на главную страницу

23 Июля 2011 года

Офицеры России

Суббота

Версия для печати

Формула Успеха

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».



Поколение тридцатилетних в сегодняшнем российском офицерстве, как мне кажется, народ особый. В военные училища они поступали во времена перемен, когда их сверстники по большей части «профориентировались» на бизнес по системе «купи – продай». Кто-то из их однокашников уходил в «цивильную» жизнь, попадая под общие веяния или просто не видя смысла в военной службе. А они продолжали тянуть взводные лямки. В тактическом звене они прошли огненные рубежи «горячих точек», говоря попросту, побывали на войне, и некоторые из них – не на одной. И сегодня эти офицеры – становой хребет Российской армии.

     – Ну что, лейтенант, ВДВ сам выбирал? И на Юге служить тоже сам согласился? Правильно, курорт – дело хорошее. Только это – для отдыхающих. У нас вместо пляжа – полигон, – голос командира батареи Владислава Малышева звучал без назидания, а даже с некоторой иронией. – На обустройство – один день. Больше, извини, дать не могу. Через месяц у нас учения с боевой стрельбой. Вопросы есть? Будут – обращайся...
     Так гвардии лейтенант Александр Окружнов шагнул в профессию из своей курсантской поры. Гвардии капитан Малышев относился к первым промахам взводного с пониманием – особо не пенял, но и не нянчился.
     Помнится, после стажировки в войсках выпускники Коломенского военного института считали себя готовыми артиллеристами. Многим пришлось за взводных командиров поработать на учениях, прикрывая штатные проплешины в частях. Довелось опробовать курсантам на реальном личном составе свои командные и воспитательские способности. Одним словом – готовые офицеры. Но первая же неделя лейтенантской службы в артиллерийском полку воздушно-десантной дивизии показала, что знаний по автомобильной, технической подготовке, полученных ещё в первой половине учёбы и поэтому изрядно подзабытых, явно не хватает. Благо, комбат, техник батареи не отмахивались от лейтенантских вопросов. Да и сам Окружнов для себя как-то сразу решил, что не зазорно учиться у опытного солдата или сержанта, а зазорно не знать то, что в военной специальности знают они.
     На первых учениях Александр Окружнов и его «гаубичники» отработали на «отлично». Но комбат не разделял радости взводного:
     – Для начала – неплохо, но шероховатостей многовато. Расторопность сержантов выручила. Уволятся они – что делать будешь?
     А делать можно было только одно – грызть артиллерийскую и командирскую науку. Как и обещал комбат, не до пляжа было лейтенанту. Практически дневал и ночевал в батарее.
     На четвёртом месяце службы Александр Окружнов стал старшим офицером батареи.
     – Не задирай нос. Это тебе авансом. Так сказать, на фоне «кадрового голода», – подначивал гвардии капитан Владислав Малышев, хотя к тому времени уже знал, что на этого лейтенанта можно полагаться во всём.
     Однокашник по училищу – взводный из соседней батареи Михаил Аверочкин, с которым складывались добрые отношения друзей-соперников, тоже «подкалывал»:
     – Теперь ты, Саня, в гору пойдёшь – не угнаться!
     И действительно, по горам ему походить довелось по полной. Не зря десантная дивизия, в которой служил лейтенант, позже стала называться десантно-штурмовой горной. И как в известной песне поётся, «здесь вам – не равнина, здесь климат иной!» И не только в смысле погодных перепадов. Моральный климат в десантной среде горы тоже доводили под себя – гвардия по-настоящему готовила себя не только к учебным боям среди скал. Лейтенанты Окружнов и Аверочкин здорово переживали, что многие их однокашники уже набираются боевого опыта в реальных боевых условиях, а им приходится отсиживаться в учебных «тылах».
     Когда Саша ещё школьником выбрал для себя учёбу в «спецклассе» с уклоном на военно-артиллерийскую подготовку, он особо не задумывался о том, что профессия эта нужна прежде всего для войны. Родившийся в военном городке – отец служил вертолётчиком на Семипалатинском полигоне – он впитал из ближнего окружения понимание, что военная профессия – для настоящих мужчин. Нужна она, чтобы не было войны. И десантную батарею в артучилище он, скорее всего, выбрал по принципу: «ВДВ – это красиво!» Это уже в горах офицер Окружнов поймёт всю «прелесть» десантной службы, сделав для себя вывод: где труднее – там интереснее. А трудностей в «стреляющих» горах хватало сполна. Походно-окопная жизнь под пулями только в кино может показаться романтичной, да и то лишь для тех, кто не имеет о ней никакого представления. На самом деле это изнуряющая нервы и тело работа. Часто на зыбкой грани жизни и смерти. Побеждает и выживает здесь более подготовленный к такому изнурению человек. Александр Окружнов сам это понял быстро и старался, чтобы его подчинённые это тоже как следует усвоили. И в том, что их батарея воевала без потерь, есть и его доля офицерского труда.
     Наверное, не только личное мнение высказал гвардии сержант Александр Комаров, когда уезжал с той войны:
     – Хочу от всей души сказать спасибо нашим офицерам за то, что мы с ребятами возвращаемся домой живыми и здоровыми!
     С батальонной тактической группой гвардии подполковника Олега Голикова артиллеристам пришлось пройти немало опасных дорог и бездорожья. Взаимодействие было отточено до полного взаимопонимания. Однажды при посадке в горах был подбит наш вертолёт. Бандиты, естественно, решили захватить его. Вертолётчики, отбиваясь из последних сил, запросили по рации помощи.
     – Моим ребятам надо время, чтобы туда добраться. Так что выручай, артиллерия! – попросил командир десантной роты.
     Место приземления «вертушки» артразведчики засекли точно. Необходимые расчёты Александр Окружнов со своими бойцами произвели в один момент. По ходу старший лейтенант вспомнил, как о подобной ситуации из своего афганского опыта рассказывал училищный преподаватель подполковник Виктор Вавилов. Тогда его батарея до подхода пехоты отсекала от наседавших душманов экипаж подбитого танка. Огневым окаймлением артиллеристы выставили защиту своим боевым побратимам. Точно так же действовали на этот раз и подчинённые Александра Окружного. В общем выручили вертолётчиков и пехоте помогли. Простое «спасибо, «артель», прозвучавшее по рации, в такие моменты дорогого стоит.
     Позже, став командиром батареи, Александр Окружнов уже точно будет знать, по каким реальным меркам войны надо готовить своих «гаубичников». И делать он это будет не просто профессионально, а мастерски. Не раз и не два его батарея возьмёт Кубок лучшего артиллерийского подразделения дивизии. И эта выучка скажется на другой войне, где у Александра Окружного тоже не будет потерь среди личного состава и где все задачи в самых тяжёлых ситуациях артиллеристы его батареи выполнят как по нотам.
     Я спросил начальника штаба полка гвардии подполковника Романа Михайлина о главной отличительной черте Александра Окружного.
     – Их у него две, – немного подумав, ответил он, – скромность и сверхнадёжность.
     И действительно, немногословный по натуре, он никогда не станет искать причин, препятствующих выполнению поставленной командованием задачи. Сразу же начинает с поиска оптимальных решений её выполнения. При этом в случае успеха обычно скажет: «Нормально у нас получилось!» А при неудачном результате посетует: «Промашка у меня вышла...»
     Начальник штаба артиллерийского дивизиона гвардии майор Александр Окружнов сегодня считает, что его офицерская судьба складывается вполне успешно. Он с хорошим настроем каждое утро идёт в полк, с удовольствием занимается делами службы, с радостью возвращается в семью, которая совсем недавно пополнилась с рождением второй дочурки.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex