на главную страницу

30 Июля 2011 года

Спорт

Суббота




Гонка под чардаш и гуляш

     Автоспорт

    В этом году Гран-при Венгрии, 11-й этап чемпионата мира по автогонкам «Формула-1», празднует четвертьвековой юбилей. В 1986 году извилистая трасса в пригороде Будапешта приняла свой первый «Большой приз». За прошедшие годы автодром, прозванный пилотами «Восточноевропейским Монако» за большое количество медленных и среднескоростных поворотов, кочковатое покрытие и проблемы с обгонами, практически не изменился. Вот и в этот раз гонщиков встретит всё та же узкая пыльная асфальтовая дорожка, вписанная замысловатым образом в рельеф холмистой местности в районе деревушки Модьород...


    На фоне монументальных автодромов последнего десятилетия, построенных по проекту «придворного» архитектора «Формулы-1» Германа Тильке, Хунгароринг выглядит настоящим рудиментом. Вообще, появление Гран-при Венгрии в календаре чемпионата мира было чистой политикой. В середине 1980-х годов боссу «Формулы-1» Берни Экклстоуну была очень нужна гонка в Восточной Европе - в воздухе уже запахло грядущими переменами в странах «железного занавеса», и Венгрия оказалась идеальным кандидатом, тем более что экклстоуновский план по проведению Гран-при СССР был похоронен начавшейся в нашей стране «перестройкой» - тогдашнему руководству страны было не до автоспорта.
    Критиковать трассу пилоты стали с первого же Гран-при - обгоны затруднены, качество асфальта оставляло желать лучшего, да и проектировщики некоторые повороты могли бы сделать более скоростными. По средней скорости венгерский этап опережал только гонку по улочкам Монте-Карло. Тем не менее политическое лобби со стороны седовласого Берни помогало Хунгарорингу выжить в сложные времена, когда в календаре нашлось место новым трассам в японской Сузуке, испанской Барселоне и во французском Маньи-Куре. В середине 1990-х думалось, что допотопное венгерское кольцо больше никогда не примет гонки Гран-при. Но даже когда из-под пера Тильке на свет появились автодромы в Малайзии, Китае, Бахрейне и Турции, задавшие абсолютно новые стандарты безопасности и инфраструктуры, позиции Венгрии едва ли ослабли. Ни Польша, ни Чехия, ни Болгария, ни страны бывшей Югославии особого интереса к проведению Гран-при «Формулы-1» не проявляли, поэтому и Берни Экклстоун раз за разом давал Хунгарорингу зелёный свет. Да и с точки зрения туризма Венгрия - куда более самобытная страна, чем её географические соседи.
    Но как бы ни полоскали устаревший Хунгароринг, за 25 лет он подарил болельщикам немало захватывающих гонок. Всё дело в том, что именно на такой трассе, где мощность двигателя играет второстепенную роль (на прямой старт-финиш гонщики крайне редко достигают отметки 300 км/ч), на первый план выходят мастерство пилотажа и талант самого пилота.
    В 1989 году невероятную гонку выиграл Найджел Мэнселл на «Феррари» - он посрамил тех, кто жаловался на необгонность Хунгароринга: «Британский лев» победил, стартуя 12-м! Через три года Айртон Сенна на «Макларене» взял верх над непобедимыми в сезоне-1992 гонщиками «Вильямса». В 1997-м сенсацию мог сотворить чемпион мира-1996 Дэймон Хилл, выступавший в том году за скромный «Эрроуз», на котором стоял слабенький мотор «Ямаха». Хилл лидировал три четверти дистанции и только за три круга до финиша из-за забарахлившей коробки передач отдал победу Жаку Вильнёву. В 1998-м Михаэль Шумахер в одиночку положил на лопатки команду «Макларен», чьи болиды были лучшими в чемпионате-1998. В 2003-м в великолепном стиле свою первую победу в карьере за рулём «Рено» одержал Фернандо Алонсо. В 2006-м под дождём тут не было равных Дженсону Баттону на «середняковом» болиде «Хонды».
    Возможно, и гонка 2011 года, которая пройдёт в воскресенье, запомнится нам на долгие годы. После успеха «Макларена» на прошлой неделе в Нюрбургринге следить за перипетиями борьбы на Хунгароринге станет ещё интереснее. Похоже, что к середине чемпионата силы первой тройки «Ред Булл» - «Макларен» - «Феррари» выравнялись. В Германии, где было непривычно холодно (весь уик-энд температура едва превышала 10 градусов), «Макларен» с «Феррари» переиграли «Ред Булл», занимающий первое место в Кубке конструкторов, по всем статьям. При этом представители «Феррари» сетовали на прогрев резины, стоивший Алонсо надежд на первое место.
    Уточнённый прогноз, в отличие от того, что был в начале недели, обещает сухую тёплую погоду с небольшой вероятностью гроз. По идее в таких условиях явным фаворитом выглядит «Феррари», однако сбрасывать со счетов «Ред Булл» и «Макларен» нельзя - у них на претензии итальянской «конюшни» наверняка найдутся свои контраргументы.
    Приятные воспоминания о венгерской трассе сохранились и у Виталия Петрова. Год назад, в свой дебютный сезон, именно в Хунгароринге россиянин провёл свою лучшую гонку чемпионата-2010. В квалификации он тогда опередил своего более опытного напарника по команде Роберта Кубицу, а в главном заезде финишировал пятым. Впереди него расположились только пилоты «Ред Булла» и «Феррари».
    Повторить прошлогоднее достижение Петрову будет непросто. Серьёзная модификация болида «Лотус-Рено» ожидается только к следующему этапу - Гран-при Бельгии в Спа. А гонку в Венгрии наш пилот и его партнёр Ник Хайдфельд будут проводить на тех же машинах, на которых они выступали в Германии.
    - Мы хотим большего, но пока, видимо, наш максимум - девятое-десятое место, - констатировал Виталий накануне первых тренировок в Хунгароринге. - «Мерседес» пока едет быстрее нас. Нам тяжело с ним бороться. Иногда нужно рисковать, а мы, видимо, не привыкли. Надеюсь, что вскоре удастся сделать шаг вперёд.
    У инженеров «Лотус-Рено» будет время для работы над ошибками. После этапа в Венгрии команды уйдут на четырёхнедельные каникулы. Но будем надеяться, что повод для радости у «конюшни» российского гонщика будет и в эти выходные - ведь Хунгароринг, который ещё называют «одним сплошным поворотом», может преподнести приятный сюрприз!
    

    

    На снимке: Виталий ПЕТРОВ (справа) со своим гоночным инженером Айао КОМАЦУ в паддоке Гран-при Венгрии. В пятницу в Хунгароринге было прохладно.
 ||  Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда».



На призы дяди Вити

    Футбол

    В городе Купино Новосибирской области вот уже в девятый раз прошёл футбольный турнир на призы Виктора Дмитриевича Ярец - бывшего военнослужащего, который после выхода на пенсию не устроился поудобнее на диване у телевизора, а стал тренировать мальчишек. Место проведения турнира выбрано не случайно. Ведь именно в Купино Виктор Дмитриевич провёл большую часть своей жизни, причём двадцать с лишним лет из них служил в ТЭЧ авиационного полка.


    Честно говоря, приятно узнавать, что остались ещё в нашей стране энтузиасты. Вот и Виктор Дмитриевич, или, как его все называют, дядя Витя, один из таких. Служил себе в Вооружённых Силах, ушёл на пенсию, казалось бы, посвяти себя своей семье, внукам. Но болело сердце у Виктора Дмитриевича, когда он видел мальчишек, без дела болтающихся по военному городку. Вот и решил он набрать футбольную секцию и привить ребятне любовь к спорту. Именно к спорту, а не только к футболу, ведь футбольные тренировки регулярно чередовались с волейболом или настольным теннисом, благо спортивная база полка позволяла. Но в 1998 году полк сократили и мальчишки, которых он тренировал, практически все разъехались (кстати, добрая половина тех ребят впоследствии пошла по стопам своих отцов, связав свою жизнь с армией). По инерции Виктор Дмитриевич ещё пару-тройку лет потренировал ребят, которые остались, а потом, наблюдая за тем, что творилось в бывшем военном городке, да и в самом городе, решил переехать жить в Новосибирск, как-никак дети с внуками там уже давно обосновались.
    Однако годы, прожитые в Купино, давали о себе знать. «Тянуло назад, - говорит Виктор Дмитриевич. - Сильно тянуло. Бывало, выйду на улицу и часами смотрю, как детвора мяч во дворе гоняет. Сразу вспоминаю своих пацанов, как они пришли ко мне, как они у меня сперва по мячу попадали через раз. Вот так прошёл год, потом второй, третий, ну а потом я подумал: а почему бы не организовать в Купино турнир по футболу? Сразу оговорюсь, сперва я его даже никак не назвал. Просто футбольный турнир. Как говорится, для души. Начал с каждой пенсии понемногу деньги откладывать, чтоб хоть какие-то призы купить. Определился со временем проведения - июль. Всё дело в том, что в нашем полку в июле был день части, вот и подумал, может, кто специально приедет встретиться с бывшими сослуживцами, да и в футбол заодно поиграет. Собрал денег, купил несколько кубков, грамот и поехал в Купино. Честно говоря, не ожидал, что турнир вызовет такой резонанс. В итоге решил, что турнир надо делать традиционным. Вернулся домой, и можно так сказать, что сразу начал откладывать деньги на следующий турнир. Так за свой счёт организовал шесть или семь турниров. Хорошо, вот последние турниры стали помогать проводить мои бывшие ученики. За что им огромное спасибо».
    Возвращаясь непосредственно к прошедшему турниру, отметим, что в нём приняли участие 17 детских команд, выявлявшие сильнейшего в трёх возрастных группах (10–12, 12–14 и 14–18 лет). Кроме того, по традиции состоялся и «взрослый» турнир, в котором за Кубок дяди Вити боролись три команды: нынешняя сборная города Купино, сборная района, а также сборная города образца 1990-х годов. Стоит отметить, что игроки последней команды специально приехали на турнир, ведь они уже давно не живут в Купино. Например, майоры Александр Глухов и Вячеслав Новиков служат в городе Саваслейка Нижегородской области. Очень хотел приехать на турнир, но, к сожалению, не смог полковник Нияз Мирзоев, который после службы в Купино служил в городе Канске Красноярского края, а не так давно его назначили командиром полка в Перми. Тем не менее он позвонил Виктору Дмитриевичу и пообещал в следующем году обязательно приехать на юбилейный, 10-й турнир.
    Что касается победителей турнира, то, как сказал сам Виктор Дмитриевич, победили все. Ведь, несмотря на занятое место, каждая команда получила от дяди Вити кубок и футбольный мяч. Кроме того, каждый мальчишка стал обладателем специально выпущенной к турниру медали, а также вымпела, на котором было вышито «Участнику турнира на призы Виктора Ярец».
 ||  Роман БИРЮЛИН, «Красная звезда».
Фото из семейного архива Виктора ЯРЕЦ.



Назад

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler TOP 100 Яndex