на инженерном учебном поле, оборудованы «аудитории» для тактико-специальной, специальной и инженерной подготовки личного состава батальона и военнослужащих других подразделений. В пункте постоянной дислокации батальона возведена приказарменная учебно-материальная база.
     Один из участков – обезвреживание взрывных устройств, где среди стандартных макетов и пособий представлены и самоделки. Это обобщённый боевой опыт офицеров батальона. Ведь только за время командировки в Южную Осетию силами групп разминирования батальона было обезврежено порядка 6 тысяч различных взрывоопасных предметов. В том числе и иностранного производства. В ходе плановых занятий и обязательного инструктажа перед выходом на инженерную разведку (она проводится до 3 раз в сутки) внимание военнослужащих заостряется на наиболее важных темах. Как говорится, чтобы потом не было мучительно больно...
     Несколько лет назад батальон был полностью контрактным. Сегодня же в его подразделениях служат в основном военнослужащие по призыву. А совсем недавно сюда пришли новобранцы. Впрочем, как отмечают офицеры батальона, многие из срочников справляются со своими непростыми обязанностями вполне успешно. Отлично себя зарекомендовали командиры отделений сержанты Артём Березин и Ярослав Бойчук. А не так давно уволившийся младший сержант Николай Дудкин хочет заключить контракт и вернуться в своё подразделение.
     Хорошие отзывы у командиров и о пришедших весной в подразделения курсантах Волжского учебного центра инженерных войск. Это был первый выпуск
     3-месячного подготовительного цикла. Но уровень профессиональной подготовленности от сокращения срока обучения ничуть не пострадал. Водитель-экскаваторщик рядовой Азамат Умалатов хорошо проявил себя при оборудовании полигона – обустройстве танковой директрисы, отсыпке дороги, выполнении других задач. После завершения службы по призыву солдат также планирует продолжить её в статусе контрактника.
     Нельзя не сказать, что помимо различных дисциплин учебно-боевой деятельности самое серьёзное внимание уделяется занятиям по физической подготовке. Рядом с казармами батальона оборудован спортгородок, построена баскетбольная площадка, своими силами создан спортзал для занятий тяжёлой атлетикой. Кстати, в обеденный перерыв подполковника Кухальского я застал именно там. Вместе с ним занимались другие офицеры. Неудивительно, что по итогам успешной сдачи нормативов по физической подготовленности два командира рот – капитаны Роман Озеров и Дмитрий Тютин – получают денежные стимулирующие надбавки. Сам же комбат лишь 3 балла не дотянул до 2-го квалификационного уровня. Впрочем, он уверен, что во время следующей проверки покажет более высокие результаты.
     Ещё одно новшество, принесённое реформированием штатной структуры: из 14 командиров взводов половина – это сер-
     жантские должности. На них назначены опытные военнослужащие, прослужившие в батальоне по 10 лет и более. Это старшие прапорщики Гусейн Сайдулаев, Руслан Асманов и другие. Под их руководством «желторотая» молодёжь осваивает не только азы военного дела, но и новую современную технику. Получены новые КамАЗы (обычные и бронированные), инженерная техника - грейдеры, машины для отрывки котлованов, краны и экскаваторы, инженерные машины заграждения. Ведь для выполнения всего комплекса задач, стоящих перед батальоном, требуется специальная техника – мощная и современная. При этом активно работать приходится не только сапёрам – засучив рукава трудятся военнослужащие и других подразделений. Например, инженерно-дорожной и инженерно-технической рот. Если опять же вспомнить августовские события 2008 года, то в Южной Осетии помимо очистки местности от взрывоопасных предметов на военнослужащих инженерно-сапёрного батальона Буйнакской бригады были возложены задачи по фортификационному оборудованию границ и застав, а также инженерные работы по возведению взводных и ротных опорных пунктов. Работы хватает и в пункте постоянной дислокации. После теракта на полигоне Дальний именно подчинённые подполковника Виктора Кухальского сделали подступы к полигону неприступными для несанкционированного проникновения.
     Задач у военнослужащих инженерно-сапёрного батальона Буйнакской мотострелковой бригады – только успевай вертеться. Но инженеры не ропщут. Привыкли к тому, что от них зависит многое. Не случайно именно они всегда идут первыми, опережая других и в бою, и в мирное время.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex