на главную страницу

22 Июля 2011 года

Белоруссия

Пятница

Версия для печати

Березина даёт «добро»



Ливень, казалось, сгладил различие между сушей и водной поверхностью реки Березины. Но...

     «Дождь танкиста не мочит...» – с этими словами заместитель командира танковой роты по вооружению гвардии старший лейтенант Алексей Мачульский дал отмашку, приказав подчинённому приготовиться к преодолению водной преграды. Ещё несколько секунд – и по радиостанции прозвучала команда заместителя командира 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады по вооружению гвардии подполковника Дмитрия Кравцова.
     – Для выполнения задачи – вперёд!
     И уже тише, но так, чтобы механик-водитель слышал, офицер добавил:
     – Не волнуйся, сынок!..
     Танк-Т-72Б под управлением гвардии ефрейтора Сергея Дубины уверенно вошёл в водную рябь. И уже через несколько секунд он скрылся в реке почти по самую кромку башни.
     Такой же уверенный выход на берег, разворот – и боевая машина снова прошла по дну реки точно по маршруту, выйдя на сушу у береговых ограничителей...
     В течение нескольких часов военнослужащие 355-го гвардейского отдельного танкового батальона и 339-го гвардейского отдельного механизированного батальона 120-й гвардейской омбр выполняли упражнение по преодолению водной преграды: танкисты – вождение под водой, а мотострелки – вождение на плаву. Была и особенность: и те, и другие впервые за последние пять лет учились преодолевать водную преграду не в специально оборудованном учебном месте, а на реке. Проходило занятие в районе «Французской вышки» 227-го общевойскового полигона. В этом месте Березина при ширине 60-70 метров хоть и неглубока (максимум два метра), но имеет заметное течение – до 0,2 метра в секунду. А это накладывало, конечно, свой отпечаток на управление, например, БМП-2.
     Эта боевая машина в отличие от танка – плавающая. Поэтому при входе в русло реки механик-водитель просто обязан был уйти на несколько метров против течения, чтобы к моменту касания гусеницами дна на противоположном берегу выйти прямо к ограничителям маршрута. Кому-то из механиков-водителей БМП это удавалось сделать с первого раза, иные от волнения не успевали зацепиться за грунт в положенном месте – и машину сразу относило на пару метров в сторону... Однако экипаж тут же выравнивал БМП, и она уверенно шла к берегу.
     Это не оговорка – именно экипаж управлял бронетехникой. Например, командир танка при отсутствии видимости под водой давал команды механику-водителю, а тот в свою очередь управлял машиной.
     – Прежде чем проводить практическое занятие, командование частей провело основательную подготовку военнослужащих к вождению техники на воде и под водой, – рассказал контролировавший выполнение упражнения заместитель командующего войсками Северо-западного оперативного командования (ЗСОК) ВС РБ по вооружению полковник Виктор Туров. – Личный состав прошёл легководолазную подготовку, получил практику работы в изолирующих противогазах и со спасательными жилетами, отработал соответствующие нормативы как на суше, так и под водой. Была проделана огромная работа по подготовке техники: в несколько этапов провели герметизацию БМП и танков учебно-боевой группы бригады. Потом герметичность пространства каждой машины была проверена с помощью специальных приборов.
     Всего в тот день в занятии по преодолению водной преграды приняли участие 28 экипажей. Практику такого вождения все эти военнослужащие получили впервые. И, понятно, эмоции у них били через край. Так, командир танка Т-72Б гвардии старший сержант Евгений Змушко вспомнил, как захватывало дух в те моменты, когда вода приближалась к триплексу. Тогда люк над головой механика-водителя гвардии ефрейтора Андрея Галушкина уже скрылся под водой – и только указания командира по ТПУ помогли с честью вывести боевую машину из глубин...
     Организация занятия и подготовка техники оказались на высоте. Своенравная река Березина, неудачная переправа французских войск через которую почти два века назад вошла в историю, дала военнослужащим гвардейской бригады своё «добро». Как отметил посетивший занятие командующий войсками СЗОК генерал-майор Иван Чаус, с такими механиками-водителями ему будет не стыдно участвовать в предстоящем осенью российско-белорусском совместном оперативном учении.
     – Эти занятия были запланированы именно в рамках подготовки экипажей к совместному учению, – подчеркнул он. – Ведь Березина коварна. Она не очень-то широка, но имеет течение, которое делает вождение под водой и на плаву сложным. Если бронемашина не заглохла в таких условиях – значит, экипаж слажен, имеет хорошие навыки в управлении техникой. На предстоящем учении будут возможны любые вводные, и мы должны быть к ним готовы...



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex