на главную страницу

20 Июля 2011 года

Без камуфляжа

Среда

Версия для печати

Всё то же горе от ума

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».
Фото Елены ЕФИМОВОЙ.




     В России сегодня десятки, если не сотни театров. А вот современных пьес в их репертуаре считаные единицы. Да и те в основном из ряда «творчество не для всех», когда романтику отношений героев откровенно опошляют. Театры и в наши дни спасает классика, проверенная столетиями. Есть театры, которые весьма ответственно подходят к репертуарной политике и стараются приобщать зрителя к образцам высокого художественного вкуса.
     И в Московском драматическом театре на Перовской (директор театра - заслуженный работник культуры Андрей Панченко, художественный руководитель - заслуженный артист России и Украины Кирилл Панченко) практически сразу после премьерного показа «Ромео и Джульетты» Шекспира зрителей пригласили на «Горе от ума». Эта трагикомедия в стихах вывела совсем молодого Грибоедова в классики русской литературы, оставив в памяти потомков автором одной, но до чего же удивительной пьесы. Хотя статский советник Александр Грибоедов, представитель старинного дворянского рода, был необычайно талантлив во многих областях, показал себя не только поэтом, пианистом, композитором (сохранились два «Грибоедовских вальса»), но и великолепным дипломатом. Службу родному Отечеству понимал именно как служение. Во время Отечественной войны 1812 года вступил в добровольческий Московский гусарский полк, позже, проникнувшись идеями декабристов, вполне мог разделить их судьбу. Спасло то, что следствие не смогло найти доказательств принадлежности поэта к тайному обществу, потому что по общему согласию всех подозреваемых никто не дал показаний против Грибоедова. Может, потому пьеса и разошлась на цитаты, что Грибоедов драматургию своей собственной жизни перенёс на сценическое полотно.
     Интересные метаморфозы связаны с восприятием пьесы в разное время. Декабристы воспринимали её как некий художественный манифест их движения, ведь сам Грибоедов определял идею пьесы как протест свободной личности «против гнусной российской действительности». Но позже трагикомедия интерпретировалась больше как полное горечи повествование о несостоявшейся любви. Наше время оказалось благодатным для Грибоедова, как автора политической и бытовой сатиры, так что перипетии любовных переживаний героев служат всего лишь красивой огранкой стремлению драматурга написать объёмную картину жизни общества своего времени. Режиссёр Театра на Перовской попытался перенести пьесу в наши дни, чтобы приметами прошлого, сатирой над ним бороться с современными пороками. Интересно, что по Грибоедову главный герой пьесы - Чацкий (актёр Михаил Малинин), с его беспощадными характеристиками окружающего. Но в спектакле на первый план выходит секретарь Фамусова - Молчалин (актёр Кирилл Дарин). Может быть, потому, что ролью своей, повадками напоминает «офисный планктон» нашего времени. Угождать, постоянно заботиться, как бы выгоднее себя преподнести. И помалкивать, ведь «злые языки страшнее пистолета». Эдакий Акакий Акакиевич, но с тщательно скрываемыми амбициями. А Чацкий... Он просто не находит себе места среди совершенно чуждых ему по духу людей. Вот разве что Софья (актриса Эльвира Гирфанова)... Но умненькая дочка богатого барина - яблоко всё из того же сада. Откуда привиться чему-то новому, когда традиции бытия кажутся незыблемыми, вечными. А новое... «Что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» Ни-ни, всё должно идти так, как установлено «светом».
     Великолепен Фамусов (заслуженный артист России Юрий Булдыгеров). Не отходя от авторского текста, он игрой, интонацией перемещается в XXI век, совершенно при этом не заигрывая со зрителем.
     Зал театра мал, всего около ста мест, сцена с ним практически сливается. Поэтому либо актёры вовлекают публику в действо, либо создаётся дисбаланс восприятия. И здесь очень помогают грамотно выстроенная сценография и великолепные костюмы, которые в театре разрабатывает и создаёт Любовь Лаптева.
     Принято считать, что больше всего запоминается последняя фраза или слово. Ближе к финалу пьесы, когда гости уже начинают расходиться, в зал буквально вбегает Репетилов (актёр Павел Ремнёв), ещё один старый знакомый Чацкого. И приглашает его посетить один «секретнейший союз», где «решительные люди» обсуждают «матерьи важные». Но Чацкий, немало попутешествующий по свету и уже знающий цену и Репетилову, и его друзьям, отвечает жёстко: «Шумите вы, и только!» Не правда ли, и здесь Грибоедов, знаток нравов и политических амбиций своего времени, далеко перешагнул эпоху?



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex