на главную страницу

27 Июля 2011 года

31 июля - День ВМФ России

Среда

Версия для печати

«Африканские» вахты – особая школа

Константин ЛОБКОВ, «Красная звезда».
  Фото автора.



     Cоединение больших противолодочных кораблей Тихоокеанского флота в летнем периоде обучения, кроме решения других задач, занято подготовкой экипажей к дальним походам в Индийский океан. Именно из этой бригады отправлялись в Аравийское море, чтобы обеспечивать безопасность гражданского судоходства, БПК «Адмирал Виноградов», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев». Постепенно накапливается опыт противодействия морским пиратам в опасной для мореплавания зоне, обогащается практика повседневной учёбы.
     – Впервые за последние два десятилетия мы восстановили своё постоянное присутствие в зоне Индийского океана и будем находиться там в дальнейшем в интересах России и международного сообщества, – заявил на проводах одного из таких отрядов ТОФ командующий войсками Восточного военного округа адмирал Константин Сиденко. – Экипаж БПК «Адмирал Виноградов» – первый из наших кораблей, начавший применять совершенно отличную от прежней тактику по проводке конвоев судов, которая показала высочайшую эффективность. И сейчас корабли мирового содружества, переняв её, действуют, как действовали российские моряки. «Адмирал Виноградов», а за ним и «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц», «Маршал Шапошников» провели десятки конвоев из многих стран мира, предотвратили ряд нападений на различные суда, освободили некоторые из них после захвата. Это, может быть, лишь толика того, что делается по противоборству пиратам в районе Африканского Рога, но тем не менее это вклад нашей страны в большое общее дело.
     Напомним: первым из кораблей ТОФ зимой 2008—2009 годов проторил путь к берегам Сомали с целью проводок международных конвоев «Адмирал Виноградов» под командованием капитана 1 ранга Петра Подкопайло, сменив там сторожевой корабль Балтийского флота «Неустрашимый».
     – Да не столь уж и новым было для некоторых из нас это дело! – рассказывал корреспонденту «Красной звезды» во время одной из встреч Пётр Александрович. – Опыт проводки подобных караванов судов накоплен у тихоокеанцев ещё с начала 90-х годов прошлого столетия, когда наши корабли уходили на боевую службу в связи с известными событиями в Персидский залив. Я сам побывал там впервые лейтенантом. А наш БПК обеспечивал безопасность гражданского судоходства с сентября 1989 года по февраль 1990-го, с сентября 1992 года по январь 1993-го и с ноября 1993 года по март 1994-го. Это только касательно «Адмирала Виноградова», а были походы в район Персидского залива и других кораблей соединения. Иное дело, что в Аденском заливе, куда я пошёл уже в ранге командира корабля, мы применяли новую тактику в противодействии морскому бандитизму, значительно активнее используя возможности морской авиации. Во время проводки 12 конвоев наши вертолёты взлетали в воздух десятки раз днём и ночью, контролируя акваторию, проводя разведку на опасных направлениях, в конечном итоге предотвращая нападения на различные суда.
     «...Во время похода личный состав в условиях постоянной психологической напряжённости, опасности пиратских нападений, значительных перепадов температур, повышенной влажности и тропической жары проявил стойкость и выносливость, продемонстрировал отличную морскую выучку. Большинство личного состава проявило высокую дисциплину и организованность, бдительно несло ходовые и специальные вахты, неукоснительно соблюдало боевые и эксплуатационные инструкции. Поход способствовал повышению престижа страны и усилил интерес мирового сообщества к России как к великой морской державе...» Это строки из приказа командующего Тихоокеанским флотом по итогам дальнего похода, который БПК совершил недавно вновь, возглавив очередной отряд кораблей ТОФ, направляемых в морскую зону Африканского Рога.
     Этим же приказом были поощрены многие члены экипажа «Адмирала Виноградова». Среди них – командир дивизиона живучести электромеханической боевой части капитан-лейтенант Виталий Волгин, командир минно-торпедной боевой части капитан 3 ранга Андрей Перепелица, командир гидроакустической группы капитан-лейтенант Сергей Меркулов, командиры машинной и электротехнической групп старшие лейтенанты Игорь Сушков и Александр Пилиновский, старшина зенитно-артиллерийской команды лейтенант Евгений Шубин, старшина команды автоматизированного управления лейтенант Александр Шенин, комбат лейтенант Константин Цыбиков, командир трюмной группы лейтенант Тимур Мусави, техник радиотехнической боевой части мичман Михаил Схабюк, старший инструктор-водолаз мичман Станислав Красько, старший комендор ракетно-артиллерийской боевой части старшина 1-й статьи Александр Белик, командир отделения рулевых штурманской боевой части старшина 2-й статьи Юрий Исаев, старшина команды космической связи старшина 1-й статьи Виктор Котов, кок старший матрос Денис Панюков.
     В этом походе в морской зоне Африканского Рога БПК в сопровождении морского буксира «СБ-522» и среднего морского танкера «Печенга» провёл в общей сложности 14 караванов (91 судно), обеспечивая безопасность гражданского судоходства от сомалийских пиратов, нанёс визиты в три заморских государства: Шри-Ланку, Сейшельские острова и Вьетнам. Командующий войсками округа адмирал Константин Сиденко во время встречи тихоокеанцев во Владивостоке вручил экипажам жареных поросят, ценные подарки, а отличившимся офицерам и мичманам – ордера на служебные квартиры.
     – Это был самый продолжительный поход наших кораблей в последнее десятилетие, и вы выдержали его с честью, – подчеркнул во время митинга на центральном причале города Константин Семёнович. – Отлично решены задачи боевой службы, вы достойно представили Андреевский флаг в Мировом океане и зарубежных портах. И это отнюдь не последний поход к берегам Африки: уже готовится к этой миссии новый отряд кораблей Тихоокеанского флота.
     По словам заместителя командира БПК по работе с личным составом капитана 2 ранга Сергея Юкова, экипаж устал и сейчас по возможности людей отправляют в отпуска. Ведь виноградовцы прошли девять морей, два океана, полгода – с 17 ноября прошлого года по 21 мая – находились вдали от родных берегов. На переходах экипаж жил не только насыщенной боевой службой, но и морской романтикой, куда без неё!
     – Для нас важно было с самых первых дней похода сплотить значительно пополненный и обновлённый экипаж, чтобы личный состав был морально готов и психологически способен решать все поставленные перед ним задачи в океане, – говорит Сергей Юрьевич. – Думаю, этому способствовал тот фактор, что корабль значительно укомплектован военнослужащими контрактной службы. Да и подготовились к походу основательно: большинство старшин и матросов прежде неоднократно выходили в море, принимали участие в различных учениях.
     Морально-психологическое обеспечение дальнего похода осуществлялось поэтапно, по видам и задачам согласно боевому распоряжению. Этой работой в море постоянно занимались как офицеры-воспитатели, так и командиры подразделений. В частности, большое внимание уделялось оперативному информированию личного состава о предстоящих задачах, популяризации примеров и опыта отличившихся, воспитанию бдительности, разъяснению ответственности за нарушения действующего законодательства Российской Федерации. Чтобы люди, надолго оторванные от родной земли, не испытывали информационного голода, мы регулярно обновляли корабельные стенды, на которых отражалась информация о местонахождении корабля, размещали свежие новости о событиях в стране и Дальневосточном регионе. Во время приёма пищи через радиогазету, подводя итоги суток, говорили о планах на следующий день. В рамках месячника сплочения военнослужащих и предупреждения нарушений уставных правил взаимоотношений провели весьма содержательное общее собрание.
     Оправдала себя в ходе мореплавания такая форма работы, как поздравление представителей всех категорий личного состава с днём рождения. Именинников набралось аж 228! Делалось это прежде всего для создания хорошей атмосферы. Обычно на утреннем построении командир корабля вручал человеку открытку. В вечернем же выпуске радиогазеты звучали поздравления и песня в адрес этого моряка. К тому времени корабельные хлебопёки изготавливали вкусный торт либо пирог, и командир корабля или его заместитель вручал сладкий подарок виновнику торжества.
     Происходили и другие события, которые использовались в воспитательных целях. К примеру, когда корабль проходил места, где в годы русско-японской войны произошло Цусимское сражение, по старой традиции на юте построили весь свободный от вахт экипаж и отдали воинские почести своим соотечественникам – погибшим морякам царского флота. В том волнительном мероприятии, естественно, участвовал и священник. Кстати, отец Александр оказал в походе существенную поддержку командованию, проводя свои беседы с моряками всех категорий. И когда часть участников мореплавания изъявила желание креститься, он провёл этот обряд.
     9 февраля в рамках общественно-государственной подготовки, учитывая памятную дату, на корабле организовали занятие «Подвиг крейсера «Варяг» в период русско-японской войны 1904—1905 гг. – образец героизма, мужества и сплочённости экипажа».
     Вахты вахтами, но ведь выпадало и время досуга! Часто в экипаже пользовались корабельной библиотекой. Как выяснилось позже, личному составу было выдано 590 книг. А в вечернее время желающие могли подняться на вертолётную площадку, где регулярно демонстрировались видеофильмы. Подсчитали, что провели 103 коллективных просмотра картин разных жанров, в том числе 8 документальных и 40 художественных военно-патриотической направленности. Офицерский и мичманский состав для просмотра DVD-фильмов использовал персональные компьютеры. В обеденный перерыв и просто в свободное время на той же вертолётной площадке военнослужащие с удовольствием играли в волейбол, домино, шахматы или шашки. В выходные дни на верхней палубе проводились спортивные соревнования по армрестлингу, волейболу, мини-турниры по шахматам и шашкам. Если погода не позволяла, подобные мероприятия проводились в столовой команды.
     – Новый 2011 год экипаж корабля встретил на боевом посту в Аденском заливе, сопровождая караван судов, – рассказывал капитан 2 ранга Сергей Юков. – Но это не помешало организовать для личного состава военизированную эстафету на вертолётной площадке, турнир по шахматам и шашкам, смотр-конкурс на лучшее оформление кубрика и лучшую праздничную стенгазету.
     – Ярким событием стало для всех нас и пересечение экватора, – вспоминает оператор связи старший матрос Кирилл Ралько. – Организовали целое театрализованное представление с участием владыки морей Нептуна, веселились от души. У меня это уже второй контракт, пошёл служить на флот не просто так: в Приморье прошли срочную и дед, и отец, который тоже на боевом корабле ходил к берегам Сомали, – там тогда советская база была. Если первая подобная боевая служба показалась мне тяжёлой, то нынешняя прошла просто в охотку, время за делами бежало быстро. Видно, наше командование учло все предыдущие недостатки, организовало новый поход отлично. А на обратном пути ещё и согревала мысль о встрече с мамой: она из Сибири приехала во Владивосток встречать корабль.
     – Лично для меня это неоценимая школа морской практики, – включился в разговор на борту БПК лейтенант Александр Шенин, выпускник ВМИ радиоэлектроники имени А.С. Попова 2010 года. – На океанских переходах сдал все положенные зачёты, почувствовал себя уверенно в избранной профессии. Даже стоял вахтенным офицером боевого информационного центра на ходу – это своего рода доверие лейтенанту. В общем, ещё раз убедился в том, что правильно связал судьбу с флотом. И не только потому, что когда-то на этот путь меня направил отец, прослуживший всю жизнь подводником на Камчатке. Сам, что называется, почувствовал вкус к очень сложной и столь же интересной профессии.

Уважаемый командир БПК «Адмирал Виноградов»!
     Мы выражаем Вам искреннюю благодарность за оказание помощи в переходе самого опасного района Мирового океана и восхищены профессионализмом экипажа, находящегося под вашим командованием. Ваш труд вносит значительный вклад в обеспечение безопасности судоходства в этом морском регионе.
     С наилучшими пожеланиями вам и экипажу

     
капитан танкера Wappen von Flensburg Н. Шилов.


     

     На фото: Пулемёт всегда в готовности.«Адмирал Виноградов» на переходе морем.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex