на главную страницу

16 Июля 2011 года

17 июля - День морской авиации

Суббота

Версия для печати

По лестнице, ведущей в небо

Светлана БЕЛОЦКАЯ, «Красная звезда».
  Фото автора.



Гвардии майора Евгения Астахова коллеги – военные лётчики Балтфлота – по праву называют в числе тех, кто достоин самых высоких профессиональных оценок, и считают одним из самых перспективных молодых офицеров.

     Судите сами. Немногим более десяти лет Евгений Евгеньевич несёт службу в гвардейской авиационной Новгородско-Клайпедской Краснознамённой имени маршала авиации Борзова базе Балтийского флота. Сказать, что Астахов в выборе профессии положился на случай, никак нельзя. Родился и вырос он неподалёку от этих мест – в крошечном посёлке Донское, где базируется вертолётная эскадрилья авиабазы. Здесь многие годы верой и правдой служил его отец – гвардии подполковник в отставке Евгений Иванович Астахов, закончивший службу в должности заместителя командира эскадрильи. Детство и юность нашего героя прошли в небольшом военном гарнизоне, стало быть, о всех тяготах и сложностях лётной службы знал он с малых лет не понаслышке. Потому вполне понимал переживания мамы, Нины Сергеевны, отговаривавшей сына от поступления в военный вуз, – волновалась всю жизнь за мужа, а теперь придётся и за сына тревожиться. Но всё же Евгений настоял на своём решении, уехал в Сызрань и в итоге окончил лётный институт по специальности «инженер-пилот» с золотой медалью! Что, кстати, лишний раз подтверждает, насколько осознанно и целенаправленно он стремился к своей мечте. Вот так и родилась в Донском династия лётчиков Астаховых.
     «Идя в эту профессию, главное – определить для себя – зачем. Если человек пришёл в авиацию за материальными ценностями (за заработком или какими-то льготами), долго он там не задержится, поверьте, – говорит гвардии майор Астахов. – Это работа и ещё раз работа – трудная, каждодневная, напряжённая. Это целеустремлённость и постоянная внутренняя собранность. И ещё. Рассуждать о романтике в лётной среде не принято. Но девизом нашего института была и остаётся фраза «Небо – одно на всех!». Тот, кто не понимает смысла этих слов, лётчиком никогда не станет».
     Первым местом службы Евгения Астахова как раз и стала отдельная противолодочная вертолётная эскадрилья. Противолодочные вертолёты Ка-27ПЛ, оснащённые специальной радиолокационной аппаратурой, призваны осуществлять поиск и уничтожение подводных лодок противника. В радиусе до двухсот километров от береговой черты способны обеспечивать силы флота поисково-спасательные вертолёты Ка-27ПС с морским десантом на борту. А специализированная авиатехника разведки предназначена для выявления у противника различных средств оружия массового поражения. Понятно, что эта сложная техника не потерпит халатности и неумелых рук. «Чего-чего, а лености и равнодушия за Евгением Евгеньевичем никогда не замечали», – улыбаются коллеги. Действительно, самоотдачу и повышение профессиональной планки гвардии майор Астахов всегда ставил на первое место. Возможно, это и помогает так стремительно и уверенно идти по жизни. О лётной династии Астаховых младший её представитель напомнил, когда сам вступил в должность заместителя командира вертолётной эскадрильи. Отсюда и уезжал на учёбу в Военно-морскую академию в Санкт-Петербург. Вернулся с документальным подтверждением успешного завершения академии, с новыми знаниями и опытом.
     Сегодня в обязанности майора Астахова входит всё, что касается лётно-методической и лётной работы в авиабазе Балтийского флота. Пять её эскадрилий укомплектованы авиатехникой третьего и четвёртого поколения. Интенсивность полётов в последние месяцы возросла в разы. Даже зимой каждую неделю только на головном Чкаловском аэродроме выполняются три лётные смены, в которых постоянно задействованы истребительная и вертолётная эскадрильи. Такие же лётные смены, согласно курсу боевой подготовки, отрабатывают все аэродромы авиабазы, проводя подготовку лётного состава и техники на земле и выполняя учебно-тренировочные полёты днём и ночью, – как только позволяют погодные условия. Кстати, одним из элементов подготовки лётчиков как раз и является управление авиатехникой в сложных метеорологических условиях, а в Калининградской области таковые круглосезонно.
     Повседневные заботы заместителя командира авиабазы – это планирование работы всех её подразделений, контроль за проводимыми полётами, инструкторское обучение молодых лётчиков. А для себя Евгений Евгеньевич поставил первостепенную задачу – восстановиться в полётах после долгого перерыва, связанного с учёбой в академии. Он и до учёбы из вертолёта не вылезал, умудрился, например, только за пять месяцев налетать более 100 часов! Иному лётчику для этого потребуется два-три года. Но Астахов, убеждён, что профессиональное самоуважение – это не пустые слова, он считает, что теперь сама должность обязывает его быть примером лётной подготовленности. А потому количество часов, проведённых майором Астаховым в небе, вновь растёт в геометрической прогрессии.
     «Так что же так манит в небо?» – задаю вопрос дилетанта.– Наверное, совсем другие эмоции, адреналин?»
     Неожиданно обнаруживаю, что мой мужественный собеседник смутился: «О романтике, по-моему, любят рассуждать те, кто не летал. У нас подобные беседы вести не принято. Просто каждый раз, садясь в вертолёт, невольно ощущаешь знакомый мандраж. Это не страх, а состояние, схожее, наверное, с выходом артиста на сцену. И настоящий лётчик никогда не будет равнодушным, никогда не привыкнет, сколько бы часов он ни налетал. Полёт– это не праздник, это огромный труд и ответственность, исполнительность и дисциплина, серьёзная психологическая нагрузка. Лётчик не имеет права брать с собой в кабину никакие посторонние мысли, переживания, обиды, амбиции. Необходимы абсолютное владение собой, максимальная сосредоточенность на задаче полёта, иначе он может закончиться плачевно. Но зато профессия формирует качества характера и принципы. Например, взвешенность в мыслях и поступках».
     Удивительный факт в биографии военного лётчика Астахова: впервые на борт самолёта «Аэрофлота» он поднялся в 30 лет и... зарёкся. Привыкший сам в воздухе руководить авиамашиной, пассажиром чувствовал себя неуютно, хотя и абсолютно доверял своим гражданским коллегам. Теперь путешествует только поездом.
     А собственные налётанные часы всё множит и множит, стараясь использовать любую возможность подняться в небо. При таком графике работы свободного времени у заместителя командира базы практически не остаётся, не всякий раз даже успевает добраться домой в родное Донское и, задержавшись во время ночных полётов допоздна, так и ночует на авиабазе. Знатоки возмутятся: а как же режим? Ведь здоровье у лётчика должно быть стопроцентным – это аксиома. Верно. Поддерживать физическую форму Евгений Евгеньевич старается в тренажёрном зале и в спортивном городке авиабазы и, между прочим, по праву считается здесь одним из самым физически подготовленных офицеров, что и подтверждает, регулярно сдавая нормативы по физподготовке. Последние соревнования показали, например, что бегает Астахов быстрее всех.
     Позади выходы с кораблями Балтфлота на боевые службы, участие в международных военно-морских учениях, профессиональные успехи и награды, среди которых медаль «За воинскую доблесть». Жизнь стремительно несёт Евгения Астахова вверх по лестнице, ведущей в небо. Туда, куда мечтают подняться многие. А сам он представляет, как выкроит денёк, да и махнёт в лес, где, тихо ступая по мягкому мху, встанет под кронами прибалтийских сосен, чтобы наконец-то посмотреть на них снизу вверх, а не так, как привык, – с высоты полёта.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex