26 Июля 2011 года |
Юбилей |
Вторник |
|
||
Мемориальному кораблю «Красный вымпел» исполнилось 100 лет. Интересна и богата событиями история этого судна, когда-то носившего имя губернатора Камчатки адмирала Василия Завойко. С него зарождался советский флот на Дальнем Востоке...
А началось всё в далёком 1910 году на Охтинской верфи в Петербурге, когда октябрьским днём спустили на воду парусно-паровую яхту «Адмирал Завойко». Сооружалась она частной фирмой «Крейтон и К°» по заказу камчатского губернатора и предназначалась для нужд его администрации. Название яхта получила в честь адмирала Василия Степановича Завойко, руководителя героической обороны Петропавловска-Камчатского в период англо-французской интервенции 1854 года.
При водоизмещении в 650 т судно имело длину 43,5 м, ширину - 8,5 и осадку - 4 м. Паровая машина трёхкратного расширения мощностью 600 л. с., приводившая в движение четырёхлопастный винт, позволяла развивать скорость хода до 9 узлов. Пар вырабатывался цилиндрическим огнетрубным котлом, работавшим на каменном угле. Дальность плавания составляла 2.500 миль. Корпус был клёпаной конструкции, характерной для судов этого класса формы: острый ледорезный нос с клиперским образованием плавно переходил в шторм-дек, на котором находилась небольшая двухъярусная рубка, а за ней - дымовая труба и дефлекторы. Имелись две высокие мачты, на которых в случае необходимости поднимались паруса. Под шторм-деком располагалась ещё одна палуба с помещениями для пассажиров и администрации. В 1911 году «Адмирал Завойко» совершил переход на Дальний Восток и в течение почти десяти лет выполнял скромные функции пассажирского судна. После Октябрьской революции, в период утверждения в регионе советской власти, правительство Дальневосточной республики включило яхту в состав Сибирской военной флотилии в качестве посыльного судна. Команду укомплектовали военными моряками численностью 57 человек. Командиром стал бывший офицер русского флота Александр Клюсс, комиссаром - Станислав Орловский. С этого момента началась военная служба «Адмирала Завойко». После трагического лихолетья Гражданской войны «Красный вымпел» принимал участие во многих гидрографических экспедициях по изучению и осуществлению морских съёмок северной части Берингова моря. Высокой бдительности, выдержки и хорошей морской выучки требовало плавание во льдах, в тумане, в штормовых условиях. Несмотря на трудности, правительственное задание - описать большой участок побережья от острова Карагинский до Анадырского лимана - команда выполнила в срок. Летом 1929 года кораблю поручили оборудовать посадочные пункты на островах Беринга и Атту для одного из первенцев нашей авиации - гидросамолёта «Страна Советов», летавшего по маршруту Москва - Нью-Йорк через Сибирь, Охотское море и Тихий океан. А когда в 1932 году началось создание Тихоокеанского флота, то одним из первых в его состав был включен «Красный вымпел». Многие годы он использовался для боевой подготовки кораблей и частей флота в море, днём и ночью обеспечивая артиллерийские и торпедные стрельбы подводников и катерников, морских лётчиков и артиллеристов береговой обороны. В предвоенные годы корабль перешёл в ведение военно-морского училища, где проходили морскую и штурманскую практику будущие командиры советского флота. В Великую Отечественную войну выполнял работы по прокладке подводных кабелей, обеспечивал стоянки подводных лодок на отдалённых необорудованных рейдах. После войны за отличное выполнение задания по обнаружению вражеских мин и разработку способов их траления 23 члена экипажа были награждены орденами и медалями. В боевом строю ТОФ «Красный вымпел» находился 37 лет. 27 июля 1958 года по решению военного совета Тихоокеанского флота он встал на вечный прикол в бухте Золотой Рог, превратившись в мемориальный корабль. И по сей день «Красный вымпел» является филиалом Военно-исторического музея ТОФ, одной из визитных карточек Владивостока. Как и прежде, корабль-ветеран служит делу воспитания у современного поколения патриотизма, любви к флоту и его славным традициям. - К сожалению, пока мы не можем организовывать экскурсии во внутренние помещения легендарного корабля, - говорит заведующий флотским музеем капитан 3 ранга запаса Евгений Журавлёв. - Небольшая команда во главе с ветераном ТОФ старшим прапорщиком Николаем Сазыкиным делает всё от них зависящее, чтобы поддерживать «Красный вымпел» в хорошем состоянии, но давно уже требуются капитальный ремонт корпуса, внутренняя отделка судна. А на это попросту не выделяются средства. Потому нынешним летом мы сможем организовывать экскурсии только по верхней палубе. Добавим, что 20 июля в Военно-историческом музее ТОФ открылась новая экспозиция, посвящённая юбилею яхты «Адмирал Завойко» - кораблю «Красный вымпел». |
Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства |
|