на главную страницу

30 Июля 2011 года

Люди и судьбы

Суббота

Версия для печати

Носитель инженерной мысли

Полковник в отставке Прокофий ЧЕРКАЙ.



31 июля исполняется 100 лет со дня рождения маршала инженерных войск Виктора ХАРЧЕНКО.


     1963 ГОД. Группа советских войск в Германии. В Магдебург в размещённую здесь 3-ю общевойсковую армию прибывает инспекция Сухопутных войск во главе с начальником Главного штаба генерал-полковником Сергеем Штеменко. Я, в то время майор, занимал должность начальника оперативного отделения - заместителя начальника штаба 55-й гвардейской инженерно-сапёрной бригады, непосредственно замыкавшейся на начальника инженерных войск ГСВГ. Тут же, в день приезда инспекции, вызывает меня комбриг гвардии полковник Григорий Гасенко: «Вы поступаете в распоряжение замначальника инженерных войск Министерства обороны генерал-лейтенанта Харченко».
     Генерал поставил мне задачу на инспектирование и устроил нечто вроде экзамена на готовность к работе в качестве инспектирующего. Судя по его реакции, моими ответами он остался доволен: «Вижу, опыт у вас есть. Одна просьба: свои записи в рабочей тетради ведите на правой странице, левая остаётся для меня. Докладывать будете через день».
     Работая с генералом Харченко во время проверки, я впитал много поучительного, что впоследствии мне пригодилось. Особенно восхищали меня доклады Виктора Кондратьевича генерал-полковнику Штеменко. Насколько аналитический надо иметь склад ума, чтобы десятки моих «правостраничных» записей ужать до трёх четвертей машинописной странички и выдать руководителю самую суть, при этом ничего не упустив.
     В начале 1970-х я преподавал в Военно-инженерной академии имени В.В. Куйбышева, где Виктор Кондратьевич, в то время уже маршал и начальник инженерных войск, бывал постоянно. Но если 10 лет назад я восхищался им как «генерал-инспектором», то теперь он представал в моих глазах как стратег-мыслитель, умеющий и учивший нас соединять теорию с практикой управления войсками. Особенно ярко это его качество проявлялось во время оперативных игр на картах, в одной из которых мне посчастливилось участвовать. У него было чему поучиться.
     С той поры почти 40 лет как драгоценную реликвию храню и время от времени перечитываю его книгу «...Специального назначения», что вручил мне Виктор Кондратьевич со своим автографом: «Прокофию Алексеевичу Черкай, ветерану 1-й гвардейской, на добрую память и с наилучшими пожеланиями от однополчанина и автора. В. Харченко. Апрель 1973 г.».
     БИОГРАФИЯ Виктора Кондратьевича, сына крестьянина-бедняка, традиционна для того времени. Как всякий мальчишка «от сохи», он рвался к знаниям, а повзрослев - к активной, общественно полезной жизни: семилетка, Сумская профшкола, станочник на деревообделочном заводе - сначала в Сумах, затем в Харькове. И, наконец, Ленинград, электротехнический завод «Красная заря», трест «Лентрамвай».
     Вскоре последовал вызов в райком партии. Там после вступительного слова «о текущем моменте» ему предложили пойти учиться в Военную электротехническую академию. В октябре 1932 года стал слушателем академии и в марте 1938 года с отличием оканчивает её.
     С началом Великой Отечественной войны для создания вокруг Москвы системы электризуемых заграждений при штабе Западного фронта было организовано Управление специальных работ во главе с М. Иоффе. Начальником штаба к нему назначили В. Харченко. Линия наших электризуемых заграждений простиралась по фронту на сто пятьдесят километров.
     В конце ноября 1941 года Виктора Кондратьевича назначают начальником штаба формируемой в Калуге 33-й отдельной инженерно-саперной бригады специального назначения. В ходе Московской битвы возникли новые ответственные задачи по инженерному обеспечению наступления общевойсковых и танковых армий. И в апреле 1942 года началось дополнительное формирование аналогичных инженерных бригад. В одну из них, 16-ю, Харченко назначают заместителем командира.
     Сталинград для Виктора Кондратьевича начался ещё на дальних подступах, когда бригада минно-взрывными специальными заграждениями прикрывала отходившие к Волге с боями войска. А закончиться могло бы всё трагически, когда уже в самом городе при взрыве зажигательной бомбы ему обожгло лицо. Глаза спасли чудом.
     После госпиталя вернулся в свою бригаду, переименованную в 1-ю гвардейскую отдельную моторизованную инженерную специального назначения. С ней через Курск, родную Украину, Белоруссию, Польшу он дошёл до Берлина. Но 9 мая война для минёров не кончилась, и они ещё почти три месяца продолжали сложную и опасную работу по разминированию. К началу августа задание в основном было выполнено. За это время сапёры бригады обезвредили и уничтожили около 130 тыс. различных мин, обнаружили и подорвали до 600 тыс. снарядов, авиабомб, гранат и фаустпатронов.
     ПОСЛЕ войны Виктор Кондратьевич получил назначение на ответственную должность в штабе инженерных войск, а в ноябре 1946 года стал слушателем Военной академии Генерального штаба, которую в 1948 году с отличием окончил.
     Пройдя через такие должностные ступени, как начальник инженерных войск армии, начальник НИИ имени Д. Карбышева, в ноябре 1953 года Виктор Кондратьевич возглавил Научно-технический комитет инженерных войск. Хорошо зная средства управляемого минирования, он со знанием дела руководит разработкой специальных инженерных боеприпасов. При нём войска получили принципиально новые средства и системы минирования, а также средства преодоления инженерных заграждений. Появились и были внедрены в войска новые средства механизации: землеройные, дорожные, мостостроительные, лесозаготовительные машины и механизмы. Были созданы принципиально новые танковые мостоукладчики, механизированные мосты, самоходные переправочно-десантные средства, понтонные парки.
     Значительная часть сборных фортификационных сооружений и средств маскировки была разработана с учётом их промышленного изготовления. Личной заслугой В. Харченко следует считать создание промышленной базы для производства средств инженерных вооружений.
     После 4-летнего пребывания в должности заместителя начальника инженерных войск 4 февраля 1965 года Владимир Кондратьевич назначается начальником инженерных войск Министерства обороны, а в 1972 году ему присваивается воинское звание маршал инженерных войск. С его неуёмной энергией ему бы жить да жить, работать и работать...
     Но 10 января 1975 года во время войсковых учений в Белорусском военном округе маршал инженерных войск В. Харченко погибает в авиационной катастрофе. Похоронен Виктор Кондратьевич в Москве на Новодевичьим кладбище.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex