на главную страницу

19 Июля 2011 года

Вторник

Версия для печати

Будьте здоровы!

Олег ПОЧИНЮК, «Красная звезда».
Фото автора.



С полковником медицинской службы Владимиром Хавинсоном я познакомился еще в начале 1990-х годов. К слову, это звание он получил досрочно, что у военных медиков случалось нечасто. Он тогда служил в Военно-медицинской академии и руководил научно-исследовательской лабораторией биорегуляторов. О достигнутых успехах говорит тот факт, что в 1991 году Владимир Хавинсон стал лауреатом премии Совета министров СССР. После увольнения в запас он возглавил Санкт-Петербургский Институт биорегуляции и геронтологии РАМН, которым руководит до сих пор.
Тема для нынешней беседы более чем актуальная - повышение трудоспособного возраста. В том числе и увольняемых в запас офицеров, большинство из которых после военной службы продолжает работать. Ведь о трудовых ресурсах говорят, как правило, экономисты и профсоюзные деятели. Между тем есть вопросы и к специалистам от медицины. «На какой активный трудоспособный срок рассчитан человеческий организм? Каков его ресурс? До какого «потолка» можно работать?» Об этом и зашла речь с членом-корреспондентом РАМН профессором Владимиром Хавинсоном.


     - Владимир Хацкелевич, сначала позвольте вас поздравить с избранием президентом Европейского регионального отделения Международной ассоциации геронтологии и гериатрии! Иными словами, вы теперь «человек №1» не только в российской, но и в европейской геронтологии. Поэтому владеете всей информацией в области продолжительности жизни человека и её продления. Каковы сегодня реальные перспективы?
     - Спасибо за поздравление! Избрание на этот пост - прежде всего признание мирового уровня достижений российской науки в области геронтологии и гериатрии.
     Теперь по существу. Мы живём в эпоху старения населения. Это процесс эволюционный и неизбежный: доля людей пожилого возраста будет возрастать. И тут дело не в правительствах или правящих партиях - просто работают законы биологии.
     При этом сейчас просто так уходить на пенсию и ждать чего-то становится невозможным - стоит вопрос об увеличении трудоспособного периода. Это вопрос выживания государств. Если население постарело и некому работать, то мы вынуждены приглашать трудовых мигрантов.
     - Выходит, на эти процессы можно влиять?
     - Мы зачастую недооцениваем наши человеческие возможности, хотя примеров трудоспособных долгожителей немало. К примеру, активному участнику Великой Отечественной войны, фронтовику-десантнику, а ныне директору НИИ медицинской приматологии академику РАМН Борису Аркадьевичу Лапину в августе исполнится 90 лет, из которых более 50 он возглавляет этот известный во всем мире институт. Причём работает очень активно - ему не могут найти адекватную замену, так как он очень эффективный учёный и руководитель. А вспомните петербуржца академика Фёдора Углова, прожившего 103 года и внесённого в 1994 году в Книгу рекордов Гиннесса как старейшего в мире практикующего хирурга. Если провести аналогию, то представьте, сколько открытий сделал бы Альберт Эйнштейн, проживи он не 75 лет, а хотя бы 90. В то же время сохранение профессионального долголетия актуально не только для людей выдающихся - это должно стать достоянием всех.
     - В таком случае, какова цель геронтологов?
     - Добиться естественного старения человека! Мы же в основном находимся в процессе преждевременного старения - 75-80 лет. Нормальное старение - это когда человеку за 90-95-100 лет. Что преждевременно, то неестественно.
     - Что позволит этого добиться, помимо наконец-то входящего сейчас в моду здорового образа жизни?
     - Ещё в 1968 году начав работать над этой проблемой в Военно-медицинской академии, мы со временем разработали ряд геропротекторов - препаратов, замедляющих старение. Это пептидные биорегуляторы, которые при приёме увеличивают продолжительность жизни на 20-40 процентов. Они прошли все необходимые клинические испытания и официально зарегистрированы.
     Почему нельзя продлить жизнь на больший срок? Потому что это верхний видовой предел человека. Это тот ресурс, который мы все имеем. Любому человеку при нормальных социальных условиях, его поведении и уровне культуры реально добавить 30 процентов к продолжительности жизни. Если же человек «дикарь», то ему хоть струйно вводи эти препараты, ничего не поможет: он будет пить, курить, неправильно отдыхать. Не случайно последние исследования показывают: чем выше интеллект, тем больше продолжительность жизни.
     - Как геронтолог, что посоветуете для замедления старости и продления активного возраста?
     - Во-первых, понять, что здоровье - в ваших руках и заботиться о нём нужно прежде всего самим, а не надеяться на государство. Во-вторых, соблюдать режим дня: нарушение естественных биоритмов крайне нежелательно. В-третьих, сбалансированное и умеренное питание. К слову, зачастую вредны именно дорогостоящие продукты (копчёности, жирная пища, сладости и тому подобное). Плюс забота о качестве воды: если оно неважное - используйте для очистки бытовые фильтры. И, наконец, посильная физическая активность. В пожилом возрасте лучше всего обычная ходьба, плавание, велосипед. Живите долго!



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex