на главную страницу

30 Июля 2011 года

Армия и общество

Суббота

Версия для печати

Морской охотник

Владимир СОСНИЦКИЙ, «Красная звезда».
Фото автора.



Малый противолодочный корабль «Поворино» относится к проекту «морских охотников», который вполне можно зачислить в категорию долгожителей. Причём время не старит его боевую корабельную эффективность. Конечно, к этому необходимо постоянно прикладывать мысль разработчиков, руки мастеров, корабелов и оружейников, а ещё - профессионализм тех, кто служит, а практически и живёт, на этих компактных, но довольно насыщенных вооружением кораблях.

     31 ИЮЛЯ – ДЕНЬ ВМФ РОССИИ






     Семь соток палубной площади «Поворино» настолько насыщены боевыми средствами, механизмами и оборудованием, что даже кажется, будто экипажу не остаётся места среди нагромождения металла. Впрочем, когда этот стремительный, низкосидящий в волнах корабль рыщет по морю в поисках цели, на его верхней палубе не видно ни души. Зато во внутренних боевых постах в эти минуты кипит по-настоящему боевая работа, в процессе которой от каждого зависит общий успех, а в реальном бою - и общая моряцкая судьба. Поэтому выучке, слаженности, настрою экипажа на корабле традиционно уделяется самое пристальное внимание.
     
Корабельная «учебка»

     Командир МПК капитан-лейтенант Евгений Шилов вполне справедливо считает, что нынешнее повышение интенсивности и насыщенности элементами боевой подготовки выходов в море и возросшие требования к боеготовности подразумевают необходимость перевода экипажа на профессиональную основу. Высокотехнологичная начинка корабля идёт вразрез с мимолётностью срочной службы моряков. Их ошибки по неопытности иногда дорого обходятся казне и боеготовности. При этом корабль практически выполняет функцию учебного отряда, успевая только подготовить специалиста и попрощаться с ним. И делается это не на учебном оборудовании и не по учебным программам, а на МПК постоянной боеготовности в ходе выполнения порой весьма ответственных задач. Впрочем, такая позиция молодого командира не мешает ему формировать в экипаже вполне действенную систему подготовки срочников. А так как немаловажным звеном в этой системе становятся моряки-контрактники, то понятным становится особое внимание офицеров корабля к их подбору и подготовке.
     
Выбор перспективы

     Недавно на «Поворино» впервые прибыли выпускники факультета техников Военно-морской академии. Пять старшин. Одного сразу же пришлось отправлять на экзамены в военный вуз - вызов пришёл в бригаду одновременно с прибытием техника. Мог бы и не колесить через полстраны. Двое сразу заявили о своём нежелании служить по распределению. Говорят, им были обещаны более комфортные бытовые условия и не такой уровень окладов. И вообще, готовились они по профилю специалистов для больших кораблей, а не для службы на «скорлупках». В этом есть доля истины: прибывших старшин придётся переучивать в соответствии с реалиями МПК.
     Старшина 2-й статьи контрактной
     службы Михаил Бородавко поступал в военно-морской институт, мечтая стать офицером. Уже во время экзаменов «абитуре» объявили, что набор сокращён, но есть возможность поступать на «мичманский» факультет техников с последующим переводом на офицерское высшее образование. Видимо, кадровики, чтобы особо не напрягаться, таким лукавством решали проблему обеспечения нового облика флота контрактниками. Учился Михаил на техника-подводника. Стажировался по профилю - на Северном флоте. О том, что попал служить на МПК, не жалеет.
     - Конечно, зарплата здесь в три раза меньше, чем у подводников-северников. Но Новороссийск мне нравится, и экипаж принял хорошо, - говорит старшина. - Готовлюсь к сдаче зачётов по специальности и по несению службы дежурным по низам. Офицеры, мичманы, контрактники откликаются на любую мою просьбу.
     Мечту стать офицером старшина не оставил, надеется заочно окончить местную морскую академию и получить лейтенантские погоны. Как считает помощник командира корабля капитан-лейтенант Анатолий Остапенко, такая перспектива для Михаила вполне реальна.
     - Видно, что парень серьёзно относится к профессии военного моряка, а это хорошая основа для служебного роста в плавсоставе, - считает Остапенко. - Большие надежды мы возлагаем и на другого выпускника академического факультета техников - старшину 2-й статьи Кирилла Смолькина. Его подготовка штурманского специалиста наверняка пригодится в работе нашего боевого информационного поста.
     А то, что перспективы роста у контрактников на МПК вполне реальны, говорит пример командира БЧ 4-7 с другого корабля дивизиона - старшего лейтенанта Алексея Крюкова. Он служил на корабле гидроакустиком срочную. Подписал контракт, стал мичманом. Заочно получил высшее образование, а вместе с ним и офицерскую должность.
     
Соратником становится не всякий

     Офицеры «Поворино» прекрасно понимают, что контрактник, если так можно выразиться, «продукт» штучный, и «автоматом» штатное расписание не заполнит. Делать его надо прежде всего своими силами. Первый вариант: пестовать из лучших срочников. Взять, к примеру, БЧ-5. Здесь на профессионалов спрос особый: корабль без энергии - бесполезная груда металла или вообще пассивная мишень для врага. Поэтому командир боевой части старший лейтенант Владимир Лукин знает все сильные и слабые стороны каждого подчинённого. Вот и в матросе Евгении Гонтаре он разглядел будущего корабельного профессионала. До службы парень окончил техникум. Специальность освоил первым из своего призыва. В кубрике быстро стал неформальным лидером. Теперь матрос контрактной службы вполне успешно справляется с обязанностями старшины команды трюмных. Похожим путём складывается судьба и другого корабельного профессионала - минёра матроса Александра Козлюка.
     - Отсев среди желающих - немалый, - поясняет капитан-лейтенант Анатолий Остапенко, - и не потому, что их много, просто мы страхуемся от «балласта». В экипаже МПК должны быть соратники, а не «штатные единицы».
     - Офицерский коллектив на МПК «Поворино» молодой, но эти парни хорошо понимают смысл работы со старшинами контрактной службы, - рассказывает заместитель командира бригады по воспитательной работе капитан 3 ранга Геннадий Стадиков. - Они точно определили, что эта категория в экипаже не прослойка между офицерами и матросами, а чуткий связующий элемент.
     

     

     На снимке: помощник командира МПК «Поворино» капитан-лейтенант Анатолий ОСТАПЕНКО проводит занятия с личным составом.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex