на главную страницу

30 Июля 2011 года

Тема номера

Суббота

Версия для печати

Мили «Петра Великого»

Ольга ВОРОБЬЁВА, «Красная звезда».
Фото автора.



Четверть века назад в Санкт-Петербурге на судостроительном предприятии «Балтийский завод» был заложен корабль, ставший в новейшей истории России визитной карточкой страны, - тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий».

     31 ИЮЛЯ - ДЕНЬ ВМФ РОССИИ



     Строительство этого тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРКР), ставшего четвёртым кораблём проекта 11442, велось десять лет.
     В главную базу Северного флота корабль-новостройка пришёл почти 15 лет назад, в ноябре 1996 году.
     - После прибытия в Североморск у крейсера был достаточно сложный период - началась постепенная смена экипажа, - пояснил командир корабля капитан 1 ранга Владислав Малаховский. - Дело в том, что изначально корабль предназначался для Тихоокеанского флота, поэтому его первый экипаж был сформирован из моряков-тихоокенцев. А когда крейсер в 1996 году проходил на Северном флоте второй этап государственных испытаний, руководство Министерства обороны приняло решение оставить его в составе сил Северного флота.
     18 апреля 1998 года на корабле был поднят военно-морской флаг, и «Пётр Великий» вошёл в состав соединения ракетных кораблей Северного флота. К 2000 году завершилась постепенная смена экипажа, и воинский коллектив начал формироваться как команда единомышленников, отличающаяся высокой организацией корабельной службы.
     Кстати, в составе экипажа и сегодня продолжают служить 16 ветеранов, которые пришли на корабль в период завершения его строительства. Среди них есть военнослужащие, накопившие большой опыт эксплуатации материальной части в разных районах Мирового океана. Это старшина команды радиотехнической боевой части старший мичман Александр Войнов, техник зенитного ракетного дивизиона ракетно-артиллерийской боевой части старший мичман Алексей Тарханов. С момента формирования первого экипажа служит и начальник комендантской службы капитан Дмитрий Романенков.
     Становление нового экипажа, в котором тихоокеанцев сменили североморцы, прошло в начале 2000-х годов довольно быстро. Как пояснил командир корабля, интенсивная боевая подготовка на полигонах Баренцева моря помогла коллективу сплотиться и достигнуть высокого уровня воинского мастерства.
     В этом капитан 1 ранга Владислав Малаховский убедился лично. На ТАРКР «Пётр Великий» он служит с 1998 года. Пришёл сюда с однотипного крейсера «Адмирал Нахимов» на должность заместителя командира зенитного ракетного дивизиона ракетно-артиллерийской боевой части. Постепенно прошёл на крейсере все ступени карьерной лестницы. После окончания в 2006 году Военно-морской академии им. Н.Г. Кузнецова его назначили старшим помощником командира корабля. За четыре года Владислав Владимирович накопил огромный опыт управления воинским коллективом, приобрёл навыки организации боевой подготовки. И в декабре 2010 года после перевода предыдущего командира корабля капитана 1 ранга Феликса Менькова на должность начальника штаба соединения ракетных кораблей Северного флота Владислава Малаховского назначили командиром ТАРКР «Пётр Великий».
     - С первых лет после прибытия на Северный флот на «Петре Великом» была заложена чёткая организация, сформированы требования и традиции, - подчеркнул в беседе с корреспондентом «Красной звезды» Владислав Владимирович. - Специфику этой крейсерской организации надо постичь изнутри. Только тогда можно научиться управлять большим воинским коллективом.
     Главная особенность этого корабля - наличие атомной энергетической установки, что накладывает чрезвычайно высокую меру ответственности с точки зрения эксплуатации, обслуживания и применения. Ни у одного другого надводного корабля ВМФ России нет столько оружия на борту - как по числу типов оружия, так и по его количеству.
     ТАРКР «Пётр Великий» способен вести вооружённую борьбу во всех сферах - надводной, подводной и воздушной. На крейсере имеются средства защиты и средства поражения любого противника. Понятно, что это требует от всего личного состава серьёзного подхода к службе и большого профессионализма.
     - Каждый военнослужащий «Петра Великого» осознаёт, что другого корабля с такими возможностями нет, и гордится службой на крейсере, - говорит капитан 1 ранга Владислав Малаховский. - К нам попадают служить лучшие офицеры, мичманы и старшины. К молодому пополнению также предъявляются особые требования по здоровью, образовательному уровню и морально-психологической устойчивости. Моя задача как командира сохранить заложенные годами традиции и вовремя подсказать своим помощникам, как лучше выполнить поставленную задачу, указать, на что следует обратить повышенное внимание и куда направить особые усилия.
     Все годы крейсер является флагманом Северного флота России и достойно представляет интересы нашей страны на просторах Мирового океана.
     О значении крейсера для обороноспособности страны говорит такой факт: на его борту в разные годы побывали все президенты России. В августе 1998 года Борис Ельцин руководил учениями на Северном флоте и по итогам пребывания на борту дал высокую оценку действиям экипажа.
     В августе 2005 года Верховный Главнокомандующий ВС РФ Владимир Путин проводил проверку боевой готовности сил флота на тактическом учении. Тогда все поставленные задачи ТАРКР «Пётр Великий» выполнил успешно, и экипажу корабля была объявлена благодарность Президента РФ.
     Год назад крейсер посетил уже третий Президент Российской Федерации. 4 июля 2010 года Дмитрий Медведев с борта «Петра Великого» наблюдал за основной фазой оперативно-стратегического учения «Восток-2010». По результатам учения Верховный Главнокомандующий ВС РФ высоко оценил слаженность, мастерство и морскую выучку экипажа, поставив ему оценку «отлично».
     За 13 лет крейсер совершил пять боевых служб, во время которых успешно выполнил поставленные задачи в удалённых районах Мирового океана. Экипажем корабля завоёваны три приза главнокомандующего ВМФ за выполнение ракетных стрельб по морской цели и противовоздушной обороне. В общей сложности за эти годы крейсером пройдено более 120.000 миль, выполнено более 280 боевых упражнений всеми видами оружия.
     Многие факты, отражающие боевой путь корабля за последние несколько лет, можно охарактеризовать одним словом - «впервые». Так, в конце 2008 года «Пётр Великий» впервые в истории корабля пересёк экватор в «золотой точке» с нулевыми координатами, а в феврале 2009 года экипаж первым из российских моряков задержал в Аденском заливе пиратское судно. Тот дальний поход крейсера продолжался с 22 сентября 2008 года по 10 марта 2009 года и стал рекордным по длительности плавания надводного корабля в современной истории ВМФ России.
     В 2010 году боевая служба «Петра Великого» длилась с 30 марта до 12 сентября. Немногим более полутора месяцев проходил межфлотский переход с Северного флота на Тихоокеанский, где состоялось оперативно-стратегическое учение Вооружённых Сил РФ «Восток-2010». На Дальнем Востоке экипаж «Петра Великого» впервые участвовал в масштабных мероприятиях боевой подготовки, в которых были задействованы сразу три флота - Северный, Тихоокеанский и Черноморский.
     Затем крейсер выполнил задачи боевой службы в Тихом, Индийском, Атлантическом океанах и Средиземном море, осуществил деловые заходы в порты Тартус (Сирия), Мармагао (Индия) и Брест (Франция). Во время этого похода «Пётр Великий» принял участие в международных учениях «Пасекс» совместно с военно-морскими силами Индии и Франции.
     В итоге за прошедшую боевую службу флагман Северного флота находился вдали от родных берегов 167 суток, прошёл четыре океана, оставив за кормой более 31 тысячи миль. Тогда личный состав отработал десятки различных учебно-боевых упражнений и достойно представил Россию в иностранных портах. По результатам похода экипаж корабля получил высокую оценку.
     На сегодняшний день «Пётр Великий» является единственным атомным крейсером, который готов выполнять поставленные задачи в удалённых районах плавания. Из его «старших товарищей» два первые корабля этого проекта выведены из боевого состава флота, ТАРКР «Адмирал Нахимов» находится в Северодвинске и проходит модернизацию.
     Понятно, что все достижения «Петра Великого» стали возможны благодаря сплочённому, высокопрофессиональному экипажу. Руководство страны высоко оценило успехи моряков атомного крейсера - более 50 офицеров и мичманов награждены государственными наградами.
     По итогам 2009 и 2010 годов «Пётр Великий» был признан лучшим надводным кораблём Северного флота. За добросовестное исполнение служебных обязанностей и высокие оценки по видам подготовки офицеры корабля в этом году премированы приказом министра обороны РФ.
     Начиная с конца 2010 года на флагмане Северного флота произошла значительная смена командования корабля и боевых частей в силу того, что некоторые офицеры ушли с крейсера, получив назначение на вышестоящие должности. Командный состав ТАРКР «Пётр Великий» значительно «помолодел», сумев при этом не утратить высокого уровня воинского мастерства. Примечательно, что на все высвободившиеся должности были назначены офицеры из состава экипажа своего же корабля, имеющие большой опыт службы на крейсере, участвовавшие в дальних походах и выполнении различных учебно-боевых упражнений.
     Вслед за назначением Владислава Малаховского на должность командира корабля старшим помощником командира был назначен капитан 2 ранга Игорь Балан. На должность помощника командира корабля пришёл капитан 3 ранга Вячеслав Житник. Обязанности помощника командира по боевому управлению теперь возложены на капитана 3 ранга Владимира Косолапова. Следует отметить, что переназначение командного состава не сказалось на выполнении экипажем поставленных перед ним задач.
     Среди лучших подразделений крейсера уверенные позиции держат ракетно-артиллерийская боевая часть и штурманская боевая часть. Свои достижения есть и у радиотехнической боевой части и её командира капитана 2 ранга Александра Кузикова. Немалых успехов в боевой подготовке добилась минно-торпедная боевая часть.
     В числе перспективных офицеров командование корабля выделяет командира дивизиона движения капитана 3 ранга Владислава Меледина, командира ракетного дивизиона ракетно-артиллерийской боевой части капитана 3 ранга Дмитрия Кузнецова, командира группы воздушной обстановки капитан-лейтенанта Андрея Бужака.
     Что же касается решения вопросов социального характера, умения с душой подойти к каждому моряку, помочь и поддержать его, то в этом нет равных помощнику командира корабля по работе с личным составом капитану 1 ранга Аркадию Могилевцу.
     Сейчас основная задача для экипажа - завершить восстановление технической готовности корабля после длительного плавания. Идёт основательный ремонт механизмов, систем, комплексов. Все ремонтные работы проводятся в базе, представители промышленности трудятся по своим направлениям в боевых частях. Важно отметить, что во всех работах по техническому и сервисному обслуживанию участвует и личный состав экипажа.
     Безусловно, техническое обслуживание материальной части и наладка всех механизмов - процесс длительный, но экипаж рассчитывает уже в этом году выйти в море. Боевая учёба на крейсере по-прежнему идёт по плану, корабельные специалисты своевременно отрабатывают все мероприятия, проводят регулярные тренировки и учения.
     Экипаж успешно сдал первую курсовую задачу по организации корабля, приготовлению к бою и походу. Теперь моряки отрабатывают базовые элементы второй курсовой задачи по подготовке корабля к выходу в море. В полном объёме они будут проведены уже после завершения ремонтных работ. Североморцам предстоит выполнить мероприятия по подготовке к плаванию одиночного корабля и совместному плаванию кораблей с отработкой учебно-боевых нормативов и боевых стрельб.
     Как отметил капитан 1 ранга Владислав Малаховский, пройдёт немного времени и для ТАРКР «Пётр Великий» опять начнётся интенсивная боевая учёба на полигонах Северного флота, а затем, возможно, и новый дальний поход. Этого с нетерпением ждёт весь экипаж, а командир корабля уверен, что флагман страны вновь достойно представит Военно-морской флот Российской Федерации в любом районе Мирового океана.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex