на главную страницу

29 Июля 2011 года

Армия и общество

Пятница

Версия для печати

Приближая учёбу к практике

Марина ЕЛИСЕЕВА, «Красная звезда».



Современной системе материально-технического обеспечения Вооружённых Сил нужны современные, грамотные специалисты. Готовят их сегодня в альма-матер тыловиков - Вольском военном институте тыла. Сегодня мы ознакомим вас с некоторыми инновационными технологиями обучения в этом военном вузе.

     1 августа - День Тыла Вооружённых Сил


     В вопросах модернизации образовательного процесса ведущими здесь считаются кафедры бухгалтерского учёта и автоматизации, продовольственного обеспечения, вещевого обеспечения, гуманитарных и социально-экономических дисциплин, войскового питания, войскового тыла, химии, тактики, технических средств, товароведения пищевых продуктов, управления подразделениями тыла.
     Помимо традиционных форм обучения, которые в своё время тоже были инновационными (лекции-доклады, лекции-беседы, проблемные лекции, дискуссии на семинарах, «круглые столы», брифинги, пресс-конференции, различные виды автоматизированного обучения), на этих кафедрах всё большую популярность приобретают другие подходы. Например, представляет немалый интерес технология применения игротехник. Эта форма обучения появилась в Вольском высшем военном училище тыла ещё в 1990-е годы в виде имитационных, деловых и ролевых игр, помогающих курсантам не только овладевать новыми знаниями, получать более высокий уровень личной социальной активности, приближать учёбу к практике повседневной жизни, но и становиться всесторонне развитыми и гармоничными личностями.
     К примеру, на занятиях по отечественной истории и культурологии курсантам предлагают темы: «Телефонный разговор», «Встреча на улице», «Сервировка стола», «Что было бы, если...» и другие. Доцент кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат педагогических наук Сергей Постников рассказывает:
     - Забавно наблюдать, как поначалу курсанты неуклюже решают обыденные жизненные ситуации. Кому из нас не доводилось, к примеру, беседовать с незнакомым человеком, с начальником, потенциальным работодателем по телефону, в офисе, на улице, при случайной встрече? Правильно ли мы разговариваем, корректно ли звучат наши ответы, о чём нужно спросить? Вчерашние школьники ведут диалог в соответствии с привычным образом жизни и воспитанием. Методом проб и ошибок курсанты всё же вырабатывают правильный стиль поведения, получают реальный навык общения с посторонними людьми.
     В последние годы кафедры вуза были оснащены компьютерами, современными мультимедийными проекторами, теле- и видеотехникой. Это позволило перевести игротехнологии на новый, более качественный уровень.
     Стало возможным и проведение лекций по общественным дисциплинам с использованием опорно-логических схем, представленных наглядно и эстетично. Презентации сопровождаются видеосюжетами, кино- и фотодокументами, хроникальными кадрами. Акценты в содержании слайдов усиливаются как шрифтами, так и цветовой гаммой.
     Эффективность применения таких схем становится понятной при первых же опросах обучаемых. Когда курсанту задаются традиционные вопросы о сути изученного на прошлом занятии, при этом иллюстрируя материал, к примеру, портретом философа, фотографией с места события, плакатом тех лет, у него «включается» не только логическая память, но и чувственная - он вспоминает и разумом, и зрением.
     Со временем на эту чувственно-логическую форму восприятия учебного материала и воспроизводства знаний были переведены все практические занятия по философии, отечественной истории, культурологи, политологии и социологии вуза. Теперь любой семинар начинается с опроса интерактивными средствами. Качество знаний при этом, несомненно, улучшается. Свидетельствуют об этом и результаты интеллектуальных турниров и олимпиад, проводимых в институте.
     К слову, один из популярных конкурсов среди курсантов - «Кто это?». Казалось бы, надо выполнить детское задание, в котором известные учёные, философы, мыслители предстают загримированными дикой расцветки бородами, развесистыми усами, широкополыми шляпами, очками и клоунскими носами. Преподаватель даёт подсказки о роли «героя» игры: даты рождения и смерти, главные труды, важнейшие мысли, идеи, вклад в науку. И вот начинается процесс «раздевания» персонажа (это возможно только благодаря компьютеру и первичным навыкам работы в фотошопе). Кто-то узнаёт героя после первой же подсказки, ещё в гриме, а кто-то остаётся в неизвестности до последней минуты. Согласитесь, во время такого «развлечения» обобщается масса информации.
     Кроме того, в практику занятий многие кафедры внедряют интерактивные карты, схемы, графики, где можно быстро показать исторический процесс, боевые действия в динамике, моделирование ситуации служебно-боевой деятельности и многое другое, что касается каждой дисциплины в отдельности.
     Традиционно в Вольском военном институте тыла проводятся трёхдневные командно-штабные учения с курсантами 4-х и 5-х курсов, на которых они в роли начальников служб материально-технического обеспечения решают в динамике различные задачи при переводе частей на военное время. Это позволяет моделировать всевозможные ситуации и давать возможность будущему офицеру отрабатывать полученные знания и навыки.
     Словом, процесс обучения в Вольском военном институте тыла постоянно насыщается новыми, эффективными технологиями, ориентированными не только на качественное освоение учебных дисциплин, но и на развитие мышления и познавательной деятельности курсанта.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex