на главную страницу

27 Июля 2011 года

31 июля - День ВМФ России

Среда

Версия для печати

Проверка на дорогах

Шамиль ХАЙРУЛЛИН, «Красная звезда».
   Фото автора.



     ЛЕЙТЕНАНТ Павел Цвятков родился в 30 км от Благовещенска. Его родное село Белогорье расположено рядом с полигоном Дальневосточного высшего военного командного училища (ДВВКУ). С раннего детства Павлик привык видеть курсантов, идущих строем с песней со стрельб. В шутку, а может быть, всерьёз любил он вместе с такими же мальчуганами, как сам, пристроиться на «шкентеле» взвода курсантов, чтобы вместе с ними чеканить шаг. Так у Цвяткова и выработалась установка на учёбу в военном училище. И мечта воплотилась в жизнь: юноша поступил в ДВВКУ на отделение морской пехоты. Способному, хваткому на знания курсанту Цвяткову суворовская «наука побеждать» давалась с лёту. Стажировку он прошел в соединении морской пехоты Тихоокеанского флота. А вот распределение во время выпуска в 2009 году получил на Каспийскую флотилию, чему в немалой степени способствовал полученный им вместе с кортиком красный диплом об окончании ДВВКУ.
     В штабе КФ его, как выпускника с отличием, первым делом спросили: не желает ли он послужить в Дагестане? Это был своего рода тест на профпригодность. И Цвятков ответил чётко, как учили отцы-командиры в альма-матер: готов служить там, где Родина прикажет!
     Так в свои первые лейтенантские полгода Цвятков успел послужить в Каспийске в прославленной гвардейской 77-й бригаде морской пехоты (её расформировали в конце 2009 года). Молодому офицеру повезло в том плане, что ему довелось там пройти настоящую школу боевой выучки под руководством офицеров, участвовавших в боевых действиях на Северном Кавказе. Павел по праву считает своими учителями таких заслуженных командиров, как Герой России полковник Владимир Белявский, майор Павел Зеленский (ныне подполковник, комбат) и других. Сколько пота пролил молодой взводный командир вместе с подчинёнными, совершенствуя тактику ведения боя в горах, отрабатывая нормативы по физической подготовке, сколько бессонных ночей провёл он в караулах и при отработке боевых задач по антитеррору, пока наконец служебные пути-дороги не привели его в отдельный батальон морской пехоты, которым командует подполковник Василий Омельченко.
     Цвяткову сейчас грех жаловаться на бытовые условия, которые у молодых офицеров в других соединения и частях ЮВО стали притчей в языцех. Сразу же по прибытии к новому месту службы ему предоставили место в общежитии при части. А вот недавно холостой лейтенант получил однокомнатную служебную квартиру! И всё-таки чего-то не хватало Цвяткову после службы в Дагестане в спокойной и тихой Астрахани. То ли опасностей, то ли военных приключений, которых жаждет молодая романтичная душа. Наверное, и того и другого. Но вот произошёл новый интересный поворот в службе взводного: ему предстояла командировка на полигон Ашулук для выполнения задачи почти что в экстремальных условиях...
     ПРЕЗИДЕНТ России, Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами РФ Д. Медведев перед Южным военным округом в 2010 году поставил задачу по уничтожению боеприпасов методом подрыва. Для её выполнения командование ЮВО решило использовать полигон Ашулук, дислоцированный на территории Астраханской области. В середине января 2011 года на полигон прибыли подразделение инженерных войск, сводный автомобильный батальон, другие армейские подразделения. Сапёрное подразделение, предназначенное для уничтожения боеприпасов на пиротехнических площадках, разбило свой лагерь с блиндажами, укрытиями, палатками. В нескольких десятках километров от него в поле расположились автомобильный батальон и подразделения, выполняющие работы по перегрузке ящиков со списанными боеприпасами из прибывающих на ближайшую станцию вагонов на КамАЗы. Работы в степи проводились зимой, в крайне неблагоприятных погодных условиях: мороз порой достигал 30 градусов, а скорость ветра – 20 метров в секунду. Но, несмотря на это, сапёры уже через несколько дней после прибытия произвели первые мирные взрывы.
     К обеспечению утилизации списанных боеприпасов на Ашулуке был привлечён также отдельный батальон морской пехоты Каспийской флотилии, а точнее, одно из его подразделений. «Чёрным беретам» командование ЮВО поручило охрану и оборону всех объектов по утилизации боеприпасов на полигоне, сопровождение автоколонн с уничтожаемыми боеприпасами. Во исполнение приказа командующего ЮВО на Каспийской флотилии было сформировано сводное подразделение на базе 3-го взвода 1-й роты отдельного батальона морской пехоты. То есть на базе взвода лейтенанта П. Цвяткова.
     ФОРМИРОВАНИЕ сводного подразделения, выделенного для выполнения боевой задачи на Ашулуке, заняло считаные часы. Вернее было бы сказать, что взвод Цвяткова просто был доукомплектован личным составом, обеспечен сухими пайками, тёплой одеждой. Ему предстояло совершить 150-километровый марш на полигон на своей штатной технике – БТР-60М. Исполнение обязанностей старшего на марше было поручено начальнику отдела морской пехоты КФ подполковнику Ильгизу Имашеву.
     Марш совершался по заиндевелой дороге, которую то и дело пересекали степные зайцы. Но если вид несущихся во весь опор ушастых зверьков веселил водителей, то самому лейтенанту было не до смеха. Конечно, техническое состояние штатной техники вселяло уверенность: машины имели небольшой пробег после капремонта. Но такая уж беспокойная душа у Павла. То и дело взводный запрашивал водителей о работе двигателей. Очень уж не хотелось ему ударить в грязь лицом перед вышестоящим начальством.
     К подполковнику Ильгизу Имашеву у Цвяткова отношение святое – и как к офицеру штаба, и как к заслуженному боевому командиру. Более того, Павел считает Имашева своим земляком – тот в своё время окончил Благовещенское высшее военное танковое Краснознамённое командное училище (существовало такое до 2000 года). К слову, сам Ильгиз Рифович, хоть родом из Башкирии, о Благовещенске, где прошла его курсантская юность, отзывается всегда с большой теплотой.
     До полигона взвод морской пехоты на бронетранспортёрах добрался, как говорится, без замечаний. Это был строгий экзамен для колёсной техники. И взвод, по мнению старшего на марше, сдал его успешно.
     Заместитель начальника штаба ЮВО по уничтожению боеприпасов полковник Бахтияр Набиев ставил перед морпехами задачи одна другой сложнее: обеспечить охрану и оборону лагеря сапёров, лагеря автомобильного батальона и автопарк, железнодорожной платформы во время перегрузки списанных боеприпасов из вагонов на автомашины. Другая, не менее ответственная задача – оборудование сторожевого поста (блокпоста) на дороге, ведущей на полигон, и установление жёсткого пропускного режима для техники и людей на предмет законности проезда и ввоза боеприпасов, а также пресечения несанкционированного вывоза боеприпасов за пределы полигона. При этом было высказано мнение, что для выполнения комендантских функций одного взвода морской пехоты явно не достаточно. Было решено, что взвод лейтенанта Цвяткова через 30 дней будет сменён не одним, а двумя взводами морской пехоты. Словом, морпехам «первой волны» пришлось решать на полигоне задачу с двойной нагрузкой...
     Предпринятые меры по охране и обороне объектов, предназначенные для выполнения задачи по уничтожению списанных боеприпасов, были далеко не лишними. Известно, что в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах, на территории которых дислоцируются войска и силы ЮВО, пока сохраняется угроза террористических актов со стороны религиозно-экстремистских групп. Не исключение и Астраханская область...
     С ОБОРУДОВАНИЕМ сторожевого блокпоста на пересечении дорог морским пехотинцам пришлось повозиться. И тут на помощь пришла... военная смекалка. Вместо железобетонных блоков, которые обычно используют при сооружении блокпостов, матросы использовали заполненные песком деревянные ящики из-под боеприпасов. Между прочим, отличный получился блокпост, стены его – надёжная защита для бойцов, круглосуточно несущих здесь службу, не только от пуль и осколков в случае нападения, но и от пронизывающего ветра.
     Этот пост стал, пожалуй, самым ответственным и хлопотным объектом для лейтенанта Цвяткова. Ведь дежурной смене нужно было не только осуществлять дотошный досмотр всех автомобилей и людей, движущихся в сторону полигона, но и транспортных средств, следующих в обратном направлении. Вот почему первую неделю на полигоне командиру взвода приходилось неотлучно находиться на сторожевом посту, согласовывая любое действие своих подчинённых по телефону с военным комендантом лагеря.
     Немало хлопот доставляли морским пехотинцам местные жители, для которых блокпост в первые недели его функционирования был сильным раздражителем. И это неудивительно. Ведь ещё вчера дорога, по которой эти люди, сколько себя помнят, ездили на свои чабанские точки или хозяйства, была свободна для проезда, а сегодня незнакомые люди в военной форме требуют пропуск, производят досмотр автомашин, имущества...
     Конечно, по отношению к чабанам, чьи кошары или хозяйства расположены в зоне полигона, личный состав блокпоста старался вести себя в высшей степени деликатно. Но порой матросы сталкивались и с проявлением откровенной грубости со стороны некоторых представителей гражданского населения. Случалось, что военнослужащих даже провоцировали чуть ли на применение оружия. В таких случаях в разговор с теми проезжающими, кто вёл себя вызывающе, вступал командир отделения младший сержант контрактной службы Магомет Муртазалиев. Командный голос, решительный тон и сама габаритная фигура младшего командира оказывали на охотников проехать без пропуска отрезвляющее действие.
     34 дня под пронизывающим ветром, при 30-градусном морозе несли службу подчинённые лейтенанта Цвяткова. Отогреваться и отдыхать им приходилось в палатке у печки-буржуйки. Но ни разу Павел не услышал от них какой-либо жалобы. И вот что удивительно: выполняя задачу в полевых условиях в зимнюю стужу, никто из матросов не простудился, не заболел. Так что главную задачу командира батальона по сохранению жизни и здоровья подчинённых лейтенант Цвятков, как и все остальные поставленные перед ним задачи, выполнил на отлично.
     Сегодня на полигоне Ашулук несёт службу по охране и обороне объектов по уничтожению списанных боеприпасов уже четвёртое сводное подразделение морской пехоты. По отзывам сослуживцев, занимающихся проверкой на дороге, блокпост, сооружёный из ящиков с песком взводом Цвяткова, стоит прочно и непоколебимо. И претензий со стороны командования ЮВО к морским пехотинцам, несущим там службу, не было и нет.
     НЕДАВНО перед командиром ОБМП встал вопрос о замещении вакантной должности командира противотанкового взвода, на вооружении которого новейшие управляемые противотанковые комплексы (ПТУР) «Метис». Взвод этот у комбата на особом счету. Не каждому строевому офицеру можно доверить командование этим «опорным» подразделением специалистов. И хотя дефицита подготовленных специалистов в батальоне нет, на эту ответственную должность был назначен лейтенант Павел Цвятков. Это тоже можно считать высокой оценкой службы молодого офицера.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex