на главную страницу

15 Июля 2011 года

События. Комментарии

Пятница

Версия для печати

В новом формате



Западный военный округ, в который вошли бывшие Московский и Ленинградский военные округа, Северный и Балтийский флоты, 1-е командование ВВС и ПВО, а также многие соединения, части и организации, находившиеся ранее в непосредственном подчинении главных и центральных органов военного управления, приступил к выполнению возложенных на него задач в новой организационно-штатной структуре с 1 сентября 2010 года.
В нынешнем, 2011 году завершено формирование военного следственного управления по ЗВО. Его возглавляет Олег Морозов, которому 8 июня присвоено воинское звание генерал-лейтенант юстиции. Увеличилась не только территория, на которой дислоцируются войска и силы округа. Усложнились его задачи, возрастает интенсивность боевой подготовки, ответственность всех звеньев управления. Время выдвигает новые требования и к военному следственному управлению, которое призвано, взаимодействуя с командованием, повсеместно обеспечивать соблюдение законности, бороться с преступными посягательствами на охраняемые правом интересы личности, общества и государства, присущими ему методами и средствами способствовать утверждению нового облика армии и флота. У военного следственного управления в его новом формате забот, работы, особенно профилактической, только прибавилось. С этого и началась наша беседа с руководителем управления.

     Служба и право



     - Олег Алексеевич, в сериалах, которыми нас щедро одаривает телевидение, следователи в исполнении актёров весьма неохотно идут на контакты со средствами массовой информации, нередко с определённой иронией воспринимают журналистов. По вашему мнению, это отражает реалии жизни?
     - Жизнь многогранна. Разными бывают и работники прокуратуры, и следователи, и представители прессы, и сама пресса. Что же касается непосредственно нашего следственного подразделения, то мы всегда готовы информировать общественность о сути и результатах своей работы. Больше того, мы заинтересованы в деловом сотрудничестве с представителями средств массовой информации. Объяснение этому простое: чем больше общество знает о работе правоохранительной системы, конкретных уголовных делах, судебных приговорах, лицах, которые вне зависимости от их постов, званий, былых заслуг привлекаются к ответственности за нарушения закона, тем меньше вероятность, что то же самое случится где-то в другом месте. Своевременная и достоверная информация одних вдохновляет: дескать, закон у нас есть кому защищать и перед ним все равны, а других отрезвляет: не переступай запретную черту, раньше или позже придётся отвечать, и ничто тебе не поможет - ни авторитет должности, ни служебные и иные связи, ни искусное сокрытие содеянного.
     Во всяком случае сотрудников военного следственного управления по ЗВО я настраиваю на взаимодействие с прессой. А соблюсти тайну следствия при таком сотрудничестве не так уж и трудно. И никто не может заставить следователя бросить тень на человека, вина которого не доказана в соответствии с законом.
     – В новом формате военное следственное управление по Западному военному округу работает всего несколько месяцев. Что уже успели сделать в организационном плане?
     – Все организационные документы, регламентирующие деятельность нашего управления, разработаны. Налажена работа аппарата и следственного участка в Москве. Скоро мы будем зарегистрированы в качестве юридического лица. Что же касается задач, которые возложены на управление, то организационные заботы на их решение никак не повлияли. Я с удовлетворением отмечаю: нам удалось в 2,5 раза снизить остаток уголовных дел с длительными сроками расследования. Такую цель мы перед собой ставили и её достигли.
     – Какова ныне динамика и структура преступности в войсках и силах округа?
     – В этом году благодаря активной, наступательной профилактической работе удалось на треть снизить преступные проявления в сфере незаконного оборота наркотических средств. Важно закрепить этот успех. Вдвое снизилось число преступлений против пребывания на военной службе, иными словами, случаев самовольного оставления части, дезертирства. Когда на государственном уровне принималось решение о сокращении срока службы в армии и на флоте до года, надеялись, что преступных уклонений от неё станет меньше. Эти надежды оправдываются. А вот надежды на то, что при столь непродолжительной службе станет меньше проявлений так называемой «дедовщины», нарушений уставных правил взаимоотношений в армейской и флотской среде, пока не оправдываются. Больше того: число нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими возросло примерно на треть, а вот количество преступлений против порядка подчинённости – в два раза. Это не может не беспокоить. На мой взгляд, сфера взаимоотношений внутри воинских коллективов имеет самое непосредственное отношение к формированию нового облика Вооружённых Сил. О нём важно заботиться не только на уровне бригад, но в первую очередь на уровне рот, батарей, корабельных команд. В обновляемой армии должны по-новому выстраиваться и отношения между людьми. До благополучия тут пока далеко.
     Горько об этом говорить, но в настоящее время мы расследуем вопиющий случай физического насилия в отношении одного из курсантов Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова со стороны заместителя начальника училища полковника Анатолия Концевого, капитанов Александра Безрукова и Рамиля Гайнулова.
     В суде рассматривается уголовное дело в отношении военнослужащих внутренних войск Александра Комарова, Артёма Давыдкина и Игоря Дымова, которые избили рядового Андрея Борыльца, причинив тяжкий вред его здоровью – разрыв селезёнки. Борылец призывался на службу в Коми, и президент этой республики лично интересуется ходом расследования. Так и должно быть. Общественное мнение – большая сила, которую всем нам надо умело использовать.
     Жизнь убеждает, что в силовых структурах всё ещё встречаются лица, недостойные своего статуса и звания. 2 июня этого года суд вынес обвинительный приговор в отношении бывшего военнослужащего МЧС подполковника Дудниченко, который совершил насильственные и развратные действия сексуального характера в отношении своей несовершеннолетней дочери. Дудниченко приговорили к 9 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима. Он лишён воинского звания.
     – А как складывается борьба с теми, кто нарушает закон в корыстных целях?
     – К сожалению, на фоне усиления борьбы с разного рода коррупционерами в общегосударственном масштабе мы пока не имеем оснований говорить о сокращении числа корыстных злоупотреблений в армейской среде.
     К примеру, только в 76-й десантно-штурмовой дивизии возбуждено сразу пять уголовных дел, связанных с завышением объёмов работ по разминированию боеприпасов и взрывчатых веществ.
     23 июня 2011 года обвинительный приговор с отношении начальника инженерной службы этой дивизии подполковника Владимира Азрапкина уже вынесен. Офицер в период с 2006 по 2009 год путём обмана похитил свыше 18 миллионов рублей, якобы выплаченных за работы по разминированию территории Псковской и Новгородской областей. В действительности разминирования не было. Азрапкин, лишённый офицерского звания, приговорён к 4 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. В полном объёме удовлетворён гражданский иск на сумму причинённого государству ущерба.
     За аналогичное преступление осуждён начальник штаба – заместитель командира войсковой части 45293 майор Александр Пинчуков, который завышал объём работ по разминированию в 80 – 100 раз.
     – Управление уделяет расследованию коррупционных и экономических преступлений особое внимание?
     – На данном этапе это приоритетное направление нашей работы. Возбуждено 122 дела указанной категории, касающихся 149 лиц. Сама статистика вызывает обоснованную обеспокоенность. Дела эти сложные, требуют проведения многочисленных экспертиз. А поскольку количество экспертных учреждений невелико, расследование часто затягивается.
     На мой взгляд, охотников незаконно обогатиться в армейской среде не становится больше. Это мы их активнее разоблачаем. Меняется правосознание военнослужащих, обостряется их отношение к коррупционным проявлениям. Примером нетерпимости к ним стало заявление военного лётчика Игоря Сулима о систематических поборах со стороны должностных лиц части. По результатам проверки этого заявления возбуждено уголовное дело о превышении должностных полномочий со стороны командира части полковника Эдуарда Ковальского и его заместителя полковника Сергея Сидоренко. К сожалению, деяния начальников, о которых рассказал военный лётчик, по своей природе не уникальны. Похожие ситуации нами выявлены и в некоторых других частях.
     Хочу в этой связи напомнить: наши общественные и интернет-приёмные готовы принять любое заявление. Обращайтесь, и вас услышат.
     – Какие дела, оконченные расследованием в этом году, вы считаете особенно значимыми?
     – В марте мы направили в суд уголовное дело в отношении бывшего начальника тыла – заместителя командующего войсками Командования специального назначения Минобороны РФ генерал-лейтенанта Вячеслава Двуреченского и его подельников Хачатуряна, Теплякова и Богдановой. Ими в общей сложности похищено более 63 миллионов рублей. Объём уголовного дела составил 127 томов.
     Мы разоблачили ряд лиц, которые обогатились путём незаконного получения и присвоения жилой площади, которая им по закону не полагалась. Среди таких бывший начальник Тульского артиллерийского инженерного института генерал-майор Алексей Алфёров, командир войсковой части 44551 полковник Владимир Караваев. Перечень такого плана корыстолюбцев можно продолжить.
     – А нарушают ли закон те, кто по характеру службы призван его защищать?
     – Такое тоже бывает. Военный следственный отдел по Брянскому гарнизону окончил производством уголовное дело в отношении начальника отдела охраны государственной границы Погрануправления ФСБ России полковника Сидоренко. Он за взятку в размере 1.300 долларов США разрешил провоз через границу контрабандного товара. Сидоренко лишён звания полковник, государственной награды и осуждён к лишению свободы на четыре года.
     Впервые в истории военной юстиции нам приходится привлекать к уголовной ответственности командира дисциплинарного батальона подполковника Олега Земскова. Он обвиняется в получении взяток за оказание услуг в условно-досрочном освобождении подчинённых.
     – Управление расследует уголовные дела только в пределах ЗВО?
     – Не только. Мы, к примеру, расследовали дело в отношении офицера оперативной группы российских войск в Приднестровском регионе Республики Молдова полковника Алексея Уласевича. Он выписал наряд о выдаче сторонней организации 309.445 кг авиационного керосина, чем причинил крупный ущерб государству. За превышение должностных полномочий Уласевич осуждён к 3 годам лишения свободы.
     – В чём вам видится залог успешной борьбы с преступными проявлениями в армейской среде?
     – В постоянном контакте с командованием. Крайне важным считаю последовательное укрепление взаимодействия с органами военной прокуратуры, МВД, ФСБ, с экспертными учреждениями.
     Успех немыслим без профилактической работы в войсках. По каждому уголовному делу мы вносим командованию представление о причинах, способствовавших совершению преступления. Для нас стали привычными ежемесячные выезды в воинские части совместно с сотрудниками военной прокуратуры и представителями командования войск округа.
     Итоги первого полугодия мы уже успели рассмотреть на заседании расширенной коллегии и учебно-методическом сборе. Говорили главным образом о недостатках в работе. От такого настроя больше пользы.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex