на главную страницу

27 Июля 2011 года

Без камуфляжа

Среда

Версия для печати

Цвет времени – война

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



     С начала Великой Отечественной войны минуло 70 лет. Срок для истории небольшой. Но достаточный, чтобы за эти годы изучить все материалы, оставшиеся с той поры. В визуальном восприятии того времени, которое дают нам документальные фильмы о войне, преобладают чёрно-белые краски. Ведь чтобы оставить свидетельства военной истории, что называется, в цвете, требовалась особая киноплёнка. А на цветную снимали очень мало. Да и то, что запечатлено на чёрно-белой, изучено не до конца. Архивы скрывают ещё немало неизвестного. В громоздких коробках до сих пор остаётся много неразобранной военной кинодокументалистики. Быть может, даже обещающей получение современной премии Оскар в категории коротких документальных фильмов людям, неравнодушным к реалиям «сороковых-роковых». По крайней мере создатели уникального проекта «Цвет времени – Война» планируют участие в этом престижном конкурсе с фильмом о Великой Отечественной войне, в котором использованы уникальные съёмки фронтовых операторов противоборствующих сторон. Наряду с российской версией картины выйдет также международная, которая будет выпущена в кинотеатральный прокат в США в августе 2011 года.
     Всего более ста человек работали над картиной. Авторами сценария выступили русские писатели-киносценаристы Сергей и Марина Дьяченко («Обитаемый остров», «Белая гвардия» и др.), режиссёром – украинец Олег Павлюченков. Режиссёр монтажа – Роберт Ферретти («Рокки-5», «Крепкий орешек-2», «В осаде»), член Американской киноакадемии (Аcademy of Motion Pictures Arts and Sciences). Вся техническая работа по цифровому восстановлению и колоризации велась в Лос-Анжелесе при помощи имидж-продюсера Прайса Питчела, лауреата премии Оскар, профессионального эксперта в области цифровых технологий обработки изображения. Над цветом работали компьютерные художники Джейн Хикс и Майкл Соутхард вместе с Игорем Лопатёнком и Ириной Кордюк.
     «Рассказать историю Великой Отечественной войны за сорок минут – столько длится фильм – невозможно. Но можно создать глубоко волнующее, эмоциональное произведение, которое заставит по-другому посмотреть на уже известные и показанные тысячи раз кадры военной хроники», – отмечают авторы фильма и продюсеры Игорь Лопатёнок и Саша Шапиро. Они определили жанр фильма как документальная опера, где музыка и песни связаны с кадрами военной хроники так, что это более свойственно постановочным фильмам или музыкальному видео. В фильме нет слов и дикторского текста. Да и комментарии к этим кадрам не нужны. Они сами – свидетельства истории. Показ идёт на антитезе мир – война. Эмоциональный ряд усиливается на контрапункте популярных советских песен, музыке военных лет и немецких песен и маршей.
     «Идея фильма – показать войну такой, какой её видели в 1941–1945 годах; передать исторически достоверные цвета военной униформы, знамён, военной техники и всего, что было связано с военными событиями, – объяснил идею Игорь Лопатёнок. – Мы поняли, как много может дать цвет современному молодому зрителю: он открывает в новом ключе старые чёрно-белые кадры, которые молодёжь уже не способна воспринимать как что-то, что может её касаться». Это важно, потому что, «увидев» своими глазами то время, в котором жили и сражались с захватчиками твои родные дедушки, бабушки, и более старшее поколение, ты совершенно по-другому начинаешь понимать, что же это за время, время войны. Великой Отечественной... И цвет его – Война. Красный – цвет крови, огня и знамён, зелёный – цвет природы. Мир – тоже цветной. И какая же тонкая грань между этими понятиями – война и мир.
     Для создания ленты было отсмотрено более 400 часов хроники и документальных фильмов. Из них выбрали и отсканировали 60 часов исходного материала, и только 40 минут вошли в финальный монтаж. Насколько тяжело восстановить старые плёнки, которые к тому же очень плохо сохранились, словами не передашь. А ведь кроме этого была проведена серьёзная и ответственная работа по сбору цветовых «референсов» для получения достоверности исторических цветов. Для фильма было расцвечено вручную более тысячи кадров и около восьмидесяти тысяч ротоскопировано (это специальный приём в кинотехнике).
     Этот фильм ещё одна работа компании «Формула цвета», в багаже которой колоризация фильмов «В бой идут одни старики», «Волга-Волга», «Весёлые ребята», «Подкидыш», «Офицеры», «Три тополя на Плющихе», «Цирк» и др. И это тоже была не простая «раскраска» знаменитых картин. Придание им цвета оказалось столь естественным, что, казалось, так и было снято их замечательными режиссёрами. Подрядчиком-партнёром компании по применению цифровых технологий, и в частности на проектах по колоризации отечественных фильмов, является компания Grading Dimension Pictures, базирующаяся в Лос-Анжелесе. И здесь интересна история учредителя компании, Игоря Лопатёнка, который руководит практически всеми работами, связанными с приданием цвета российским кинохитам и продвижением их на зарубежном рынке. В мировой кинематограф он пришёл из... российских Вооружённых Сил. Офицер запаса, он всегда интересовался, в частности, отечественными историей и культурой. От придания цвета художественным фильмам к военному документальному кино он тоже прошёл через свой цвет войны. На Великой Отечественной воевал его дед, мама во время войны в 14 лет лишилась руки. Судьбу каждой советской семьи война окрасила в свой цвет. И этот цвет нам важно сохранить для потомков.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex