на главную страницу

20 Июля 2011 года

Армия России: век XXI

Среда

Версия для печати

Литавры доблести и славы

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



В очередном выпуске программы «Военный совет», которая выходит на радиостанции «Эхо Москвы» и телеканале «Звезда», приняли участие начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил РФ генерал-лейтенант Валерий ХАЛИЛОВ и начальник Центрального оркестра Министерства обороны подполковник Сергей ДУРЫГИН.


     - Вы были гостями нашей программы совсем недавно, в апреле. Что нового произошло за прошедшее время?
     В.Х.: Мероприятием номер один стал парад, в котором приняло участие большое количество военных музыкантов. Парад мы провели достойным образом, войска прошли слаженно, оркестр играл очень ритмично, создавая правильный настрой. Парад был очень красивым.
     Впереди у нас тоже очень важное мероприятие. В четвёртый раз мы будем проводить международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня». Это настоящий музыкальный военный спектакль. Он будет грандиозным по количеству исполнителей.
     - Фестиваль «Спасская башня» стал уже хорошей традицией. А как родилась идея его проведения? Есть ли у него какие-то аналоги в мире?
     В.Х.: Аналогов очень много. Такие фестивали проводятся регулярно во многих странах. И я лично, и Сергей Юрьевич бывали на таких фестивалях. Есть фестивали мирового уровня, о которых знают все военно-музыкальные коллективы мира.
     Трудно сказать, кому именно принадлежит идея проведения нашего фестиваля. Своеобразной его предтечей был Международный военно-музыкальный фестиваль «Ода миру». К нам каждые 5 лет на 9 Мая приезжают три оркестра стран антигитлеровской коалиции - французский, английский и американский. И вот, когда впервые 10 лет назад такой фестиваль был проведён в Москве, было высказано предложение проводить такие мероприятия не в рамках одного только праздника, а в рамках всемирного фестивального движения. А что при проведении фестиваля такого уровня может быть лучше Красной площади столицы?
     - Сергей Юрьевич, вы давно принимаете участие в таких фестивалях?
     С.Д.: В таких фестивалях я принимаю участие с 2002 года, с тех пор, как был назначен в Центральный оркестр Министерства обороны. В том же году впервые выехал с оркестром в Норвегию. После этого неоднократно бывал в различных государствах. Могу сравнивать наш фестиваль с фестивалями, которые проходят за границей. Наш более масштабен, красочен, интересен. Он, считаю, великолепен, замечателен. Приезжающие к нам коллективы имеют высочайший профессиональный уровень. Высок уровень и оргкомитета фестиваля, который всё это планирует, занимается подготовкой к выступлениям. И конечно, зрителю попасть на него не так-то просто. Многие, в том числе наши знакомые, к сожалению, обижаются, что мы не можем их провести на фестиваль. Но такой возможности у нас попросту нет. И это очень здорово, что такое огромное количество любителей музыки желает посмотреть, послушать военные оркестры. С каждым годом их становится всё больше и больше. Интерес к выступлениям военно-музыкальных коллективов растёт.
     - А сколько оркестров, из каких стран будут участниками фестиваля в этом году?
     В.Х.: В этом году будет 15 оркестров, представляющих различные континенты. Будет, например, совершенно потрясающий коллектив из Норвегии: почётный караул, королевский оркестр. Это сейчас мировой бренд. Будет швейцарский коллектив барабанщиков - тоже всемирно известный коллектив. Его очень трудно пригласить на фестиваль, потому что он везде нужен. Выступления расписаны на много лет. Но норвежцы и швейцарцы с удовольствием приняли предложение участвовать в нашем фестивале. У нас будет два коллектива с Ближнего Востока - из Иордании и Пакистана. Приедут и королевский оркестр из Англии, и лучший центральный оркестр из Греции. Два коллектива из Италии, оркестр Иностранного легиона из Франции. У нас будет два фольклорных коллектива из Мексики, 125 человек. И из Китая замечательный коллектив будет. Второй раз подряд будет участвовать президентский оркестр Украины. Это замечательный коллектив с великолепным исполнительским даром. Ждём королевский оркестр из Испании. Вспомним о том, что этот год - Год Испании и Италии в России. Поэтому очень символично, что коллективы из этих стран будут участвовать в нашем фестивале.
     Будут участвовать и суворовцы Московского военно-музыкального училища, которые становятся, можно сказать, украшением нашего праздника. Когда они выходят, то сразу же получают бурю оваций от зрителей. И потому, что их знают, и потому, что всё-таки это юноши, молодая поросль. У нас будет впервые участвовать в таком дефилейном амплуа концертный военный оркестр Военно-морского флота. Но то, что они будут делать, пока тайна.
     - А что такое дефилейное амплуа?
     В.Х.: Дефиле - это передвижение музыкантов под музыку. Флотский оркестр всегда с какой-то изюминкой выступает, с каким-то секретом небольшим. И, уверен, в этом году во время выступления подтвердит свою необычность, неординарность.
     Конечно, основную нагрузку на фестивале будет нести Центральный оркестр Министерства обороны. Нагрузка не только в том, что наши музыканты станут одними из главных действующих лиц на Красной площади, но и в предварительной работе, которая складывается из подготовки музыкального материала. Но, уверен, наш оркестр с блеском справится со всеми задачами.
     У нас намечается грандиозный финал. Он в этом году будет построен на русской, итальянской и испанской музыке. Это будет интересный коллаж классических произведений. Венцом станут два произведения. Это финал Девятой симфонии Бетховена «Ода к радости», который мы называем ещё и «Гимн Европы». И лейтмотив фестиваля - финал увертюры Чайковского «1812-й год». Это традиционная музыка, которую мы исполняем. Причём в партитуре заложены пушечные выстрелы. Фейерверк добавит красоты. А уходить оркестр будет под известный марш «Прощание славянки», которому в следующем году исполнится уже сто лет.
     - Всё, о чём вы рассказали, действительно обещает быть впечатляющим зрелищем...
     В.Х.: Конечно, ведь все оркестры разные. И каждый по-своему уникален. Каждый коллектив несёт в себе музыкальную культуру своей страны. Одно из наших предварительных условий: исполнять ту музыку, которая присуща данной стране. В прошлом году, к примеру, приезжали американцы, они исполняли Майкла Джексона. А, скажем, французы, приезжая, исполняют какие-то свои всемирно известные напевы. В этом году, кстати, будет и специальный гость. Уже третий раз подряд к нам приедет всемирно известная певица Мерей Матье. Некоторые говорят: «Почему она всё время приезжает, почему одна и та же певица?» Но ведь её любит наш народ. Её музыка, песни узнаваемы. Они дают возможность вспомнить замечательные времена нашей молодости. Она не потеряла прелести. Это великолепная певица, она очень любит Россию, стремится сюда. Она неоднократно здесь бывала, выступала в Кремлёвском дворце. В очередной раз она приезжает к нам, и мы с удовольствием будем ей аккомпанировать. Причём мы стараемся делать это так, чтобы огромный оркестр в аккомпанементе способствовал раскрытию её самых лучших профессиональных достоинств.
     - А в военных оркестрах и у нас в стране, и за рубежом часто можно увидеть женщин? Или это всё-таки исключение из правил?
     В.Х.: Даже в Центральном оркестре Министерства обороны проходят службу женщины, играющие на духовых инструментах. Как правило, женщины в военных оркестрах играют на определённых видах инструментов. Скажем, флейте, гобое, кларнете. Это лёгкие, изящные инструменты. И играют они блестяще. По крайней мере в нашем оркестре, где подавляющее большинство музыкантов имеют высшее специальное музыкальное образование, женщины выделяются в лучшую, безусловно, сторону.
     - Сергей Юрьевич, расскажите, пользуясь случаем, немного о своём оркестре.
     С.Д.: Центральный оркестр Министерства обороны - это первый эталонный военный коллектив нашей страны. Можно сказать, что мы - негласная визитная карточка Министерства обороны в музыкальном смысле этого слова. Конечно, мы должны показывать пример прежде всего коллегам из других оркестров в профессиональном исполнении того или иного произведения. В единый коллектив собраны замечательные профессиональные музыканты. Он разделён на две части. Это духовой оркестр и симфонический оркестр. Стоит обратить внимание на то, что вообще в любой армии мира обязательно есть симфонический оркестр. Это очень важно. Ведь своей музыкой мы призваны воспитывать юношей, которые служат в Вооружённых Силах.
     Мы должны обеспечивать различные ритуалы. Это исполнение Государственного гимна РФ, внос, вынос Знамени, музыкальное обеспечение строевых смотров, музыкальное обеспечение принятия военной присяги военнослужащими, и многое, многое другое. Во вторую очередь, это, конечно, концертная деятельность. Центральный военный оркестр постоянно выступает перед военнослужащими, членами их семей на просторах нашей замечательной страны. Если появляется возможность выехать за рубеж, то там мы представляем русское военно-музыкальное искусство. И, конечно же, мы обязаны быть эталоном во всёх отношениях. И в ношении формы одежды, и в строевой выправке. Мы должны быть эстетичны и красивы во всём. И внешне, и в своём профессиональном развитии. Для публики немаловажен внешний антураж. Вы, допустим, когда приходите на концерт, невольно обращаете внимание на дирижёра. Не очень хорошо, если он слишком полный, небрит, неопрятен. Или тот или иной музыкант как-то не очень хорошо выглядит внешне. Публика на это реагирует. А мы всё-таки представляем наши Вооружённые Силы. Мы должны быть идеальны. Это один из главных моментов. Сейчас Валерий Михайлович прорабатывает вопрос, чтобы вернуть те традиции, которые были заложены ещё в русской, императорской армии, когда каждый оркестр был в своей особенной военной форме одежды...
     В.Х.: В армии много профессий. Есть, к примеру, Железнодорожные войска. У них же своя специальная форма. Своя у лётчиков, у подводников. И у музыкантов, считаю, тоже должна быть своя форма.
     - А как обстоят дела с кадрами? Как готовят военных дирижёров?
     В.Х.: Заказчиками военных дирижёров является военно-оркестровая служба Министерства обороны. На нас возложен профессиональный отбор выпускников. Сейчас кадры готовят в Военном институте военных дирижёров Военного университета. В этом году осуществлён очередной выпуск молодых военных дирижёров. Каждый из выпускников получил назначение на должность, отправляются служить. Сейчас у них отпуск, скоро они прибудут к местам своей службы.
     - Наши Вооружённые Силы приобретают новый облик. А что это значит для военно-оркестровой службы?
     В.Х.: Прежде всего это обязанность идти по пути качества. Всё решает профессионализм, подкреплённый воспитанием, в том числе и патриотическим. И это то, чем мы, собственно, и занимаемся - военно-патриотическим воспитанием. Новый облик армии - это прежде всего профессионализм. Сегодня оркестров не столько, сколько мы хотим, а столько, сколько нужно. Есть соединения, скажем, в виде бригады или полка. Там по штатному расписанию есть военный оркестр. Он определён регламентирующими документами. Он несёт свою функцию, участвует в эстетическом художественном воспитании личного состава, в обеспечении мероприятий для гражданского персонала, членов семей военнослужащих.
     - Оркестров стало меньше?
     В.Х.: Да, их количество подсократили. Но, самое главное, это не отразилось на качестве. Очень рад тому, что наши военные оркестры остались военными коллективами. Трудно себе представить военный оркестр гражданским. Военный оркестр, который стоит в общем строю полка, бригады, прежде всего исполняет строевые функции. Он должен показывать образец выправки, молодцеватости, подтянутости. Кроме того, он призван быть плотью от плоти, кровью от крови именно военной составляющей. Оркестр обязан заражать своим военно-патриотическим началом, духом людей, которые стоят в строю. Людей, которые смотрят на поднимающийся в небо флаг при исполнении Государственного гимна РФ. Военный оркестр был и остаётся элементом государственной символики в музыке.
     - А понимание такое есть у руководства?
     В.Х.: Не только понимание. Уже принято окончательное решение о том, что контингент военного оркестра - это военнослужащие по контракту и призыву. И небольшая часть гражданского персонала. Мы уже определились в своём количественном и качественном составе.
     - А каково соотношение музыкантов по контракту, по призыву?
     В.Х.: Если, к примеру, взять оркестр военно-учебного заведения, то в его составе 26 человек. 5 человек гражданских, остальные - военнослужащие по контракту и призыву.
     - Призывников много в таких оркестрах?
     В.Х.: Дело в том, что у нас военнослужащие по призыву могут приходить на вакантные места военнослужащих по контракту. Предположим, у нас двадцать должностей военнослужащих. Из них, скажем, 15 занимают военнослужащие контрактной службы. На оставшиеся вакантные пять должностей можно взять военнослужащих по призыву. Или, наоборот, это соотношение может меняться.
     - В военных оркестрах ещё и воспитанники предусмотрены?
     С.Д.: Воспитанники предусмотрены штатной структурой в различных оркестрах. И это правильно. Ведь многие дети, особенно из неполных семей, благодаря этому состоялись в жизни. Буквально недавно к нам приезжал один уже достаточно пожилой человек из Ташкента, у которого сын выпускался из Рязанского воздушно-десантного командного училища. И он сказал: «Я очень благодарен Российской армии и этому дирижёру, который в тот момент служил в Рязани. Он этого мальчика, не имеющего российского гражданства, взял в 15 лет воспитанником военного оркестра училища». Руководство, которое на тот момент было во главе этого училища, тоже проявило человечность, пошло навстречу, и молодой человек состоялся как офицер, как личность. Он получил российское гражданство, стал десантником, лейтенантом. И это здорово. Так что любовь к музыке, служба в оркестре нередко определяет всю дальнейшую жизнь, выстраивает судьбу.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex