на главную страницу

29 Июля 2011 года

Армия и общество

Пятница

Версия для печати

«Крылатый резерв» КСОР

Андрей БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



Два года назад президенты государств – участников Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) утвердили Соглашение о Коллективных силах оперативного реагирования (КСОР) Организации Договора о коллективной безопасности. Так, в ОДКБ, помимо Коллективных сил быстрого развертывания (КСБР), являющихся военной группировкой ОДКБ в Центрально-Азиатском регионе, появились совместные военные силы стран – участниц этого военно-политического союза, находящиеся в постоянной готовности к противодействию военной агрессии, чрезвычайным ситуациям, терроризму, организованной преступности и наркотрафику. Вооружённые Силы России в составе КСОР представляют 98-я гвардейская воздушно-десантная дивизия и 31-я отдельная гвардейская десантно-штурмовая бригада Воздушно-десантных войск.

     
«Близнецы»
     воздушного десанта


     Эти два соединения воздушного десанта, составившие российскую военную компоненту КСОР, по определению должны быть готовы к мобильной переброске в любую точку зоны ответственности ОДКБ и самостоятельным боевым действиям в отрыве от Вооружённых Сил России. А их командование должно вести боевую работу в едином стиле: действовать быстро, согласованно, словно единое целое.
     Чтобы достичь такого единства и взаимопонимания, командующий Воздушно-десантными войсками генерал-лейтенант Владимир Шаманов в начале прошлого года произвёл «обмен головами» между этими соединениями и превратил их в абсолютно самостоятельных и работоспособных, но родных и очень близких по духу «близнецов» ВДВ. Из Ульяновска командиром в ивановскую 98-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию был переведён на повышение комбриг 31-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады гвардии полковник Алексей Рагозин. А взамен из Иваново в ульяновскую бригаду была направлена целая управленческая команда из лучшего в Воздушно-десантных войсках по итогам года гвардейского парашютно-десантного полка во главе с его командиром гвардии подполковником Дмитрием Глушенковым.
     Практически одновременно вместе с новым комбригом в Ульяновск прибыли бывшие его заместители по полку – заместитель по вооружению гвардии подполковник Валентин Коновалов и помощник командира бригады по воспитательной работе подполковник Илюс Зайнагутдинов. Несколько позже в ульяновскую бригаду по решению командующего ВДВ были переведены из Иваново бывший заместитель командира полка гвардии подполковник Андрей Суховецкий, ставший начальником штаба бригады, и заместитель начальника тыла дивизии гвардии подполковник Роман Попов, возглавивший в Ульяновске тыл соединения.
     
От «Взаимодействия-2009» к «Центру-2011»

     За прошедшие два года соединениям российских ВДВ, включённым в состав КСОР, приходилось действовать на различных полигонах Казахстана, Белоруссии и России, куда на заключительные этапы учений «Взаимодействие», «Запад» и «Мирная миссия» приглашались главы и министры обороны государств – членов ОДКБ и ШОС, генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа.
     Сегодня решено отработать вопросы применения КСОР ОДКБ в ходе одного из этапов оперативно-стратегического учения «Центр-2011» в сентябре этого года. В нём планируется участие войск стран ОДКБ. Командир 31-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады гвардии полковник Дмитрий Глушенков уверен, что на ОСУ «Центр-2011», где будут разыгрываться перспективные действия войск в условиях очаговых конфликтов на территории Центрально-Азиатского региона, ульяновским десантникам предстоит сложное и ответственное задание. И готовит своё гвардейское соединение, в том числе и к действиям в горах и на долинах Казахстана, Киргизии и Таджикистана в составе КСОР.
     – В отношении наших союзников по КСОР ОДКБ отмечу, что разговариваем мы и в прямом, и в переносном смысле на одном с ними языке, – заявил командир 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии гвардии полковник Алексей Рагозин. – В своё время командиры подразделений и воинских частей армий Содружества получали одно с нами образование. Мы изучали одни уставы, и тратить много времени и сил на налаживание взаимодействия и управления нам порой даже не нужно, мы прекрасно понимаем друг друга. Несмотря на небольшой срок с момента создания КСОР, у нас уже прошло два совместных учения на территориях Казахстана и России. Учение – это уже окончательный этап, в ходе которого оттачиваются боевое слаживание войск, взаимодействие командования и штабов сил и, наконец, практическое применение войск и боевой техники.
     – В настоящее время идут различные консультации по решению ряда вопросов, в том числе по дальнейшему развитию коллективных сил, обеспечению их новыми образцами техники и вооружения, вещевым и другими видами имущества, а также развитию многосторонних, взаимовыгодных партнёрских отношений, – добавил гвардии полковник Алексей Рагозин. – Хотелось бы внести в руководство такое предложение, чтобы командующий КСОР и начальник штаба назначались на какой-то определённый срок, например на 2—3 года, и от одного соединения. Это поможет грамотно вырабатывать стратегию и эффективные решения.
     
Про иностранный
     «акцент» союзников

     В связи с включением в состав КСОР в боевой подготовке и повседневной жизни десантников обоих российских соединений ВДВ особых перемен не произошло. Но отличительные особенности всё же есть. Войсковые формирования КСОР оснащены единой камуфлированной формой и военным снаряжением, а также общими опознавательными знаками, выступают под флагами СНГ и ОДКБ. На вещевых складах ивановской воздушно-десантной дивизии и ульяновской отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады по распоряжению министра обороны РФ на весь личный состав соединений завезён полный комплект новой камуфлированной полевой формы: камуфляжи защитного цвета и такого же песочного, а не чёрного цвета ботинки с высокими берцами на толстой подошве. Новая форма специально пошита для всех десяти батальонов Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Но надевают её десантники только на совместные учения в составе КСОР.
     Сейчас в разработке программа вооружения КСОР. В Объединённом штабе ОДКБ считают, что у представителей семи стран должно быть одинаковое современное оружие, средства связи и техника. Однако присутствовавшие на совместных учениях с союзниками офицеры-десантники, в том числе заместитель командира ульяновской бригады гвардии подполковник Олег Митяев, считают, что сегодня это будет сделать сложнее, чем обеспечить силы КСОР единой камуфлированной формой.
     В армии этих государств – членов ОДКБ, которые были ранее оснащены лишь техникой и вооружением советского производства, сейчас поступает всё больше изделий из США, Франции, Турции, Китая. Особенно это видно в воинских частях Республики Казахстан. Здесь в качестве боевых разведывательных машин используются американские внедорожники «хаммеры» А самой распространённой колёсной бронированной машиной в армии Казахстана является турецкая БМП поддержки Otokar Cobra. И для эвакуации раненых используют турецкие военные кареты «скорой медицинской помощи».
     В армии Киргизии появился облегчённый 120-мм миномёт США израильской разработки Soltam K6. Киргизский спецназ и десантники оснащены натовскими парашютами, устройствами для круглосуточного наблюдения и обнаружения оптических и оптико-электрических систем. У их бойцов на вооружении также состоят горные лыжи, сноуборды, квадрациклы, снегоходы, парапланы и многое другое, чего не было в советские годы.
     А в армии Таджикистана стрелки-зенитчики, помимо старого советского ПЗРК «Стрела-2», вооружены американским переносным зенитным ракетным комплексом FIM-92 «Стингер». В Армении вместо советской тяжёлой боевой машины реактивной артиллерии БМ-30 «Смерч» на вооружение принята китайская реактивная система залпового огня WM-80 пока непривычного калибра 273 мм.
     Офицеры союзных армий уже давно проходят обучение в военных вузах не только на территории бывшего СССР, но и в США, Турции, Китае, других странах. И потому сегодня среди старших офицеров и даже среди генералов встречаются, к примеру, выпускники американских военных школ.
     Естественно, что такие «американизмы» в оснащении или подготовке представителей дружественных армий замечались нашими офицерами-десантниками. Например, начальник связи 1-го десантно-штурмового батальона ульяновской бригады гвардии старший лейтенант Андрей Ключинский обратил внимание, что связисты 37-й десантно-штурмовой бригады аэромобильных войск Казахстана использовали на учении коротковольновые французские станции и американские радиостанции УКВ-диапазона.
     – Вот почему у нас никаких совместных действий с теми же связистами Казахстана и быть не могло, поскольку данная аппаратура связи имеет свойство работать на того товарища, который её подарил. Поэтому мы в радиосетях с ними обмена не вели: у них было своё управление с командной вышки полигона, у нас – своё. Посмотрел я на их французские КВ-радиостанции: у них гарантированная дальность радиообмена – 30 километров. С нашими новыми российскими станциями их просто нельзя сравнивать!
     Из этого замечания младшего офицера-десантника видно, что чисто техническая проблема оснащения КСОР ОДКБ едиными средствами связи и управления имеет место. Конечно же, каждый участник ОДКБ имеет право и возможность выбора при оснащении своих подразделений из состава КСОР, в том числе и средствами связи. Однако представляется, что этот выбор должен облегчать организацию взаимодействия подразделений, а не усложнять её.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex