на главную страницу

19 Июля 2011 года

Страна и мир

Вторник

Версия для печати

Без спешки и лишних эмоций

Михаил НЕЧАЙ.



В ходе сентябрьского визита Президента России Дмитрия Медведева в Таджикистан Москва и Душанбе, возможно, подпишут соглашения о 201-й российской военной базе (РВБ), дислоцированной в республике, а также о сотрудничестве в вопросах охраны таджикско-афганской границы. Об этом заявил министр иностранных дел Таджикистана Хамрохон Зарифи, подчеркнув, что подписание документов, вероятно, состоится во время юбилейного саммита глав государств - участников СНГ.

     Россия – Таджикистан


     В настоящее время Таджикистан и Россия обсуждают три вопроса: оплата РФ определённой суммы за дислокацию в республике 201-й РВБ, использование российскими военными аэродрома Айни близ Душанбе и сотрудничество по пограничным вопросам.
     Напомним, что РФ владеет в Таджикистане центром космического слежения «Окно», расположенным близ города Нурек. В республике дислоцируется также 201-я РВБ. Её воинские части и подразделения входят также в состав Коллективных сил быстрого развёртывания (КСБР) Организации Договора о коллективной безопасности.
     Военный аэродром Айни находится в 15 километрах к западу от Душанбе. В сентябре 2010 года была закончена его полная реконструкция и модернизация, в которую министерство обороны Индии вложило 70 млн. долларов. Однако и Душанбе, и Дели отрицали и отрицают планы по размещению индийских военных в Таджикистане.
     Вчера же Хамрохон Зарифи не стал скрывать, что в ходе переговоров поднимется денежный вопрос, а именно: оплата Россией использования военных объектов в Таджикистане. «Если кто-нибудь за границей считает, что всё должно быть бесплатно, то он не прав», - заявил глава внешнеполитического ведомства Таджикистана. «Пока позиции сторон таковы, что мы не можем подготовить Соглашения по РВБ и аэродрому Айни, - уточнил он при этом. Впрочем, глава МИД не стал комментировать подробности дискуссий, ограничившись словами о том, что диалог, на его взгляд, проходит «конструктивно, без спешки и излишних эмоций».
     По сообщению Интерфакса, Зарифи также отверг любые предположения, касающиеся якобы планируемого возвращения российских пограничников на границу с Афганистаном. «О возвращении пограничников РФ на таджикско-афганскую границу никаких переговоров не было. На границе по-прежнему будут только советники из России», - однозначно заявил министр.
     Во второй половине июня в Душанбе прошёл третий раунд переговоров, на которых представители руководства пограничных служб России и Таджикистана пытались подготовить новое соглашение о сотрудничестве в деле охраны 1344-километрового таджикско-афганского участка границы. Тогда консультации не принесли результата. И связано это, утверждают эксперты, с наметившимся проявлением интереса к республике со стороны Соединённых Штатов. Недавно официальные представители Вашингтона сообщили о финансировании строительства на западе Таджикистана национального учебного центра для таджикских военнослужащих. США обещают вложить в проект 10 млн. долларов. Центр по подготовке антинаркотических и антитеррористических ведомств республики будет возведён в посёлке Каратаг в 35 километрах к западу от Душанбе. Многие специалисты полагают, что это начало полновесному военному присутствию Америки в республике. Так главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Российского института стратегических исследований Аждар Куртов отмечает, что «различные представители США и НАТО регулярно посещают государства Центральной Азии, где реализуют свои целевые внешнеполитические установки. И установки эти, конечно, конкурентны тем, которые имеет Российская Федерация».
     Впрочем, официальный Душанбе опровергает подобные предположения. По словам главы внешнеполитического ведомства страны, Таджикистан никогда не вёл и не ведет переговоры о размещении на территории республики военной базы США. «Центр, который строится сейчас на средства США, будет полностью в собственности Таджикистана», - подчеркнул при этом Зарифи.
     Говоря же о таджикско-российских отношениях в целом, глава МИД республики выразил уверенность, что «они находятся на хорошем уровне». «Россия является нашим важным стратегическим партнёром, об этом свидетельствует уровень нашего торгово-экономического и гуманитарного партнёрства, взаимодействия в сфере безопасности», - подчеркнул он.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex